Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Учет прочих расходов

В нашем материале поговорим, какие расходы Минфин лаконично назвал «прочие». Посмотрим, какими документами вопрос регламентируется в настоящее время. Какие новшества грядут в ближайшей перспективе. В большей степени вопрос раскроем применительно к коммерческим организациям. Однако и предпринимателей стороной не обойдем.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Учет финансовых и прочих расходов
  2. Состав прочих расходов
  3. Прочие расходы в счетах бухгалтерского учета
  4. Прочие расходы в налоговом учете

Учет финансовых и прочих расходов

Правильный учет доходов и расходов – важная задача для любого субъекта предпринимательской деятельности (и организаций, и предпринимателей).

От того, насколько точно отражаются все составляющие бюджета, зависит достоверность информации о финансовом положении компании (в том числе в бухгалтерской отчетности) и размере налога, подлежащего уплате в бюджет.

Учет доходов и расходов ведется в рамках бухгалтерского и налогового учета, а также при ведении книг учета (в установленных случаях). При этом стоит отметить, что подходы к квалификации отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском учете отличны от налогового.

Начнем с бухучета. Для целей его ведения все расходы (как и доходы) коммерческой организации делятся на две группы:

— расходы по обычным видам деятельности (РпоОВД);
— прочие расходы (ПР).

Порядок их разграничения на момент написания статьи содержатся в стандарте, утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – стандарт).

Документ, как видно, давнишний. На стадии разработки сейчас находится проект нового стандарта (доступен на сайте Минфина по ссылке https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=312703-proekt_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_raskhody). В документе уточняется понятие расходов и предлагается иной способ их классификации. Расходы предполагается разделять на следующие группы:

— «Включаемые»;
— «Не включаемые в чистую прибыль (убыток)».

Первую группу по аналогии с действующим стандартом уже можно разделять на расходы по обычным видам деятельности и расходы, отличные от них.

Заработать новый стандарт должен с 2027 года, поэтому вернемся к действующему документу 1999 года.

Он содержит общий посыл следующего характера. РпоОВД – это расходы, которые связаны с деятельностью организации. Все расходы, не связанные с предметом деятельности компании, относятся к прочим. В развитие этой идеи документ приводит примеры расходов, которые надо относить к каждой группе.

На практике некоторые виды расходов могут относиться как к РпоОВД, так и к ПР. Квалификация зависит от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации (письмо Минфина РФ от 31.01.2017 № 07-01-09/4728).

К примеру, компания проводила конференцию или организовывала форум. Она потратилась на аренду зала, приобретение блокнотов с логотипом организации.

Такие затраты могут быть учтены как:

РпоОВД Конференция проводится в рамках основной деятельности организации, программа форума соответствует такой деятельности
ПР Конференция не связана с основной деятельностью, тематика форума ей не соответствует

В неоднозначных ситуациях и (или) в силу отсутствия в стандарте прямых указаний вопрос о порядке учета конкретных расходов решается в соответствии с подходом, разработанным в компании и закрепленным в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

К примеру, расходы на банковскую комиссию за валютный контроль по общему правилу учитываются в составе «прочих». Однако компания – экспортер вправе закрепить в своей учетной политике иной подход и учитывать такие расходы как коммерческие в составе РпоОВД.

В качестве иных примеров таких ситуаций можно привести следующие виды затрат:

— вознаграждение членам совета директоров, которое выплачивается в соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 2 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
— затраты на содержание законсервированных объектов основных средств, экспертизу документации о консервации объекта промышленной безопасности;
— расходы на проведение независимой оценки пожарного риска.

Как выше упоминалось, от верной квалификации расходов зависит точность составления бухгалтерской отчетности. Нарушения при ведении бухучета и составлении отчетности грозят вынесением представлений в адрес организации и ответственностью по ст. 15.11 КоАП РФ.

Примером может стать ситуация, ставшая предметом разбирательства в Арбитражном суде Самарской области. Предприятие получило представление от контрольно-счетной палаты. Одной из причин стало искажение показателей при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности в части невключения в состав «Прочих расходов» суммы административных штрафов и пени за несвоевременную оплату налогов и страховых взносов (Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 по делу № А55-3708/2021).

Состав прочих расходов

Перейдем к вопросу о том, какие расходы организации, должны учитываться в составе прочих в бухучете (п. 11 стандарта).

Виды затрат, который стандарт относит к прочим Комментарии и примеры
Расходы, которые связаны с предоставлением активов компании во временное пользование иным лицам Условие –
такие расходы
не связаны
с осуществлением
обычной
деятельности
(выходят за ее рамки)

При передаче имущества в аренду сюда могут быть отнесены:

— затраты на коммунальные услуги;
— расходы на текущий ремонт;
— страховая премия;
— сумма государственной пошлины за государственную регистрацию аренды (если в соответствии условиями договора такие траты возложены на арендодателя).

При аренде транспортного средства с экипажем, в состав «ПР» включаются:

— амортизация переданного в аренду транспортного средства;
— заработная плата водителей, управляющих переданным в аренду транспортом, и страховые взносы;
— затраты на предрейсовые осмотры.

При лизинге:

— разница между выкупной стоимостью предмета лизинга и чистой стоимостью инвестиций в аренду

Расходы, которые связаны с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности Сюда относятся суммы патентной пошлины (в случаях, если соответствующие расходы возложены на правообладателя)
Расходы, которые связаны с участием в уставных капиталах других организаций

В состав прочих относится:

1) сумма, которая превышает вклад, определенный пропорционально доле участия.
Пояснение. Доля компании в УК составляет 20 процентов. Общая сумма вкладов 100 тыс. рублей, но компания вносит 30 тыс. рублей.
В такой ситуации 20 тыс. рублей (20 процентов от 100 тыс. рублей) учитывается в составе финансовых вложений.
Оставшаяся сумма в размере 10 тыс. рублей фактически внесена в пользу иных участников. Она признаются ПР.
2) превышение балансовой стоимости переданного в УК иной организации имущества над стоимостью, определенной оценщиком

Расходы, которые связаны с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции

К примеру, в качестве таких расходов при безвозмездной передаче основных средств могут быть учтены суммы:

— их балансовой стоимости;
— затраты на доставку.

При отказе от права собственности на земельный участок в состав ПР войдет:

— балансовая стоимость земельного участка, если он учтен как основное средство;
— фактическая себестоимость участка, если он при прекращении использования был учтен как долгосрочный актив, предназначенный для продажи

Проценты, причитающиеся  к уплате кредитору за пользование денежными средствами Вознаграждение, уплачиваемое фактору за предоставление финансирования, по договору факторинга
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями

Это разнообразные типы комиссий банкам за услуги:

— выдача, пролонгация кредита;
— оформление чековой книжки;
— блокировка денежных средств (в качестве обеспечения заявки на участие в закупке);
— открытие аккредитива;
— валютный контроль;
— продажа валюты

Отчисления в резервы

Виды резервов:

— по сомнительным долгам;
— под обесценивание акций;
— создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

При этом прочими признаются как сумма созданного резерва, так и суммы, возникающие в результате его корректировки

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, возмещение убытков (в том числе за отказ от исполнения договора)

В качестве ПР учитывается, к примеру, штраф за простой автотранспорта, вагонов.

Он может быть учтен на дату признания обязательства об уплате штрафа (вступления решения суда в законную силу) или как оценочное обязательство в связи с предстоящей уплатой штрафа

Суммы долгов, нереальных для взыскания Организация излишне начислила заработную плату. Работник её не возвратил и уволился. Компания приняла решение списать не возвращенную работником переплату. Такая сумма будет отнесена к ПР.
Курсовые разницы, суммы уценки активов На брокерском счете организации лежат валюта и облигации. Они подлежат переоценке на каждую отчетную дату и на дату проведения расчетных операций. Отрицательная курсовая разница пойдет в состав ПР
Затраты, которые связаны с благотворительностью, спортивными мероприятиями, развлечениями

Организация приобрела сувениры не с целью рекламы (для своих работников). Активом они не признаются, поскольку не способны приносить экономическую выгоду. Их стоимость списывается в ПР в периоде их приобретения.

Аналогичным образом учитываются бланки почетных грамот для поощрения сотрудников (поздравительные открытки для контрагентов).
Иным примером являются затраты на командировку, если ее целью является организация благотворительной акции (участие в ней)

Прочие расходы, которые не относятся к предмету деятельности и прямо не указаны в стандарте

Простой бытовой пример — затраты на демонтаж кондиционера.

В составе прочих расходов может учитываться и убыток, который возник в результате исправления годовой бухгалтерской отчетности, если ошибка обнаружена после ее подписания (п. 14 ПБУ 22/2010)

Расходы, которые возникли из-за чрезвычайных ситуаций

Прочие расходы в счетах бухгалтерского учета

Для учета прочих расходов предусмотрен субсчет 91-2 «Прочие расходы» счета 91 (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Дебет указанного счета может корреспондировать с кредитом следующих счетов:

Счет Пример операции (на основе ситуаций, приведенных в прошлом разделе статьи)
71 Списаны командировочные расходы, если поездка обусловлена участием в благотворительной акции
60 Списана себестоимость кубков, приобретенных для сотрудников, расходы на проведение конференции, стоимость бланков почетных грамот
76 Начислен к уплате штраф за простой автотранспорта
66 (67) Вознаграждения по договору факторинга, начисление процентов за кредит
59 Создан резерв под обесценивание акций

Прочие расходы в налоговом учете

В налоговом учете законодателем закреплен несколько иной подход к понятию «ПР».

«ПР» в бухучете не равен «ПР» в налоговом учете.

Для целей налога на прибыль расходы делятся на группы:

— расходы, которые связаны с производством и (или) реализацией. Состав приведен в ст. 264 НК РФ. Термин «прочие расходы» выделяются в указанной группе.
— внереализационные расходы.

Как правило, прочие расходы в бухучете для целей налогообложения относятся к внереализационным расходам (но не исключительно).

Возьмем штраф за простой автотранспорта. В бухгалтерском учете он включается в состав прочих расходов. В налоговом учете он будет признан внереализационным расходом (пп. 13 п. 1 ст. 265, письмо Минфина РФ от 03.04.2012 № 03-03-06/1/174).

Или: расходы на страхование имущества, переданного в аренду. В бухучете они также найдут отражение как «прочие», если аренда не является предметом деятельности организации.

В налоговом учете страховая премия может учитываться:

— как прочие расходы в составе тех, которые связаны с производством и реализацией, в случае, если передача имущества в аренду осуществляется на постоянной основе,
— как внереализационные расходы — в иных случаях.

В заключение затронем тему нашей статьи применительно к предпринимателям. Указанной категории субъектов для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц также требуется правильно учитывать доходы и расходы. Основным нормативным документом в данной сфере является Приказ Минфина РФ № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Применительно к ИП прочие расходы входят в состав расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, наряду с материальными расходами; затратами на оплату труда и т.д. Конкретные виды затрат, которые относятся к ПР, приведены в п. 47 названного совместного приказа. Сюда, в частности, относятся следующие затраты:

— налоги и сборы;
— расходы на сертификацию, набор работников, обеспечение техники безопасности;
— арендные, лизинговые платежи;
— плата нотариусу, юристам,
— затраты на рекламу.

Индивидуальный предприниматель должен отражать их обособленно в отдельном регистре с указанием даты операции, реквизитов документов и суммы.

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь