Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Международные договоренности об устранении двойного налогообложения позволяют резидентам не платить дважды налоги на доходы или имущество и применять пониженные ставки при их уплате. Это снимает налоговые барьеры, которые препятствуют движению капиталов и рабочей силы между странами. В условиях санкций действие налоговых конвенций постоянно корректируется. О том, каким образом регулируется их применение в настоящее время, расскажем далее.
Содержание

  1. Суть соглашения об избежании двойного налогообложения
  2. Действующие соглашения об избежании двойного налогообложения
  3. Какие соглашения об избежании двойного налогообложения приостановлены
  4. Как работает соглашение об избежании двойного налогообложения

Суть соглашения об избежании двойного налогообложения

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это международный договор, который позволяет не облагать дважды одним и тем же налогом доход или имущество в разных странах.

Бизнесмены или физлица, которые живут или работают в нескольких государствах, могут сталкиваться с проблемой дублирования налогов — к примеру, в отношении дивидендов, процентов, роялти.

Обычно это касается налогов на доходы организаций и физлиц, имеющих постоянное местопребывание в одном государстве и получающих доходы в другом. Чаще всего СОИДН решают вопросы, связанные с двойной уплатой НДФЛ, налога на прибыль организаций и имущественных налогов компаний и обычных граждан.

Заключение СОИДН с другими странами позволяет:

а) применять льготные ставки по иностранным доходам;
б) зачитывать уплачиваемые за рубежом налоги в счет налога, перечисляемого в РФ;
в) получать освобождение от налогообложения дохода, выплачиваемого в другой стране.

Международные конвенции с другими странами урегулируют порядок уплаты получателем дохода соответствующего налога только в одной из договаривающихся стран либо в обеих, но по особым правилам.

Как правило, они предоставляют возможность перечислять обязательные платежи по сниженным ставкам с возможностью зачета налога, уплаченного за границей, в своей стране.

Действующие соглашения об избежании двойного налогообложения

В настоящее время действуют только соглашения, заключенные с дружественными государствами.
По состоянию на декабрь 2024 года можно говорить о применении действующих международных соглашений об избежании двойного налогообложения (МСОИДН), заключенных:

1) с Азербайджаном,
2) Алжиром,
3) Аргентиной,
4) Арменией,
5) Беларусью,
6) Ботсваной;
7) Бразилией,
8) Венесуэлой,
9) Вьетнамом,
10) Египтом,
11) Израилем,
12) Индией,
13) Индонезией,
14) Ираном,
15) Казахстаном,
16) Катаром,
17) Киргизией,
18) Китаем,
19) САР Гонконгом, КНР,
20) КНДР,
21) Кубой,
22) Кувейтом,
23) Ливаном,
24) Малайзией,
25) Мали,
26) Марокко,
27) Мексикой,
28) Молдовой,
29) Монголией,
30) Намибией,
31) ОАЭ,
32) Оманом,
33) Саудовской Аравией,
34) Сирией,
35) Таиландом,
36) Таджикистаном,
37) Туркменистаном,
38) Турцией,
39) Узбекистаном,
40) Филиппинами,
41) Чили,
42) Шри-Ланкой,
43) Эквадором,
44) ЮАР.

С первого января 2025 года список действующих международных договоров пополнится еще одним — СОИДН между Россией с Абхазией.

Минфин отметил особенности начала применения этого договора с 1 января 2025 года:

а) в отношении налогов, удерживаемых у источника, — с сумм, выплачиваемых или начисляемых 1 января или после 1 января 2025 года;
б) в отношении других налогов — по налогам, подлежащим уплате за любой налоговый год, начинающийся 1 января или после 1 января 2025 года.

Какие соглашения об избежании двойного налогообложения приостановлены

В 2023 году было приостановлено действие ряда СОИДН, заключенных с недружественными странами. Президент перечислил их в своем Указе от 08.08.2023 № 585, (далее — указ № 585).

По состоянию на декабрь 2024 года к числу недействующих международных договоров относятся договоренности, оформленные:

1) с Австралией,
2) Австрией,
3) Албанией,
4) Бельгией,
5) Болгарией,
6) Великобританией,
7) Венгрией,
8) Германией,
9) Грецией,
10) Данией,
11) Ирландией,
12) Исландией;
13) Испанией,
14) Италией,
15) Канадой,
16) Кипром,
17) Кореей,
18) Латвией,
19) Литвой,
20) Люксембургом,
21) Македонией,
22) Мальтой,
23) Нидерландами,
24) Новой Зеландией,
25) Норвегией,
26) Польшей,
27) Португалией,
28) Румынией,
29) Сербией, Черногорией,
30) Сингапуром,
31) Словакией,
32) Словенией,
33) США,
34) Украиной,
35) Финляндией,
36) Францией,
37) Хорватией,
38) Чехией,
39) Швейцарией,
40) Швецией,
41) Японией.

При этом не поставили полностью на паузу действие всех международных конвенций с вышеперечисленными зарубежными странами. Указом № 585 было приостановлено применение отдельных статей СОИДН либо отдельных пунктов протоколов к СОИДН.

Приостановление действует с момента опубликования указа № 585. Следовательно, с 8 августа 2023 года учитываются изменения в действии механизма устранения задвоения налогов с вышеперечисленными странами.

К примеру, в отношении выплат иностранным компаниям, квалифицируемых в соответствии с п. 1 ст. 309 НК РФ в качестве доходов от источников в РФ, с даты официального опубликования указа № 585 применяются положения Кодекса, а не СОИДН.

При этом замораживание действия отдельных статей СОИДН относится только к платежам, произведенным с 8 августа 2023 года, и не касается доходов, выплаченных до даты официального опубликования указа № 585.

То есть, при выплате, к примеру, дивидендов инофирме — резиденту государства, отдельные положения СОИДН с которым приостановлены, налоговому агенту – российскому юрлицу нужно исчислить, удержать и перечислить налог у источника выплаты в следующем порядке:

а) если выплата была до 8 августа 2023 года, применяется налоговая ставка, предусмотренная положениями СОИДН;
б) если доход выплатили после 8 августа 2023 года, применяется ставка 15 процентов в соответствии пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Такое пояснение дала ФНС РФ в письме от 29.11.2023 № ШЮ-4-13/14936@.
Некоторые МСОИДН содержат формулировки, позволяющие зачитывать только тот налог, который взимается на основе соглашения, а не местного законодательства.

Минфин отмечал, что, физлица, получающие дивиденды от источников за пределами РФ, вправе уменьшить НДФЛ на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только если источник дохода находится в государстве, с которым есть СОИДН (письмо от 10.04.2023 № 03-04-05/31898).

Например, в рамках конвенции с США, при получении дохода в виде дивидендов, налог уплачивается по ставке 10 процентов у источника выплаты и 3–5 процентов в РФ. При денонсации этой договоренности у физлица появляется необходимость платить налог дважды – 30 процентов в США и 13–15 процентов (до 22 процентов в 2025 году) на территории РФ. Таким образом, налоговая нагрузка физлица возрастает более чем в два раза.

Приостановление действия СОИДН не означает, что они признаются недействующими. Пока речь идет только об одностороннем ограничении применения ряда договоренностей или их отдельных положений.

Для окончательного разрыва двусторонних отношений нужна процедура денонсации, которая требует принятия Госдумой соответствующего федерального закона или получения ноты о прекращении сотрудничества от посольства другой стороны.

В настоящее время ряд международных договоров уже денонсирован или планируется к окончательной отмене. К ним относятся соглашения, оформленные:

1) с Данией. Конвенция с этой страной прекратила свое действие с 1 января 2024 года;
2) Канадой. Договор с Канадой не применяется с 18 ноября 2024 года согласно ноте посольства этой страны;
3) Латвией. Соглашение денонсировано Федеральным законом от 28.02.2023 № 40-ФЗ и прекратило свое действие с 1 января 2024 года;
4) Литвой. Литовская Республика проинформировала о прекращении действия соглашения с 1 января 2026 года;
5) Нидерландами. Соглашение денонсировано Федеральным законом от 26.05.2021 № 139-ФЗ и прекратило свое действие с 1 января 2022 года;
6) Украиной. Соглашение прекратило свое действие с 1 января 2023 года в связи с нотой Украины;
7) Швецией. Королевство Швеции в своей ноте проинформировало о полном приостановлении действия конвенции в качестве ответной меры с 1 февраля 2025 года.
Некоторые страны заявили не о полной денонсации соглашения, а о взаимном приостановлении действия его отдельных положений. Это произошло:
1) с США, которые уведомили о взаимном приостановлении действия положений пункта 4 статьи 1, статей 5–21 и 23 договора, а также протокола к нему с 16 августа 2024 года;
2) Францией, которая проинформировала о приостановлении действия статей 5–22 и 24 конвенции, а также пунктов 2–9 протокола к ней с 8 августа 2023 года в качестве ответной меры.
3) Чехией. В своей ноте Чехия проинформировала, что она также не будет выполнять приостановленные положения конвенции с 11 августа 2023 года.
Ряд государств только планируют принять ответные меры. Об этом сообщили:
1) Великобритания,
2) Греция,
3) Румыния.
Однако последующего официального уведомления о принятии конкретных мер РФ получено не было.
В то же время есть информация и о том, что другая страна не принимает к сведению информацию о приостановлении применения российской стороной отдельных положений СОИДН. Об этом заявила Польша.
Указ № 585 притормозил применение некоторых статей перечисленных в нем МСОИДН до устранения зарубежными недружественными странами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении РФ этих международных договоренностей.
Исходя из статьи 39 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» приостановление освобождает РФ от обязательства выполнять договор в течение периода приостановления, однако возобновление его действия не исключено.

Как работает соглашение об избежании двойного налогообложения

Двойное налогообложение доходов или имущества устраняется путем:

а) зачета налогов, уплаченных в одной стране, в счет уплаты аналогичных налогов в другой стране;
б) освобождения от налога отдельных видов доходов или имущества в одной из договаривающихся стран.
К примеру, НК предусматривает уплату налога на доход у источника в виде лицензионных платежей за использование прав на объекты интеллектуальной собственности (пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ).

При этом перечень видов доходов от использования в РФ прав на объекты ИС, подлежащих налогообложению налогом у источника выплаты, открыт.

То есть в отсутствие МСОИДН налог удерживается в размере 20 процентов с таких выплат по НК.
СОИДН могут ограничивать, в том числе исключать, положения НК, которые определяют налогообложение доходов инофирм.

Квалификация дохода, предусмотренная положениями СОИДН, имеет приоритет над внутренним законодательством в силу Конституции РФ и НК РФ.

К примеру, договор с Канадой ограничивал ставку налога на доходы до 10 процентов.

В то же время он же прямо исключал распространение своих правил на доходы от авторских прав и лицензий за использование или предоставление права использования компьютерного ПО.

Следовательно, доход от лицензий за использование ПО квалифицировался как прибыль от предпринимательской деятельности резидента Канады и облагался налогом только в этой стране (письмо Минфина РФ от 22.10.2021 № 03-08-05/85598).

Поэтому такой доход не облагался налогом в РФ.

Несмотря на заключение СОИДН, возможность выбора государства, в котором можно уплатить налог, у налогового агента либо налогоплательщика не появляется.

В частности, по СОИДН с Республикой Беларусь дивиденды, выплачиваемые российским предприятием лицу в Беларуси, могут облагаться налогом в этой республике.

Вместе с тем у РФ в такой ситуации также есть право взимать налог, но не более 15 процентов (п. 1, п. 2 ст. 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»).
Указанное не означает что белорусский налогоплательщик может выбирать, заплатить ему налог в России или в Беларуси.

Российский налоговый агент обязан удержать 15 процентов с дивидендов, выплачиваемых лицу в Беларуси. После этого получатель сможет зачесть удержанный таким образом налог против своих обязательств в Беларуси (письмо ФНС РФ от 09.03.2023 № ШЮ-4-13/2691@).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь