Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Регистрация бизнеса онлайн: новые возможности

Над статьей работали:

В последнее время создать свой бизнес можно очень быстро — даже за один день. ФНС постоянно упрощает процесс регистрации, предоставляя право стать предпринимателем не выходя из дома. В этом могут помочь различные онлайн-сервисы, созданные налоговиками. Они позволят и оформить документы в электронном виде, и подать их в налоговую инспекцию.

Государственная регистрация

Бизнес  и индивидуальные предприниматели приобретают легитимный статус после государственной регистрации, которую проводит ФНС. При этом документы нельзя в один прием подать инспекторам. Этому должна предшествовать подготовительная работа.

Перед тем как подать документы в регистрирующую налоговую инспекцию, потребуется:

  1. Установить круг лиц, которые станут учредителями новой компании.
  2. Определиться с названием будущей фирмы.
  3. Выбрать местонахождение ООО, которое определяется  местом ее государственной регистрации, и адрес. Место нахождения – это муниципальное образование, населенный пункт, например, город, район, на территории которых регистрируется компания.

В пределах места нахождения фирмы указывают ее адрес, его еще называют юридическим адресом. Адрес – это конкретные данные о местонахождении фирмы с точностью до номера дома и офиса (или квартиры), по которому находится ее руководитель – постоянно действующий исполнительный орган компании.

В качестве адреса можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения. Адрес организации можно не включать в ее учредительные документы.

При этом если впоследствии фирма решит поменять свой адрес в пределах места нахождения, то вносить изменения в устав и представлять его на регистрацию изменений не потребуется. Достаточно будет оформить и подать заявление по форме № Р13014;

  1. Выбрать коды ОКВЭД для ведения деятельности будущего ООО.
  2. Выбрать будущий режим налогообложения. Если планируете сразу применять УСН, налоговики рекомендуют включить в комплект документов на регистрацию заявление по форме № 26.2-1. Но и после создания бизнеса шанс перейти на УСН есть. На раздумья налоговики дают один месяц. В течение 30 дней с момента постановки новой фирмы или ИП на учет еще есть возможность подать заявление о переходе на УСН. В таком случае предприниматель считается перешедшим на этот спецрежим с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве. В случае пропуска 30-дневного срока перейти на УСН можно будет только с начала следующего года.
  3. Определиться с размером уставного капитала компании. Если фирма создается в форме ООО, минимальная сумма ее УК – 10 тыс. рублей. Вносить уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев со дня регистрации.
  4. Определиться с органами управления. Как правило, компанией руководит один директор. Но закон разрешает компании иметь и несколько начальников, действующих совместно или независимо друг от друга.
  5. Разработать устав компании. Для фирм, создаваемых в форме ООО, этот шаг упростили. Вместо того чтобы тратить время на разработку устава, можно воспользоваться его типовой формой. Закон разрешает выбирать из 36 готовых уставов. Отличия касаются выхода участников из общества, порядка перехода доли к другим участникам, единоличного исполнительного органа и т.д. Подобрать себе нужный вариант можно с помощью сервиса ФНС.
  1. Оформить решение о создании компании. Для этого нужно утвердить решение учредителя или протокол общего собрания, подписать договор об учреждении ООО. Все эти действия проводят, как правило, на общем собрании учредителей. При этом:

– если у фирмы один учредитель, он самолично принимает решение о создании ООО и оформляет его решением единственного учредителя о создании. Договор об учреждении ООО при этом не нужен;

– если учредителей два и более, они принимают решения на собрании и оформляют это протоколом общего собрания учредителей ООО. В этом случае еще составляют договор об учреждении ООО. Подтвердить принятие общим собранием участников ООО решения и состава участников, присутствовавших при его принятии, можно различными способами, один из которых – нотариальное удостоверение.

После того как все перечисленные решения компания оформила документально, можно переходить к этапу формирования регистрационного комплекта документов.

Документы для регистрации

Чтобы зарегистрировать фирму, нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения создаваемой организации. В городах с численностью населения более 1 млн человек документы на регистрацию надо сдавать в ФНС, которая специализируется на госрегистрации. Это не обычная инспекция по месту нахождения будущего бизнеса, а единый регистрационный центр. В Москве документы на регистрацию принимает межрайонная ИФНС № 46.

Комплект документов на регистрацию ООО состоит:

– из заявления по форме № Р11001;

– решения о создании;

– устава ООО. Исключение – переход на готовый устав. Печатать выбранный типовой устав и вкладывать его в комплект документов на регистрацию не нужно. Достаточно в заявлении о создании ООО по форме № Р11001 указать номер подходящего варианта;

– квитанции о перечислении пошлины в сумме 4 тыс. рублей.

Комплект документов на регистрацию физлица в качестве ИП состоит:

– из заявления по форме № Р21001;

– оригинала или копии паспорта лица, которое регистрируется в качестве ИП;

– квитанции о перечислении пошлины в размере 800 рублей.

При подаче электронных документов для госрегистрации через сайт ФНС либо гослуслуги, а также при направлении документов в регистрирующий орган через МФЦ или нотариуса, уплачивать госпошлину не нужно.

Как подать документы

Подать документы на госрегистрацию бизнеса можно:

– непосредственно обратившись в регистрирующую налоговую. В этом случае подпись заявителя на заявлении возможно не удостоверять нотариально;

– через МФЦ. Если заявитель подаст документы в МФЦ, имея при этом паспорт, его подпись на заявлении удостоверять у нотариуса не требуется;

– направив комплект документов по почте. Почтовое отправление должно быть с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения. В таком случае требуется нотариальное удостоверение подписи в заявлении;

– через единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. Можно воспользоваться онлайн-регистрацией бизнеса, выбрав сервис на сайте ФНС или мобильное приложение. В этом случае документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью;

– через нотариуса – только при личном обращении в нотариат за отдельную плату. При этом в рамках одного нотариального действия нотариус засвидетельствует подлинность подписи подателя на заявлении и в тот же день представит документы на регистрацию.

Электронный сервис

ФНС предлагает воспользоваться различными онлайн-сервисами, в зависимости от того, в какой форме создается бизнес:

  1. При госрегистрации ООО – сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

Регистрация ООО с помощью сервиса ФНС проходит в несколько этапов:

– заполнение заявления о госрегистрации. При этом налоговики рекомендуют дополнительно воспользоваться возможностями сервиса «Прозрачный бизнес». Он предназначен для представления информации о лицах, которые принимают участие в создании и дальнейшем ведении бизнеса;

– выбор типового устава ООО;

– выбор спецрежима налогообложения;

– проверка сведений, который указал заявитель;

– выбор способа подачи документов на регистрацию;

– оплата пошлины;

– направление документов на госрегистрацию. Сделать это можно напрямую из сервиса, подписав бумаги электронной подписью заявителя.

  1. При госрегистрации ИП – сервис «Государственная регистрация ИП».

При этом будущему бизнесмену понадобится:

– указать сведения о себе;

– выбрать вид деятельности, указав ОКВЭД;

– выбрать налоговый режим.

Далее физлицо выбирает способ подачи документов на регистрацию, оплачивает пошлину и подает комплект в налоговую напрямую из сервиса.

При положительном результате поступит приглашение о посещении регистрирующей ФНС.

Но результат госуслуги могут прислать заявителю в электронном виде по адресу электронной почты, который он укажет в форме № Р21001.

  1. При госрегистрации ИП – мобильное приложение «Личный кабинет ИП». После его установки любой гражданин старше 18 лет, если в его отношении за последние 3 года не проводилась процедура банкротства, может подать заявление на регистрацию и получить доступ в ЛК ИП.

Здесь также необходимо пройти несколько шагов:

– в приложении заполнить заявление на регистрацию;

– сделать свое фото (селфи) и фото разворота паспорта с основными данными (страницы 2 и 3) камерой смартфона;

– оплатить госпошлину за регистрацию в размере 800 рублей.

Сформированный комплект документов в электронном виде поступит в регистрационный центр. Начиная со следующего дня у будущего ИП есть месяц на то, чтобы лично явиться в ИФНС по месту жительства. С собой нужно иметь только паспорт. Гражданин подпишет заявление и уведомление о выбранной системе налогообложения, получит расписку и данные для доступа в ЛК ИП.

В день посещения его поставят на учет как ИП, а на электронную почту направят выписку из ЕГРИП;

  1. При госрегистрации в качестве самозанятого – мобильное приложение «Мой налог». При этом пользователям ЛК для физлиц достаточно войти в приложение, используя ИНН и пароль сервиса, указать и подтвердить свой номер мобильного телефона и выбрать регион осуществления деятельности.

Если доступ в ЛК отсутствует, в процессе регистрации добавится шаг, на котором будет нужно отсканировать с помощью мобильного приложения свой паспорт и сделать собственную фотографию.

Отметим, что и процесс регистрации самозанятых совершенствуют. Так, с 1 августа 2022 года стать самозанятым можно через госуслуги. Посылать свою фотографию для этого не понадобится. Сообщение о присвоение статуса или отказа в этом, если у физлица по какой-то причине нет права на НПД, также придет на портал.

Еще одно новшество ФНС, упрощающее госрегистрацию, – онлайн-сервис «Госключ». Это совместный проект налоговиков и Минцифры. «Госключ» – мобильное приложение, которое создано для подписания документов, подаваемых на госрегистрации фирм или ИП. Единственное неудобство – предварительно потребуется подготовить документы на регистрацию, воспользовавшись другим онлайн-помощником от ФНС – «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

С помощью «Госключа» готовый пакет документов можно подписать прямо из дома. После все документы автоматически перенаправят в инспекцию.

В приложении можно бесплатно получить УНЭП либо УКЭП для подписания документов в электронном виде. Для получения сертификата УКЭП в «Госключе» потребуется:

– подтвержденная учетная запись на госуслугах;

– смартфон с NFC-модулем;

– биометрический загранпаспорт – поскольку он содержит позволяющий идентифицировать физлицо чип с персональными данными.

При регистрации ИП и ООО с типовым уставом результат с помощью «Госключа» можно получить в течение одного дня.

Срок рассмотрения

Если оснований для отказа в регистрации фирмы нет, в течение 3 дней налоговики внесут в ЕГРЮЛ запись о создании новой фирмы, а о регистрации ИП – в ЕГРИП.

Регистрация бизнеса с помощью онлайн-способов позволяет сократить этот срок до одних суток.

 

Обсуждение (1)
Сначала старые Сначала популярные
trackback
Дмитрий
2 лет назад
Голос за0Голос против0

Эту статью нужно включать в школьную программу. Изложены все современные способы онлайн-регистрации бизнеса в одном месте (и бесплатно).

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь