В нашем материале поговорим, какие расходы Минфин лаконично назвал «прочие». Посмотрим, какими документами вопрос регламентируется в настоящее время. Какие новшества грядут в ближайшей перспективе. В большей степени вопрос раскроем применительно к коммерческим организациям. Однако и предпринимателей стороной не обойдем.
Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Содержание
- Учет финансовых и прочих расходов
- Состав прочих расходов
- Прочие расходы в счетах бухгалтерского учета
- Прочие расходы в налоговом учете
Учет финансовых и прочих расходов
Правильный учет доходов и расходов – важная задача для любого субъекта предпринимательской деятельности (и организаций, и предпринимателей).
От того, насколько точно отражаются все составляющие бюджета, зависит достоверность информации о финансовом положении компании (в том числе в бухгалтерской отчетности) и размере налога, подлежащего уплате в бюджет.
Учет доходов и расходов ведется в рамках бухгалтерского и налогового учета, а также при ведении книг учета (в установленных случаях). При этом стоит отметить, что подходы к квалификации отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском учете отличны от налогового.
Начнем с бухучета. Для целей его ведения все расходы (как и доходы) коммерческой организации делятся на две группы:
— расходы по обычным видам деятельности (РпоОВД);
— прочие расходы (ПР).
Порядок их разграничения на момент написания статьи содержатся в стандарте, утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – стандарт).
Документ, как видно, давнишний. На стадии разработки сейчас находится проект нового стандарта (доступен на сайте Минфина по ссылке https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=312703-proekt_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_raskhody). В документе уточняется понятие расходов и предлагается иной способ их классификации. Расходы предполагается разделять на следующие группы:
— «Включаемые»;
— «Не включаемые в чистую прибыль (убыток)».
Первую группу по аналогии с действующим стандартом уже можно разделять на расходы по обычным видам деятельности и расходы, отличные от них.
Заработать новый стандарт должен с 2027 года, поэтому вернемся к действующему документу 1999 года.
Он содержит общий посыл следующего характера. РпоОВД – это расходы, которые связаны с деятельностью организации. Все расходы, не связанные с предметом деятельности компании, относятся к прочим. В развитие этой идеи документ приводит примеры расходов, которые надо относить к каждой группе.
На практике некоторые виды расходов могут относиться как к РпоОВД, так и к ПР. Квалификация зависит от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации (письмо Минфина РФ от 31.01.2017 № 07-01-09/4728).
К примеру, компания проводила конференцию или организовывала форум. Она потратилась на аренду зала, приобретение блокнотов с логотипом организации.
Такие затраты могут быть учтены как:
| РпоОВД | Конференция проводится в рамках основной деятельности организации, программа форума соответствует такой деятельности |
| ПР | Конференция не связана с основной деятельностью, тематика форума ей не соответствует |
В неоднозначных ситуациях и (или) в силу отсутствия в стандарте прямых указаний вопрос о порядке учета конкретных расходов решается в соответствии с подходом, разработанным в компании и закрепленным в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
К примеру, расходы на банковскую комиссию за валютный контроль по общему правилу учитываются в составе «прочих». Однако компания – экспортер вправе закрепить в своей учетной политике иной подход и учитывать такие расходы как коммерческие в составе РпоОВД.
В качестве иных примеров таких ситуаций можно привести следующие виды затрат:
— вознаграждение членам совета директоров, которое выплачивается в соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 2 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
— затраты на содержание законсервированных объектов основных средств, экспертизу документации о консервации объекта промышленной безопасности;
— расходы на проведение независимой оценки пожарного риска.
Как выше упоминалось, от верной квалификации расходов зависит точность составления бухгалтерской отчетности. Нарушения при ведении бухучета и составлении отчетности грозят вынесением представлений в адрес организации и ответственностью по ст. 15.11 КоАП РФ.
Примером может стать ситуация, ставшая предметом разбирательства в Арбитражном суде Самарской области. Предприятие получило представление от контрольно-счетной палаты. Одной из причин стало искажение показателей при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности в части невключения в состав «Прочих расходов» суммы административных штрафов и пени за несвоевременную оплату налогов и страховых взносов (Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 по делу № А55-3708/2021).
Состав прочих расходов
Перейдем к вопросу о том, какие расходы организации, должны учитываться в составе прочих в бухучете (п. 11 стандарта).
| Виды затрат, который стандарт относит к прочим | Комментарии и примеры | |
| Расходы, которые связаны с предоставлением активов компании во временное пользование иным лицам | Условие – такие расходы не связаны с осуществлением обычной деятельности (выходят за ее рамки) |
При передаче имущества в аренду сюда могут быть отнесены: — затраты на коммунальные услуги; При аренде транспортного средства с экипажем, в состав «ПР» включаются: — амортизация переданного в аренду транспортного средства; При лизинге: — разница между выкупной стоимостью предмета лизинга и чистой стоимостью инвестиций в аренду |
| Расходы, которые связаны с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности | Сюда относятся суммы патентной пошлины (в случаях, если соответствующие расходы возложены на правообладателя) | |
| Расходы, которые связаны с участием в уставных капиталах других организаций |
В состав прочих относится: 1) сумма, которая превышает вклад, определенный пропорционально доле участия. |
|
| Расходы, которые связаны с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции |
К примеру, в качестве таких расходов при безвозмездной передаче основных средств могут быть учтены суммы: — их балансовой стоимости; При отказе от права собственности на земельный участок в состав ПР войдет: — балансовая стоимость земельного участка, если он учтен как основное средство; |
|
| Проценты, причитающиеся к уплате кредитору за пользование денежными средствами | Вознаграждение, уплачиваемое фактору за предоставление финансирования, по договору факторинга | |
| Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями |
Это разнообразные типы комиссий банкам за услуги: — выдача, пролонгация кредита; |
|
| Отчисления в резервы |
Виды резервов: — по сомнительным долгам; При этом прочими признаются как сумма созданного резерва, так и суммы, возникающие в результате его корректировки |
|
| Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, возмещение убытков (в том числе за отказ от исполнения договора) |
В качестве ПР учитывается, к примеру, штраф за простой автотранспорта, вагонов. Он может быть учтен на дату признания обязательства об уплате штрафа (вступления решения суда в законную силу) или как оценочное обязательство в связи с предстоящей уплатой штрафа |
|
| Суммы долгов, нереальных для взыскания | Организация излишне начислила заработную плату. Работник её не возвратил и уволился. Компания приняла решение списать не возвращенную работником переплату. Такая сумма будет отнесена к ПР. | |
| Курсовые разницы, суммы уценки активов | На брокерском счете организации лежат валюта и облигации. Они подлежат переоценке на каждую отчетную дату и на дату проведения расчетных операций. Отрицательная курсовая разница пойдет в состав ПР | |
| Затраты, которые связаны с благотворительностью, спортивными мероприятиями, развлечениями |
Организация приобрела сувениры не с целью рекламы (для своих работников). Активом они не признаются, поскольку не способны приносить экономическую выгоду. Их стоимость списывается в ПР в периоде их приобретения. Аналогичным образом учитываются бланки почетных грамот для поощрения сотрудников (поздравительные открытки для контрагентов). |
|
| Прочие расходы, которые не относятся к предмету деятельности и прямо не указаны в стандарте |
Простой бытовой пример — затраты на демонтаж кондиционера. В составе прочих расходов может учитываться и убыток, который возник в результате исправления годовой бухгалтерской отчетности, если ошибка обнаружена после ее подписания (п. 14 ПБУ 22/2010) |
|
| Расходы, которые возникли из-за чрезвычайных ситуаций | ||
Прочие расходы в счетах бухгалтерского учета
Для учета прочих расходов предусмотрен субсчет 91-2 «Прочие расходы» счета 91 (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Дебет указанного счета может корреспондировать с кредитом следующих счетов:
| Счет | Пример операции (на основе ситуаций, приведенных в прошлом разделе статьи) |
| 71 | Списаны командировочные расходы, если поездка обусловлена участием в благотворительной акции |
| 60 | Списана себестоимость кубков, приобретенных для сотрудников, расходы на проведение конференции, стоимость бланков почетных грамот |
| 76 | Начислен к уплате штраф за простой автотранспорта |
| 66 (67) | Вознаграждения по договору факторинга, начисление процентов за кредит |
| 59 | Создан резерв под обесценивание акций |
Прочие расходы в налоговом учете
В налоговом учете законодателем закреплен несколько иной подход к понятию «ПР».
«ПР» в бухучете не равен «ПР» в налоговом учете.
Для целей налога на прибыль расходы делятся на группы:
— расходы, которые связаны с производством и (или) реализацией. Состав приведен в ст. 264 НК РФ. Термин «прочие расходы» выделяются в указанной группе.
— внереализационные расходы.
Как правило, прочие расходы в бухучете для целей налогообложения относятся к внереализационным расходам (но не исключительно).
Возьмем штраф за простой автотранспорта. В бухгалтерском учете он включается в состав прочих расходов. В налоговом учете он будет признан внереализационным расходом (пп. 13 п. 1 ст. 265, письмо Минфина РФ от 03.04.2012 № 03-03-06/1/174).
Или: расходы на страхование имущества, переданного в аренду. В бухучете они также найдут отражение как «прочие», если аренда не является предметом деятельности организации.
В налоговом учете страховая премия может учитываться:
— как прочие расходы в составе тех, которые связаны с производством и реализацией, в случае, если передача имущества в аренду осуществляется на постоянной основе,
— как внереализационные расходы — в иных случаях.
В заключение затронем тему нашей статьи применительно к предпринимателям. Указанной категории субъектов для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц также требуется правильно учитывать доходы и расходы. Основным нормативным документом в данной сфере является Приказ Минфина РФ № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
Применительно к ИП прочие расходы входят в состав расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, наряду с материальными расходами; затратами на оплату труда и т.д. Конкретные виды затрат, которые относятся к ПР, приведены в п. 47 названного совместного приказа. Сюда, в частности, относятся следующие затраты:
— налоги и сборы;
— расходы на сертификацию, набор работников, обеспечение техники безопасности;
— арендные, лизинговые платежи;
— плата нотариусу, юристам,
— затраты на рекламу.
Индивидуальный предприниматель должен отражать их обособленно в отдельном регистре с указанием даты операции, реквизитов документов и суммы.
Вы можете оставить первый комментарий