Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Алексей и его товарищи хотят открыть минимаркет в коттеджном поселке Звенигорода. Они задумали его как аналог ранее существующих сельпо, где есть всего понемногу и с продавцом можно «перекинуться парой слов». ООО они уже зарегистрировали, выбрали упрощенный режим налогообложения. Осталось организовать торговлю. Поможем сориентироваться им в основных моментах.
Содержание
- Деятельность предприятий розничной торговли
- Виды предприятий розничной торговли
- Организация работы предприятий розничной торговли
- Учет на предприятиях розничной торговли
Деятельность предприятий розничной торговли
Розничная торговля — вид деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Ключевое отличие от предприятий оптовой торговли – покупатель приобретает товар для использования в личных, семейных, домашних и иных целях. Это не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
К предприятиям розничной торговли относят:
Магазин |
Стационарный торговый объект. Предназначен для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Состоит из торгового зала, подсобных, административно-бытовых и складских помещений. Может быть: — дискаунтер (от 250 кв. м, цены ниже средних по рынку); |
Павильон | Нестационарный торговый объект. Отдельно стоящее строение или сооружение (их части) с замкнутым пространством. В торговом зале могут работать один или несколько продавцов |
Киоск | Нестационарный торговый объект. Торгового зала нет. Имеется одно рабочее место. Товарный запас хранится внутри |
Эти и другие полезные термины, относящиеся к розничной торговле, содержатся в ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 № 469-ст).
Деятельность предприятий розничной торговли регламентируется большим количеством документов. К ним относятся как общие (базовые) законы (ГК РФ, НК РФ, закон о защите прав потребителей), так и специальные нормативные акты. Они устанавливаю особые требования для отдельных групп товаров. Помимо федерального законодательства при организации работы предприятий розничной торговли также следует производить анализ документов регионального уровня. В них могут содержатся более строгие правила реализации товаров.
Виды предприятий розничной торговли
Классификация может производиться по следующим признакам:
1. По типу реализуемых товаров.
Ассортимент | Товары в продаже | |
Универсальный | Продовольственные и непродовольственные товары | |
Специализированный | Одна группа товаров или ее часть | |
Комбинированный | Несколько групп товаров, связанные общностью спроса и удовлетворяют отдельные потребности | Актуальный ГОСТ Р 51303-2023 таких определений не содержит, но эти виды ассортимента выделяет. Поэтому определения нами взяты из ранее действовавших СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5 |
Смешанный | Отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров |
2. По типу торгового объекта, где осуществляется реализация товара:
— стационарные (магазины).
— нестационарные. Помимо павильона и киоска ими могут быть палатки, елочные базары, торговые тележки и др.
3. По формам торговли. Это, в частности:
Мелкорозничная | Реализуется товар ограниченного ассортимента в нестационарных объектах и по местонахождению покупателей. Бывает: — развозная, — разносная |
Торговля по образцам | Договор купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с образцом, выставленным в месте продажи |
Дистанционная | Покупатель изучает описание товара по каталогам, буклетам, проспектам. До заключения договора купли-продажи и оплаты непосредственно ознакомиться с товаром не может. Яркий пример – телемагазин. |
Электронная | Осуществляется с использованием сети Интернет и электронных процедур |
Торговля с использованием автоматов | Товар продается через вендинговые устройства. Кинул 10 рублей – получил жвачку. Через них часто осуществляется продажа кофе |
Ярмарка | Организуется в установленном месте и на определенный срок |
Организация работы предприятий розничной торговли
Поговорим, о чем нелишне позаботиться при организации работы минимаркета. Будем исходить из того, что здание для торговли имеется и оборудовано витринами, холодильниками. Работники имеют медкнижки, пожарная безопасность соблюдается.
1. Нужно приобрести онлайн-кассу. Аппарат можно купить, взять в аренду. В устройство вставляется фискальный накопитель (специальное запоминающее устройство). На нем фиксируются, шифруются и хранятся все данные о продажах. Его выбор зависит от системы налогообложения и от того, будет ли магазин работать с маркированной продукцией.
Каждую онлайн-кассу и фискальный накопитель нужно зарегистрировать в налоговой службе. Это можно сделать дистанционно при помощи электронной цифровой подписи. Инструкция есть на портале «Госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/help/faq/cash_register_equipment/102627.
Сведения с фискального накопителя направляются в налоговую. Посредником выступает оператор фискальных данных, с которым необходимо оформить договор. Список доступен на сайте налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/.
Онлайн-кассы бывают двух основных видов:
1) смарт-терминал. Имеют операционную систему и сенсорный дисплей.
Для работы также необходимы сканеры штрихкодов, принтер чека, банковский терминал для безналичной оплаты. Они, как правило, подключаются к кассе через отдельные USB-выходы. Бывают кассы со встроенными банковским терминалом и принтером чека;
2) фискальные регистраторы. Устройство, которое включает в себя фискальный накопитель и принтер кассового чека. Его необходимо подключать к компьютеру, ноутбуку, планшету. Дополнительно требуется сканер штрихкода и банковский терминал.
Выбор онлайн-кассы остается за руководством торгового предприятия.
Особенности применения онлайн-касс и фискальных накопителей закреплены в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
2. Необходимо наладить работу с поставщиками. Важно учесть, что товар должен поступать одновременно с сопроводительными документами: товарно-транспортными накладными, счет-фактурами (потребуется для бухучета), сертификатами качества (должны предъявляться покупателям по их требованию).
3. Следует обеспечить контроль качества реализуемой продукции (срока годности, товарного вида товаров) и параметров влажности и температуры в помещении.
4. Знать о действующих предписаниях в части реализации отдельных товаров:
1) табачные изделия и никотиносодержащая продукция.
Расположение магазина | 100 метров от территории школы или иного образовательного учреждения (измеряется по прямой) | Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ | Ч. 7 ст. 19 |
Покупатели | Только совершеннолетние | Ч. 1 ст. 20 | |
Требования к демонстрации | В торговом зале размещается перечень табачной продукции, которая продается в магазине (черным текстом на белом фоне в алфавитном порядке без рисунков). Выкладка запрещена | Пп.. 4, 5 ст. 19 | |
Соблюдение требований о цене | Нельзя продавать ниже единой минимальной цены | Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ | Ч. 6 ст. 7 |
Упаковка | Только потребительская | П. 5 ч. 1 ст. 6 | |
Маркировка | Оборот допускается только при наличии средств идентификации. Продавец должен зарегистрироваться в информационной системе мониторинга («Честный знак») и внести туда необходимые сведения. Ссылка на систему https://markirovka.crpt.ru/login-kep |
Ч. 3 ст. 5, а также п. 4. Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 |
2) алкогольные напитки. В их число, вопреки распространенному мнению, также входит пиво и медовуха. Полный перечень видов алкоголя указан в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Список мест, где запрещена продажа алкогольной продукции, закреплен в ст. 16 названного закона. Продавать алкоголь можно с 8 утра и до 11 вечера по местному времени. Региональные власти могут это время изменить.
Несовершеннолетним продавать нельзя. Если есть сомнения в достижении совершеннолетия – продавец вправе потребовать документ, подтверждающий возраст.
Иначе – ответственность. Административная по части 2.1 статьи 14.6 КоАП РФ (штрафы на организацию до 500 тыс. рублей) или уголовная по ст. 151.1 УК РФ (наказание – штраф или исправительные работы).
Применительно к реализации алкоголя дополнительные ограничения устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. Наш магазин планируется к открытию в Звенигороде. Поэтому обращаемся к Закону Московской области от 27.04.2012 № 40/2012-ОЗ. И видим следующие требование — размер оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, должен составлять не менее 500 тыс. рублей (ст. 5).
В Москве дополнительных предписаний для реализации алкоголя больше и требование к уставному капиталу серьезнее (1 млн рублей). В Ленинградской области продавать алкоголь нельзя уже с 10 вечера, а разрешено только с 9 утра. В Адыгее и вовсе придется ждать до 11 утра.
Учет и контроль алкогольной продукции осуществляется в ЕГАИС. Розничные продавцы также должны подключиться к системе. Порядок доступен по ссылке https://fsrar.gov.ru/egais/podkljuchenie_k_sisteme_egais.
3) энергетики и другие тонизирующие напитки (на кофе и чай специальные правила не действуют).
Их нельзя продавать несовершеннолетним. Чтобы определить, относятся ли кофеиносодержащие напитки (пепси, кола и др.) к безалкогольным тонизирующим напиткам, подпадающим под запрет, нужно руководствоваться сведениями на потребительской упаковки о содержании кофеина и других тонизирующих веществ (письмо Роспотребнадзора от 10.04.2025 № 09-5220-2025-05).
За нарушение наступает административная ответственность по ст. 14.16.1 КоАП РФ (штраф – до 500 тыс. рублей).
4) мясо. На предприятиях розничной торговли не допускается:
— реализация мяса птицы механической обвалки (мясо отделяется от костей на специальном оборудовании);
— повторное упаковывание под вакуумом продуктов убоя птицы, ранее упакованных под вакуумом (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.10.2021 № 110).
Понимаем, что сотрудники минимаркета вряд ли будут отделять мясо от костей. Привели последний пример для того, чтобы показать, как много требований надо учесть при открытии розничного универсального магазина.
Учет на предприятиях розничной торговли
Алексей у нас по образованию бухгалтер. Учет планирует вести сам, вот только теорию подзабыл. Обратим его внимание некоторые моменты.
1. Прием товара.
В розничной торговле товары можно принимать к бухучету по продажной стоимости. Она равна их продажной цене — стоимости покупки, увеличенной на торговую наценку. Наценку при этом стоит учитывать отдельно — на специальном счете 42 (п. 20 ФСБУ 5/2019). Приведем пример учета:
ООО закупило:
10 кг конфет «Ромашка». Цена 300 рублей за 1 кг. Всего 3 тыс. рублей. |
Торговая наценка – 50 % — 1 500 рублей за 10 кг |
20 кг печенья. Цена 400 рублей за 1 кг. Всего 8 тыс. рублей. |
Торговая наценка – 30 % — 2 400 рублей за 20 кг |
За месяц продано:
5 кг конфет по 450 рублей за кг (2 250 рублей) |
Выручка – 7 450 рублей |
10 кг печенья по 520 рублей за кг (5 200 рублей) |
Считаем наценку в среднем:
Общая наценка за товары, поступившие за месяц | 1 500 р. (за 10 кг конфет) +2 400 (за 20 кг печенья) = 5 900 рублей |
Стоимость остатка на конец месяца | Конфеты – 2 250 р. (осталось 5 кг по цене 450 р. за 1 кг. с учетом наценки) Печенье – 5 200 р. (осталось 10 кг по 520 р. за 1 кг. с учетом наценки). Итого: 7 450 рублей |
Делим наценку по поступившим товарам на сумму выручки и стоимости остатка товара. И умножаем на 100. | 5 900 / (7 450+7 450) х 100. Получаем 39 процентов |
Сколько наценки приходится на проданные товары | 7 450 х 39 % = 2 905 рублей Оставшуюся наценку надо прибавить к наценке по товарам, поступившим в следующем месяце. |
Проводки будут выглядеть следующим образом:
Дебет | Кредит | Операция | Сумма |
41 | 60 | Прием к учету конфет | 3 тыс. рублей (10 кг по 300 рублей) |
41 | 42 | Отражена торговая наценка на конфеты 50 % | 1 500 рублей |
41 | 60 | Прием к учету яблок | 8 тыс. рублей (20 кг по 400 рублей) |
41 | 42 | Отражена торговая наценка на печенье 30 % | 2 400 рублей |
50 | 90-01 | Отражена выручка | 7 450 рублей |
90-02 | 41 | Списана продажная стоимость конфет и печенья | 7 450 рублей |
90.02 | 42 | Сторнирована реализованная торговая наценка | 2 905 рублей |
90.09 | 99.01 | Отражена прибыль от продаж | 2 905 рублей |
2. Коммерческие расходы — это расходы на продажу: рекламу, доставку товара покупателю, содержание магазинов и складов. Торговые организации учитывают их на субсчете 44.01 вместе с управленческими расходами и товарно-заготовительными расходами (ТЗР).
В конце месяца на субсчете 44.01 оставляют ТЗР по непроданным товарам, другие затраты списывают на счет 90. Для этого открывают либо субконто «коммерческие расходы» к счету 90.02, либо отдельный субсчет 90.07.
3. Управленческие (общехозяйственные) расходы. Относятся к деятельности компании в целом. Это амортизация здания офиса или плата за его аренду, зарплата руководства, бухгалтерии, юристов, расходы на связь. Их учитывают на счете 26, а в конце месяца полностью списывают на счет 90. Для этого открывают либо субконто «управленческие расходы» к счету 90.02, либо отдельный субсчет 90.08.
Если Алексей не хочет вникать и нанимать отдельного сотрудника тоже не желает, руководство ООО может прибегнуть к услугам бухгалтера на аутсорсе.
Налоговый учет в розничной торговле осуществляется в общем порядке в зависимости от выбранной системы налогообложения.
Вы можете оставить первый комментарий