Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Условие об эксклюзивности в договоре поставки

Над статьей работали:

Стороны могут включать в договор любые условия, которые не противоречат действующему законодательству. Суть условия об эксклюзивности в договоре поставки заключается в том, что поставщик или покупатель либо обе стороны одновременно должны воздержаться от заключения аналогичных договоров с другими лицами. Насколько правомерно включение такого условия в договор поставки, разберем в нашей статье.

Содержание

  1. Что понимается под эксклюзивным договором
  2. Условие об эксклюзивности в свете антимонопольного законодательства
  3. Можно ли в договор поставки включить условие об эксклюзивности поставщика и покупателя
  4. Образец дополнительного соглашения к договору поставки об эксклюзивности покупателя
  5. Образец дополнительного соглашения о внесении условия об эксклюзивности поставщика

Что понимается под эксклюзивным договором

Эксклюзивный договор – это договор, по условиям которого сторона наделяется исключительными (эксклюзивными) правами реализовывать товары, выполнять работы, оказывать услуги, использовать результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Для предоставления эксклюзивных прав обычно используется оговорка о неконкуренции. Сторона принимает обязательство воздерживаться от заключения соглашений на аналогичных условиях с третьими лицами и от самостоятельного осуществления деятельности, составляющей предмет договора. В соглашении можно также конкретизировать территорию и срок действия эксклюзивных прав.

В ГК РФ понятие «эксклюзивный договор» не закреплено, однако прямо предусмотрена допустимость включения такого рода условий:

• в договоры комиссии (п. 2 ст. 990 ГК РФ);

• агентские договоры (ст. 1007 ГК РФ);

• договоры коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ, ст. 1033 ГК РФ);

• лицензионные договоры (пп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 1236 ГК РФ).

Стороны вправе определять условия, касающиеся эксклюзивности по своему усмотрению, соблюдая императивные нормы, действующие в момент заключения договора. Необходимо учитывать, что ограничения в силу оговорки об эксклюзивности не могут:

• препятствовать заключению стороной, принявшей соответствующее негативное обязательство, публичных договоров с третьими лицами (ст. 426 ГК РФ);

• действовать избирательно, исключительно для определенной категории покупателей либо исключительно для покупателей, имеющих место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории (п. 3 ст. 1007, п. 2 ст. 1033 ГК РФ);

• нарушать антимонопольные правила.

При неисполнении принятых по эксклюзивному договору обязательств или возникновения реальной угрозы их нарушения кредитор вправе требовать пресечения соответствующих действий независимо от возмещения убытков (п. 6 ст. 393 ГК РФ).
Заключение договора в нарушение принятого ранее на себя обязательства об эксклюзивности не может повлечь недействительность такого договора, так как:

• сделка может являться недействительной только на основании, предусмотренного законом (п. 1 ст. 166 ГК РФ);

• договор не может в силу пункта 3 ст. 308 ГК РФ создавать обязанности для третьих лиц;

• признание таких договоров недействительными могло бы рассматриваться как ограничение правоспособности лица, связавшего себя соглашением об эксклюзивности.

На случай нарушения условия об эксклюзивности в договоре можно предусмотреть меры ответственности, например, неустойку или штраф. Для их применения необходимо доказать факт несоблюдения стороной принятых ограничений (постановления Арбитражного суда Московского округа от 12.02.2019 № Ф05-23261/2018 по делу № А40-21196/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2017 № Ф01-6344/2016, Ф01-193/2017 по делу № А79-10652/2015).

Условие об эксклюзивности в свете антимонопольного законодательства

Компаниям, продающим продовольственные товары посредством организации торговой сети, и компаниям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещено навязывать контрагенту условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими фирмами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими компаниями на аналогичных или иных условиях (пп. «а» п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Из этого положения можно сделать вывод о том, что не запрещено заключение такого рода соглашений между указанными контрагентами, запрещено только навязывать другой стороне подобные условия.

Согласно понятию навязывания условий договора, запрещено давать «согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован» (пп. 3 п. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Соответственно, можно сделать вывод, что ничто не мешает сторонам заключить соглашение об эксклюзивности в добровольном порядке, на взаимовыгодных условиях, то есть с предоставлением неких преференций друг другу.

Закон № 135-ФЗ предусматривает ограничения для условий об эксклюзивности в так называемых вертикальных соглашениях, то есть в соглашениях между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (п. 19 ст. 4 закона № 135-ФЗ). В частности, запрещаются вертикальные соглашения, за исключением тех соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 закона № 135-ФЗ, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара (пп. 1 п. 2 ст. 11 закона № 135-ФЗ).
Такие соглашения могут признаваться допустимыми при условии, что доля каждого из хозяйствующих субъектов на товарном рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения, не превышает 20 процентов (п. 2 ст. 12 закона № 135-ФЗ). При этом применительно к соглашениям о продаже покупателем изделий под товарным знаком или иным средством индивидуализации продавца или производителя запрет вертикальных соглашений не действует. Соответственно, в этом случае не требуется анализировать долю предпринимателей на данном товарном рынке (пп. 2 п. 2 ст. 11 закона № 135-ФЗ).

Относительно соглашений, которые не являются вертикальными, какие-либо ограничения в законодательстве о защите конкуренции не установлены.

Таким образом, закон допускает заключение соглашений об эксклюзивности. В том числе их можно включать в договоры, относительно которых в ГК РФ не содержатся специальные нормы о возможности предусмотреть условия об эксклюзивности. При этом важно, чтобы соблюдалось условие добровольности их заключения со стороны обоих контрагентов. Вертикальные договоры с условием об эксклюзивности допустимы только:

• между контрагентами, доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения, не превышает 20 процентов;

• при продаже товаров покупателем под товарным знаком или иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Можно ли в договор поставки включить условие об эксклюзивности поставщика и покупателя

Добровольные действия сторон, направленные на распоряжение гражданскими правами в случае заключения эксклюзивного договора, не свидетельствуют об отказе от осуществления принадлежащих им прав по смыслу п. 2 ст. 9 ГК РФ, так как ограничения являются временными — пока стороны связаны обязательством. С учетом этого и в силу принципов свободы договора условием об эксклюзивности, если это не запрещено законом, может быть дополнен любой гражданско-правовой договор (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 № 15АП-18754/2020 по делу № А32-17353/2020).

Можно включить такое условие и в договор поставки. Например, поставщик или покупатель могут взять на себя обязательство не заключать аналогичных договоров с третьими лицами. Стороны могут взять на себя данное обязательство одновременно. На случай нарушения условия об эксклюзивности в договоре поставки можно предусмотреть ответственность, например, неустойку или штраф (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2019 № Ф08-8248/2019 по делу № А53-29334/2018).[/expand]

Образец дополнительного соглашения к договору поставки об эксклюзивности покупателя

Стороны имеют право заключить дополнительное соглашение к договору поставки об эксклюзивности покупателя в любой момент действия договора. В соглашении необходимо прописать:

• его реквизиты (дату, номер);

• дату и номер договора поставки, к которому оно составляется;

• Ф.И.О. и должности лиц, которые подписывают соглашение, документы, которые подтверждают их полномочия (например, устав или доверенность);

• условие об эксклюзивности покупателя;

• момент, с которого договор считается измененным. По общему правилу это момент заключения допсоглашения, однако можно указать другую дату вступления изменений в силу.

По ссылке можно скачать образец дополнительного соглашения к договору поставки об эксклюзивности покупателя.

Образец дополнительного соглашения о внесении условия об эксклюзивности поставщика

Дополнительное соглашение к договору поставки об эксклюзивности поставщика составляется по тем же правилам, что указаны выше.

По ссылке можно посмотреть образец дополнительного соглашение о внесении условия об эксклюзивности поставщика.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь