Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Ведомость учета выдачи спецодежды МБ-7

Если деятельность компании связана с вредными или опасными условиями труда, работодатель обязан выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты (СИЗ) — таково требование ст. 221 ТК РФ. К СИЗ в данном случае относятся не «пандемийные» аксессуары в виде масок и перчаток, а спецодежда, спецобувь, перчатки, рукавицы, предохранительные приспособления, обеспечивающие защиту работника от агрессивных производственных факторов. СИЗ, о которых идет речь, при этом должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия. В зависимости от сферы деятельности компании, обязательное наличие такой спецодежды может быть закреплено законодательно, причем независимо от организационно-правовой формы и формы собственности юрлица (абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ, п. 2 правил обеспечения СИЗ). Часть третья ст. 221 ТК РФ обязывает нанимателя обеспечивать персонал СИЗ за свой счет. В противном случае юрлицо могут оштрафовать по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размер санкций по данной норме достигает 150 тыс. рублей. Кроме того, в определенных ситуациях, если работнику не выдали СИЗ, он вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, а работодатель не сможет требовать их выполнения и должен оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ, п. 11 правил обеспечения СИЗ). Законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ с 01.03.2022 вступают в силу новые правила в области охраны труда. Их суть — в запрете к допуску к работе тех работников, которые не используют выданные работодателем обязательные СИЗ. Причем сохранять зарплату за этот период не потребуется. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей. Поскольку спецодежда приобретается за счет средств работодателя, она подлежит учету. Для этого применяется специальный регистр – ведомость учета выдачи спецодежды МБ-7. О том, как правильно вести учет рабочей экипировки в ведомости МБ-7, расскажет наша статья.

Как вести учет спецодежды

Если условия труда на рабочих местах по результатам спецоценки отнесены к вредным или опасным, работодатель обязан бесплатно выдать работникам СИЗ. Эта обязанность прописана абзацем 1 п. 13 правил обеспечения СИЗ (правила), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н.

При выдаче следует ориентироваться на типовые нормы.

Правила выдачи СИЗ прописывают в отдельном ЛНА только в том случае, если нормы бесплатной выдачи спецодежды улучшаются по сравнению с типовыми нормами (ч. 2 ст. 221, ч. 3 ст. 219 ТК РФ, п. 6 межотраслевых правил).

Обратите внимание: уменьшать нормы выдачи СИЗ, установленные nиповыми предписаниями, запрещено. На это прямо указано в gисьме Минтруда РФ от 20.09.2016 № 15-2/ООГ-3388. А вот улучшать – можно. Кроме того, работодатель может заменять законодательно предусмотренные виды СИЗ аналогами, если они обеспечивают работникам равноценную защиту (письмо Минтруда РФ от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519).

Срок эксплуатации выданной спецодежды определяется по типовым нормам, обычно он не превышает одного года.

Предоставление СИЗ необходимо соответствующим образом оформить.

Итак, алгоритм учета выдачи спецодежды в индивидуальное пользование следующий:

  • на каждого работника, получившего спецодежду, оформляется личная карточка учета выдачи СИЗ;
  • заполняется ведомость учета выдачи спецодежды по форме № МБ-7, установленной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Бланк составляется работником склада в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика. За выданную спецодежду работник должен расписаться;
  • при возврате спецодежды в личной карточке и в ведомости ставится соответствующая отметка.

Бухгалтерский учет выдачи спецодежды в 2021 году изменился. Причиной тому — вступление в силу нового ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н. Если до 2021 года любые СИЗ амортизировались либо как ОС, либо списывались единовременно в момент выдачи, то теперь никакого выбора нет. Все зависит от срока эксплуатации СИЗ. Поэтому спецодежду нужно классифицировать по срокам эксплуатации — до года и больше года.

Если срок использования спецодежды более года, вести ее учет нужно по аналогии с учетом ОС. И даже если учетная политика будет предусматривать старый порядок, он уже не будет иметь никакой силы.

Налог на доходы и страховые взносы на стоимость спецодежды не начисляется (письмо Минфина РФ от 16.01.2017 № 03-04-06/1222).

Бухгалтерские проводки по покупке, выдаче и списанию СИЗ.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретение спецодежды 10.10 60
Выдача спецодежды 10.11 10.10
Списание спецодежды в затраты 20 (08, 23, 44) 10.11
Учет выданной спецодежды за балансом МЦ.02
Списание изношенной или утраченной спецодежды МЦ.02
Сумма ущерба, удержанная из зарплаты за невозвращенную спецодежду, учтена в доходах для налога на прибыль 73 91.01

При увольнении работника возвращенная спецодежда учитывается за балансом, невозвращенные СИЗ с забаланса списываются.

Заполнение карточки учета спецодежды

Передача и возврат работнику спецодежды сопровождаются записями в личной карточке учета выдачи СИЗ. Форма карточки приведена в приложении к межотраслевым правилам, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Видоизменять каким-либо образом бланк данного документа нельзя, однако допустимо оформить нескольких карточек на одного работника.

Требования к ведению карточек приведены в п. 13 указанных межотраслевых правил.

Карточки можно вести как на бумаге, так и в электронном виде. В электронной форме вместо личного автографа работника можно проставить номер и дату документа бухучета о получении работником СИЗ под подпись (абз. 4 п. 13 межотраслевых правил).

Законом не установлено, кто именно обязан заниматься ведением карточек. Поэтому целесообразно закрепить эту обязанность приказом руководителя. В зависимости от специфики деятельности предприятия эти функции возлагаются на руководителей структурных подразделений, завскладом. Если карточки ведутся в электронном формате, это может делать сотрудник бухгалтерии. Запрещается вести карточки специалистам, контролирующим правильность их заполнения, например, инженерам по охране труда (п. 7.23 приложения к Постановлению Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14).

Как списывать спецодежду в бухгалтерском учете

Специального нормативного акта, который регламентировал бы порядок списания СИЗ в компаниях, не существует.

Для проведения этой процедуры может быть организована комиссия по списанию СИЗ или по охране труда. В ее состав должны входить работник (уполномоченное лицо) по охране труда, службы материально-технического обеспечения. Состав членов комиссии и ее председатель устанавливаются приказом руководства.

Форму акта на списание СИЗ компания должна разработать самостоятельно, с учетом обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федеральный закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В акте на списание СИЗ нужно отразить информацию:

  • о наименованиях СИЗ, подлежащих списанию;
  • их количестве;
  • цене;
  • сроке службы.

Необходимо также указать причину списания спецодежды.

Списание СИЗ в затраты сопровождается следующей бухгалтерской записью: Дт 20 (08, 23, 44) — Кт 10.11.

Если срок эксплуатации СИЗ превышает 12 месяцев, то согласно ФСБУ 5/2019 их стоимость:

  • или надо отражать в качестве стоимости ОС;
  • или вообще не отражать — если такая спецодежда не подходит ни под критерии запасов, ни под критерии ОС, установленные в организации.

В последнем случае большого значения не имеет, станете ли вы сразу делать проводку Дт 90 — Кт 60 при принятии СИЗ к учету (а затем следить за стоимостью спецодежды за балансом) или будете «прогонять» стоимость спецодежды через счет 10. Второй вариант может быть более удобен. При этом нормы ФСБУ 5/2019 он не нарушает. В любом случае выбранный вариант нужно отразить в учетной политике. А для учета малоценной спецодежды можно открыть отдельный субсчет на счете 10.

Обсуждение