Многие компании пользуются услугами кейтеринга, чтобы организовать питание своих сотрудников или провести официальный прием. В нашей статье расскажем, что собой представляют такие услуги, можно ли их включить в расходы при расчете налога на прибыль и какие другие налоги и сборы потребуется заплатить.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
Что такое кейтеринг
Кейтеринг – это разновидность деятельности предприятий общепита. Она заключается в оказании услуг по организации питания в месте, которое выбрал контрагент. В такую деятельность входит организация выездного обслуживания мероприятий и розничная продажа продукции общепита (п. 2 раздела 2 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» который введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст).
Компании пользуются кейтерингом, чтобы:
• организовать питание собственных сотрудников во время обеденного перерыва. Это позволяет сэкономить время, затрачиваемое на обед. Кроме того, организация выездного питания используется компаниями, расположенными за городом, где нет столовых и кафе;
• угостить сотрудников на корпоративе;
• провести официальный прием или организовать переговоры с партнерами по бизнесу.
Кроме того, компания может пользоваться данными услугами в рамках ведения своей основной деятельности. Например, она проводит выездные свадьбы и заказывает банкет для гостей.
Расходы кейтеринга по налогу на прибыль
Учет расходов на кейтеринг зависит от того, в каких целях заказывают эти услуги. Если это происходит:
• для осуществления основной деятельности компании, траты в полном объеме включают в состав расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);
• для организации деловых переговоров, такие затраты можно учесть как представительские расходы. Их включают в состав прочих расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом можно учесть только траты, которые уложились в норматив – не больше 4 процентов от затрат на оплату труда за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ);
• для организации питания работников, данные траты включают в состав расходов на оплату труда, при условии, что работодатель по закону обязан обеспечивать сотрудников питанием и это делается в пределах установленных норм (п. 4 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.08.2020 № 03-03-06/1/73500). Например, отдельным категориям сотрудников положено выдавать лечебно-профилактическое питание (ч. 2 ст. 222 ТК РФ, пп. 3 — 6, 15, 21 норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 16.05.2022 № 298н). Когда нормы выдачи превышены, сумму такого превышения в расходы включить нельзя (п. 25 ст. 270 НК РФ).
Если работодатель с помощью кейтеринга организует питание своих сотрудников по собственной инициативе (когда это не предусмотрено законом), включение таких трат в расходы рискованно. Налоговики могут исключить такие суммы из расходов, как необоснованные, и доначислить налог на прибыль. При оспаривании подобного решения налоговой инспекции суды могут встать на сторону работодателя при установлении совокупности следующих обстоятельств:
• питание сотрудников, доставка готовой еды предусмотрены коллективным или трудовым договором, локальным актом фирмы;
• траты на питание документально подтверждены, обоснованны и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. В этом случае можно сослаться на вид и специфику деятельности компании. Например, организация питания за счет работодателя может быть обусловлена необходимостью соблюдения ветеринарно-санитарных и санитарно-эпидемиологических требований для обеспечения биологически безопасного функционирования компании и связана с процессом производства, в результате которого создается конечный продукт, реализация которого облагается НДС (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2020 № Ф10-1469/2020 по делу № А09-6867/2019).
Если эти обстоятельства работодатель не сможет подтвердить, суд с большой долей вероятности встанет на сторону налогового органа (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018 № Ф06-30828/2018 по делу № А55-10742/2017).
Суммы, которые работодатель потратил на организацию питания на корпоративе, как и любые другие траты на проведение такого мероприятия, в расходах для налога на прибыль не учитываются (п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ).
Если компания заказывает еду, чтобы привлечь к своему стенду посетителей выставки, то включение таких трат в рекламные расходы рискованно. Чтобы отстоять свою позицию, потребуется доказать, что такие расходы были направлены на получение компанией прибыли.
НДС
Если компания воспользовалась кейтерингом, она может зачесть «входной» НДС, если такие услуги необходимы:
• для осуществления своей основной деятельности, которая облагается НДС. В этом случае вычет оформляется в стандартном порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);
• организации деловых переговоров. «Входной» НДС можно принять к вычету только в части учтенных представительских расходов (п. 7 ст. 171 НК РФ);
• организации питания сотрудников. Тогда каждый получатель питания должен быть персонифицирован, а на стоимость еды необходимо начислить НДС.
Если фирма воспользовалась услугами кейтеринга для организации корпоратива, принять к вычету «входной» НДС нельзя, так как эти услуги не были использованы в деятельности, которая облагается НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6140, от 13.12.2012 № 03-07-07/133).
Аналогичное правило действует и в отношении НДС, выставленного организаторами питания на выставке. Если копания рискнула и увязала траты на кейтеринг с рекламой, то при раздаче угощений она должна начислить НДС в общем порядке. А затем может принять «входной» НДС в полном объеме (письмо Минфина РФ от 20.07.2017 № 03-07-11/46167).
НДФЛ
Если компания заказала кейтеринг для проведения деловой встречи, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ не требуется (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210 НК РФ). Такие траты осуществляются не в интересах присутствующих на переговорах физлиц. Сотрудники компании и контрагента, обедающие на такой встрече, выполняют свои трудовые обязанности. В письме Минфина РФ от 25.03.2019 № 03-07-11/19838 по этому поводу сказано: «Оплата организацией различных расходов в рамках проведения представительских мероприятий не является доходом указанных лиц и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц». Подтвердить обязанность сотрудника участвовать в деловой встрече можно, например, приказом о проведении такого мероприятия и перечнем сотрудников, которые принимают в нем участие».
Если работодатель по закону обязан обеспечивать сотрудников питанием и это делается в пределах установленных норм, данные траты также не облагаются НДФЛ (ст. 222 ТК РФ, п. 1 ст. 217 НК РФ, письмо Минфина РФ от 19.08.2020 № 03-04-06/72760). При этом компания должна вести персонифицированный учет денежных средств, потраченных на питание каждого сотрудника.
Если работодатель организует питание работников в тех случаях, когда это предусмотрено не законом, а ЛНА, то НДФЛ нужно удерживать при условии, что можно посчитать доход каждого сотрудника (п. 5 обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015). При этом компания должна принимать все возможные меры по оценке и учету полученного физлицами дохода (письмо Минфина РФ от 03.08.2018 № 03-04-06/55047). Если питание организовано, например, в форме шведского стола, доход каждого сотрудника можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека (письмо Минфина РФ от 17.05.2018 № 03-04-06/33350).
При проведении корпоратива посчитать, сколько съел и выпил каждый сотрудник, проблематично. В этом случае нет возможности персонифицировать и оценить доход каждого, поэтому уплачивать НДФЛ не нужно (письмо № 03-04-06/55047). Кроме того, на корпоративе сотрудники не только питаются, но и, например, смотрят выступления артистов и выгоду от этого невозможно персонифицировать (п. 5 обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).
При организации питания на выставке у компании также не возникает обязанности удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет. Гости не являются сотрудниками фирмы и персональный учет таких затрат не ведется.
Страховые взносы
Если компания пользуется услугами кейтеринга для поведения деловой встречи, то страховые взносы на ОМС, ОПС и ВНиМ с сумм, потраченных на угощение партнеров, уплачивать не нужно. У фирмы с сотрудниками контрагентов отсутствуют какие-либо договорные отношения (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Касательно необходимости уплаты взносов со стоимости питания сотрудников компании нет однозначной позиции. Минфин считает, что: «Оплата питания работников, предоставляемого во время официальных приемов … подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата, производимая в рамках трудовых отношений работника и работодателя» (письмо от 13.05.2019 № 03-07-11/34059). Однако от возможных претензий со стороны налоговиков можно отбиться, обоснуя это тем, что такие траты понесены в интересах компании, а не ее сотрудников. Кроме того, они не являются вознаграждением за труд (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012).
Если работодатель по закону обязан обеспечивать сотрудников питанием, и это делается в пределах установленных норм, такие траты не облагаются страховыми взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).
Если компания предоставляет сотрудникам питание на основании локального акта, коллективного или трудового договора, в тех случаях, когда это не предусмотрено законом, то с его стоимости нужно уплатить страховые взносы на ОМС, ОПС и ВНиМ (письма Минфина РФ от 17.10.2024 № 03-15-06/100754, от 26.02.2024 № 03-15-06/16331). При этом компания должна вести персонифицированный учет денежных средств, которые были потрачены на питание каждого сотрудника. Если стоимость питания, полученного каждым работником, невозможно определить, взносы не уплачивают (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421 НК РФ).
Однако придерживаться такой позиции рискованно. Налоговики могут доначислить страховые взносы, и тогда свои интересы придется отстаивать в суде. В том числе придется доказывать, что доход сотрудников в виде питания не был персонифицирован. Например, можно сослаться на то, что:
• сводная ведомость не доказывает получения питания каждым работником в обозначенной в ведомости сумме, так как в ней нет расписки сотрудника о получении питания (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2017 № Ф04-2532/2017 по делу № А45-17623/2016);
• акт оказания услуг формируется на общую стоимость питания, а табели рабочего времени и присутствие сотрудника на рабочем месте не свидетельствуют о получении им питания. Указание общего количества порций в актах не исключает возможного получения кем-либо двойных порций (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2013 по делу № А12-19716/2012).
Кроме того, работодатель может не облагать суммы, потраченные на организацию питания сотрудников, по причине того, что оплата услуг кейтеринга носит социальный характер и не является оплатой труда. Данную позицию можно подтвердить тем, что оплата питания (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952 по делу № А51-10641/2016):
• установлена коллективным договором и (или) локальным нормативным актом и носит социальный характер;
• не включена в систему оплаты труда, не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, не дифференцирована, то есть не зависит от стажа и результатов работы, от трудовых успехов, не является средством вознаграждения за труд.
При этом необходимость начисления страховых взносов не может ставиться в зависимость от факта начисления НДФЛ со стоимости питания (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.07.2019 № Ф05-9534/2019 по делу № А40-208500/2018). Отметим, что такую позицию, возможно, придется отстаивать в суде.
При проведении корпоратива работодатель не имеет возможности подсчитать, сколько съел и выпил каждый сотрудник. Поэтому по аналогии с НДФЛ страховые взносы начислять не нужно. Это же правило применимо и к посетителям выставки, которые получают угощение. Кроме того, у компании с гостями отсутствуют какие-либо договорные отношения, поэтому объект обложения страховыми взносами в этом случае не возникает.
Вы можете оставить первый комментарий