Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Разница между выручкой и прибылью

Главной целью любой коммерческой компании является извлечение прибыли. Кроме этого, существует еще одно понятие, смысл которого на первый взгляд очень схож с предыдущим. Речь идет о выручке. И прибыль, и выручка — основные показатели, которые характеризуют экономическую деятельность фирмы. Оба эти понятия связаны с доходом. В нашей статье постараемся разграничить понятия «доход», «прибыль» и «выручка», рассмотрим, чем они различаются между собой. Также разберем, на какие виды подразделяется прибыль, получаемая предприятием.

В чем разница между выручкой, доходом и прибылью

Чтобы понять, в чем заключается разница между тремя этими понятиями, нужно выяснить, что означает каждое из них с бухгалтерской точки зрения и как складываются эти показатели. Правила формирования в бухучете данных о доходах коммерческих компаний сформулированы в положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″, утвержденному Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.

Разберемся, что такое выручка, и для большей наглядности приведем пример.

Кафе «Крендель» в пятницу продало напитков, мороженого и десертов на 90 тыс. рублей, а в субботу — на 110 тыс. рублей. То есть за эти два дня кафе заработало благодаря своей целевой деятельности 200 тыс. рублей. Это и будет считаться выручкой.

Выручка компании – это доходы от продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг при ведении юрлицом своей обычной деятельности (п. 5 положения).

Доход более широкое понятие. Для того чтобы продемонстрировать, что оно обозначает, приведем другой пример. Кафе «Крендель» получает денежные средства не только от продажи напитков, мороженого и десертов, но иногда и от того, что сдает в аренду один из своих рефрижераторов. Кроме того, недавно кафе выиграло дело в арбитражном суде – в пользу него была взыскана крупная денежная сумма с поставщика, нарушившего обязательства по договору. Здесь речь уже идет о доходе, который помимо выручки от обычной деятельности компании включает в себя дополнительные поступления, называемые «прочими» (п. 4 положения).

Согласно пункту 2 положения доходами фирмы считается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств либо иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала компании, не считая вклады участников.

При этом не признаются доходами предприятия приход от других юрлиц или физлиц:

  • НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других обязательных платежей;
  • средств по агентским договорам или договорам комиссии;
  • предоплаты товаров, работ или услуг;
  • авансов в счет оплаты товаров, работ или услуг;
  • задатка;
  • сумм, внесенных в качестве залога;
  • средств в счет погашения займа или кредита.

Доход может равняться выручке, если у компании нет никаких прочих поступлений, а может быть выше нее.

Осталось разобрать еще одно понятие – «прибыль». Налоговый кодекс РФ относит к прибыли положительную разницу между доходами и расходами организации.

Так, кафе «Крендель» за июнь получило доход, равный выручке в размере 3 млн рублей. Но из указанной суммы компанией было потрачено 1,4 млн рублей. Это вызвано:

  • обязательными платежами в бюджет;
  • выплатой процентов по кредиту;
  • перечислением зарплаты работникам;
  • издержками на аренду помещений;
  • затратами на коммунальные услуги;
  • покупкой расходных материалов.

После чего у кафе «Крендель» осталось 1,6 млн рублей (3 млн – 1, 4 млн). Эти оставшиеся средства и будут считаться прибылью компании оставшейся после вычета расходов.

Отличие выручки от прибыли

Выручкой признается то, что фирма получит от основной деятельности — реализации своих обычных товаров, работ или услуг. Так, кафе зарабатывает, продавая напитки, мороженое и десерты, тамада – проводя торжества и празднества, стоматология – оказывая услуги по лечению зубов. Компания получит выручку, если продажи идут. Если же товары, работы или услуги не пользуются спросом, то выручка может быть нулевой.

Прибыль, в отличие от выручки, показывает, сколько средств осталось у компании после покрытия всех расходов. Если предприятие потратило больше, чем заработало – оно окажется в минусе. И наоборот, если организацией было заработано больше денег, чем израсходовано, то ее деятельность можно признать успешной.

Существует также понятие рентабельности компании. Оно основано на оценке отношения рассмотренных показателей и выражается в процентах. Определяют рентабельность предприятия по следующей формуле: рентабельность = прибыль / выручка х 100.

Так, рентабельность кафе «Крендель» за июнь составила 53  процента (1 600 000 / 3 000 000 x 100).

Рентабельность указывает на то, сколько прибыли получила компания с каждого рубля выручки.

Что касается рассматриваемого кафе «Крендель», то для него один рубль выручки соответствует 53 копейкам прибыли. 

Виды прибыли организации

В бухучете применяются разные виды прибыли, четыре из которых показывают результаты деятельности компании на разных этапах ее деятельности. Разберем их подробнее.

  • Валовой считается прибыль, равная разнице между выручкой и себестоимостью производства. Так, для кафе «Крендель» к себестоимости может относиться аренда помещения, реклама, зарплата персонала, стоимость продуктов и другого сырья.
  • Операционная прибыль – это та, для определения которой из валовой прибыли вычитаются дополнительные затраты на ведение бизнеса, то есть операционные расходы. В нашем примере с кафе «Крендель к операционным расходам могут относиться затраты на украшение зала к празднику, оплата договора подряда флористу за подготовку цветочных композиций для расстановки их на столиках кафе, оплата транспортных перевозок.
  • Балансовая прибыль – это полученный доход до уплаты налогов. Для ее расчета нужно из доходов организации, помимо себестоимости и операционных расходов, вычесть еще и расходы на нецелевую деятельность – проценты по кредитам, штрафы и прочее.
  • Чистая прибыль – это те средства, которые остаются после уплаты всех видов расходов: себестоимости, дополнительных трат и налогов. Именно этот показатель и определяет финансовую успешность компании.

Есть также такое понятие, как маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации определенного количества продукции, товаров, работ или услуг над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. То есть это часть выручки, которая остается у компании для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Поэтому маржинальную прибыль называют также «суммой покрытия». Величина этого показателя напрямую зависит от отрасли производства, категории производимых или реализуемых товаров, работ или услуг, а также от региона, в котором компания осуществляет свою деятельность. 

Обсуждение (2)

Сначала старые Сначала популярные
trackback
Ксения Сергеевна
4 месяцев назад
Голос за0Голос против0

Постоянно путаю эти понятия, в статье все четко разобрано, ясно и по-делу, спасибо!

trackback
Евгения
4 месяцев назад
Голос за0Голос против0

Полезно!

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь