Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Уход в отпуск главного бухгалтера

Бухгалтер является одним из важнейших работников любой организации. Его должностные обязанности предполагают наличие специальных знаний и навыков. Данный специалист занимается ведением бухгалтерского и налогового учета, составлением бухгалтерской и налоговой отчетности, общается с представителями налоговой службы, начисляет зарплату и решает другие важные вопросы. Вместе с тем бухгалтер такой же рядовой сотрудник, как и остальные. На него в полной мере распространяются положения трудового законодательства, в том числе и в части отпусков. Только на практике уход именно этого сотрудника в отпуск вызывает трудности. Ведение бухгалтерских вопросов должно быть непрерывным, а найти замену главбуху на отпускной период не так легко. В нашей статье расскажем, что делать, если бухгалтер собрался в отпуск, какой отдых ему положен, кто может взять на себя обязанности, пока бухгалтер находится в отпуске, и как оформить его отсутствие.

Сколько дней отпуска положено бухгалтеру

Бухгалтер, трудящийся в организации на основании трудового договора, является полноправным работником. Несмотря на непрерывность его деятельности, соблюдение ТК РФ в отношении такого сотрудника обязательно.

В соответствии со статьей 114 ТК РФ бухгалтеру каждый год предоставляется оплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места и средней зарплаты. Продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней. 

Исполнение обязанностей главного бухгалтера на время отпуска

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ бухучет ведется непрерывно, начиная с даты госрегистрации организации до даты прекращения деятельности. Другие обязанности бухгалтера, например, по начислению зарплаты, тоже не могут быть приостановлены. Таким образом, пока бухгалтер находится в отпуске, вместо него должен кто-то работать.

Поскольку организовать ведение бухучета обязан руководитель экономического субъекта, то найти замену, когда бухгалтер уходит в отпуск, нужно тоже ему.

В силу части 3 статьи 7 закона № 402-ФЗ руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера, другого сотрудника или заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

С учетом приведенного нормативного правила есть несколько вариантов замены бухгалтера на период его отпуска.

  • При наличии заместителя – передать полномочия ему. Если в трудовом договоре с замом или в его должностной инструкции прописано, что на время отсутствия главбуха он исполняет соответствующие обязанности, то составление дополнительного приказа не требуется. Если же в повседневной работе заместитель заведует только определенными вопросами, то необходимо издать приказ о возложении на него полномочий главбуха.

Также на зама надо оформить доверенность на право подписи за главного бухгалтера.

Отметим, что в письме от 12.03.2012 № 22-2-897 Минздравсоцразвития разъясняло, что при наличии в должностных инструкциях отдельных работников указания на временное исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников доплачивать за такое совмещение не требуется. В подобной ситуации должностная инструкция выступает частью трудового договора. Соответственно, работа за сотрудника, находящегося в отпуске, выполняется в рамках заключенного трудового договора.

  • Возложить обязанности по исполнению функций бухгалтера на другого работника. В этой ситуации в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ может быть оформлено совмещение профессий.

У работника нужно получить письменное согласие, которое оформляется в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Совмещение оплачивается сверх того (ст. 151 ТК РФ). Размер доплаты и период работы на условиях совмещения прописываются в допсоглашении. Издается приказ о совмещении и работника знакомят с ним под подпись.

  • Обязанности главбуха может выполнять и руководитель организации. Для этого издается приказ о возложении на него бухгалтерских обязанностей.
  • Если бухгалтер находится в отпуске длительное время, например, в декрете, то на основании ст. 72.2 ТК РФ допускается оформить временный перевод на его работу другого сотрудника. В этом случае составляется допсоглашение к трудовому договору, издается приказ о временном переводе. Заменяющего главбуха работника полностью освобождают от прежней работы, и он выполняет только функции главбуха, в том числе подписывает документы.
  • Допустим вариант внутреннего совместительства согласно положениям ст. 282 ТК РФ. С совместителем заключается отдельный трудовой договор, а выполнение обязанностей бухгалтера возможно в свободное от основной работы время, но не более четырех часов в день (ст. 283 ТК РФ).
  • Когда главбух уходит в отпуск, можно также принять нового работника, подписав с ним срочный трудовой договор, или заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухучета. 
Образец приказа на отпуск главного бухгалтера

Для оформления отпуска бухгалтера можно воспользоваться унифицированной формой приказа № Т-6, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

образец-1

Декретный отпуск главного бухгалтера

При уходе главбуха в декретный отпуск применимы все вышеназванные варианты передачи его полномочий другому лицу. Если есть заместитель, обязанности главбуха возьмет он. Если зама нет, лучше оформить временный перевод на эту работу другого сотрудника, при условии, что в штате имеется работник соответствующей специализации. Если компания маленькая, то целесообразно взять временного бухгалтера, подписав с ним срочный трудовой договор.

В случае долгосрочного отсутствия главбуха следует издать приказ о передаче его полномочий на период отпуска по беременности и родам. Такое требование ТК РФ не содержит, но наличие приказа поможет избежать возможных споров. В него включают Ф.И.О. и должность лица, передающего полномочия, и такие же сведения на того, кто будет работать за главбуха, а также какие полномочия и на сколько передаются. Ознакомить стороны с приказом надо под подпись. 

Дополнительные отпуска бухгалтерам

Трудовой кодекс определяет случаи, когда работникам, включая бухгалтеров, должен предоставляться допотпуск. В их числе (ст. 116 ТК РФ):

  • работа при ненормированном графике (ст. 119 ТК РФ);
  • труд в районах Крайнего Севера и приравненных местностях;
  • вредная работа;
  • в других ситуациях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами.

Кроме того, работодатели, у которых есть достаточные финансовые ресурсы, вправе устанавливать допотпуска для отдельных работников. Порядок и условия предоставления такого дополнительного отдыха закрепляются в колдоговоре или локальном нормативном акте.

Учитывая специфику работы бухгалтера, допотпуск этому сотруднику может предоставляться ввиду ненормированного графика. Но такой режим труда должен быть установлен официально.

Согласно статье 101 ТК РФ список должностей с ненормированным графиком определяется колдоговором, соглашениями или локальным нормативным актом. При этом режим рабочего времени, в том числе в части ненормированного графика, должен быть закреплен в трудовом договоре с бухгалтером (ч. 2 ст. 56, ст. 100 ТК РФ).

Продолжительность отпуска за ненормированную работу составляет три календарных дня (ст. 119 ТК РФ). Оформляется допотпуск по общим правилам. Каких-либо особенностей ТК РФ не предусмотрено.

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО