Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Цифровое поле отвоевывает все больше места в сфере современной экономики. Это приводит к появлению новых форм активов, к примеру, виртуальных. В этой статье мы разберемся, что такое виртуальные активы, какими они бывают, что говорит о них современное российское законодательство.
Содержание
- Цифровые и виртуальные активы
- Виды виртуальных активов
- Закон о виртуальных активах
- Провайдеры услуг виртуальных активов
- ФАТФ о виртуальных активах
- Риски операции с виртуальными активами
Цифровые и виртуальные активы
Цифровыми и виртуальными активами нередко называют одно и то же. В целом это действительно схожие понятия, однако разница между ними все же есть.
О цифровых активах есть упоминания в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Из статьи 2 данного нормативного акта следует, что такие активы удостоверяют наличие прав у их обладателей. Эти права возникают в тот момент, когда происходит внесение в специальную информационную систему сведений о том, что финансовый актив зачислен в пользу определенного лица.
Другими словами, цифровой актив является подтверждением того, что конкретное право принадлежит тому или иному физическому или юридическому лицу. Субъект, на имя которого записан ЦА, впоследствии будет вправе потребовать развиртуализировать свое право и получить его физическое выражение (к примеру, денежные средства).
В этом плане ЦА схожи с ценными бумагами, только если акции или облигации — это объекты реального мира, их можно потрогать и подержать в руках, то ЦА принадлежат к цифровой реальности, хотя и подтверждают наличие вполне осязаемых прав. Грань между цифровыми активами и прочими финансовыми инструментами не всегда очевидна. К примеру, виртуальная карта, хотя и похожа по своим признакам на ЦА (не существует в реальном мире, но дает право на получение находящихся на ней денег), однако к таковым не относится.
Зарегистрированный ЦА может означать, что его владельцу принадлежит:
— денежное требование;
— право участвовать в капитале непубличного АО;
— право, касающееся эмиссионных ценных бумаг.
К цифровым активам не относится цифровой рубль (его причислили к средству платежа, то есть к цифровой форме валюты).
Термин «виртуальные активы» в действующем законодательстве отсутствует. Зато он обычно упоминается в связи с деятельностью межправительственной организации ФАТФ, которая противостоит отмыванию средств и направлению денежных потоков на террористические действия, оборот наркотиков, торговлю оружием и другие подобные преступления.
Словосочетание «виртуальные активы» имеет более широкое понятие, чем «цифровые активы».
Считается, что к виртуальным активам можно отнести активы, которые существуют только в виртуальном мире и не имеют воплощения в реальности. К примеру, иногда к ним относят виртуальное имущество в играх или, допустим, аккаунты в социальных сетях. Популярный аккаунт может приносить своему владельцу хорошую прибыль. В этом случае он действительно обладает определенной ценностью, в связи с чем его вполне можно считать активом. Но при этом существовать он способен только в виртуальной реальности и никакие права своего владельца в реальном мире не подтверждает (как это делают цифровые активы).
Цифровые права обеспечены реальным имуществом или обязательствами, а виртуальные могут не иметь никакого обеспечения в реальном мире (как, к примеру, криптовалюта).
Виды виртуальных активов
Итак, мы выяснили, что виртуальные активы – самостоятельное явление, чаще всего не имеющее физического воплощения в реальном мире. Что же тогда относится к виртуальным активам? Обычно среди них называют:
1) криптовалюту (особый вид виртуальной валюты);
2) токены (способ фиксации имущественных прав). Они бывают программные, платежные, кредитные, инвестиционные;
3) стейблкоины, то есть виртуальные деньги, номинал которых привязан к стоимости материальных активов — доллара, золота, нефти;
4) NFT (токены, основная задача которых — переносить в сферу блокчейна права на владение уникальными активами, к которым могут быть причислены антиквариат, произведения искусства, 3D-модели, игровые предметы и прочее);
5) аккаунты в социальных сетях.
Закон о виртуальных активах
Как мы уже отметили, термин «виртуальный актив» в современных законах РФ не встречается. Ближе всего к теме таких активов подходят следующие нормативно-правовые акты:
1) Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Однако сфера действия этого документа находится все же несколько в иной плоскости и касается в первую очередь именно ЦА, а не ВА.
Применительно к виртуальным активам данный закон определяет, в частности, порядок ведения реестра майнеров, а также реестра операторов инфраструктуры, с помощью которой действуют майнеры. Как известно, майнинг — это способ добычи криптовалюты, заключающийся в виртуальном проведении сложных математических расчетов. Поскольку, как мы отметили, к виртуальным активам относится такой вид цифровой валюты, как криптовалюта, можно считать, что зачатки регулирования правоотношений в области валютных активов имеются и в этом законе;
2) Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», содержащий запрет на распространение материалов рекламного характера о цифровой валюте;
3) Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которым установлено, что Правительство РФ вправе налагать запрет на осуществление майнинга на территории отдельных субъектов РФ;
4) Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики», из которого следует, что нельзя одновременно заниматься майнингом и деятельностью, связанной с учетом, передачей, производством, покупкой или продажей электроэнергии.
Провайдеры услуг виртуальных активов
Провайдеры услуг виртуальных активов — это компании, осуществляющие различные операции с криптовалютами и другими виртуальными активами.
Они вправе работать только при наличии официальной регистрации и (или) соответствующей лицензии.
Конкретные виды деятельности провайдеров услуг виртуальных активов включают в себя:
1) обмен криптовалют;
2) торговлю ВА, осуществляемую за фиатные деньги. Это такие деньги, которые не обеспечены драгметаллами или какими-то иными реальными активами. Их ценность определяется правительством страны и ее госбанками и основана на доверии общества к правительству и законам, регулирующим их выпуск и обращение;
3) перевод ЦА между различными субъектами цифровых отношений;
4) защита ВА, их хранение и управление ими;
5) содействие финансовым услугам, суть которых состоит в выпуске и продаже ВА.
Виды провайдеров услуг виртуальных активов:
1) криптовалютные биржи. Это провайдеры, основной целью деятельности которых является предоставление пользователям возможности осуществлять сделки купли-продажи криптовалюты;
2) поставщики, предоставляющие услуги по хранению виртуальных активов (к примеру, криптокошельки). Сохранность помещенных в онлайн-кошельки средств обычно гарантируется их страхованием, а также усложненным доступом, который возможен только при использовании специальной мультиподписи, а также может дополняться иными средствами (кодами по СМС и иными);
3) платформы, которые выпускают токены. На таких платформах предоставляются все необходимые инструменты для создания и распространения токенов в соответствии с требованиями закона;
4) поставщики услуг по проведению платежей и денежных переводов. Занимаются обеспечением передачи ВА в качестве оплаты, являются альтернативой традиционной банковской системы.
Для лучшего понимания рассматриваемого явления упомянем о понятии провайдера услуг ВА, используемом ФАТФ. По мнению данной организации, к таким провайдерам следует причислять физических и юридических лиц, которые имеют право и возможности осуществлять следующие операции:
— обмен ВА на фиатные средства, а также между собой;
— передача виртуальных активов;
— хранение и управление виртуальными активами;
— создание и содержание инструментов, с помощью которых можно осуществлять контроль за ВА;
— предоставление услуг, связанных с выпуском или реализацией ВА.
ФАТФ о виртуальных активах
В 2020 году уже упомянутая ФАТФ разработала ряд стандартов, по которым должны регулироваться виртуальные активы. Применение этих стандартов призвано предотвратить использование ВА с целью отмывания денег и финансирования террористических организаций.
ФАТФ определяет ВА как выражение ценности в цифровом виде, используемое для самостоятельной реализации, переводов, платежей или инвестиций.
Согласно документации ФАТФ применяются следующие стандарты регулирования ВА:
1) осознание субъектами, работающими с данным видом активов, недопустимости и рисков отмывания денег, а также направления средств на противозаконные цели, прежде всего террористические;
2) поставщик услуг ВА обязан проверять клиентов, осуществлять учет операций и отслеживать выглядящих подозрительно, создавать отчет о проделанной в этой части работе, а также реализовывать другие превентивные меры;
3) при организации переводов заботиться о сохранности конфиденциальной информации об отправителе и получателе.
Кроме того, ФАТФ выделила ряд признаков, при наличии которых есть основания предполагать, что ВА используются для преступной деятельности (Отчет «Виртуальные активы. Признаки отмывания денег и финансирования террористов, сентябрь, 2020 г.»):
— применение технологий, позволяющих повысить уровень анонимности пользователей;
— проведение виртуальных сделок через страны, в которых слабо развито законодательство в сфере ВА;
— необычные или редкие транзакции;
— отсутствие логики в суммах и регулярности транзакций;
— другие проявления необычного поведения пользователей;
— подозрительный источник средств, имеющий отношение к преступной деятельности.
Уточняется, что каждый из перечисленных признаков в отдельности не может однозначно свидетельствовать о противозаконном использовании ВА, однако все вместе или несколько из них одновременно должны вызывать настороженность и становиться основанием для дополнительной проверки.
Риски операции с виртуальными активами
Как и в реальном финансовом поле, в цифровом или виртуальном мире присутствуют свои риски. При самом негативном раскладе они могут привести к тому, что участник виртуальных сделок с активами потеряет все вложенные в них средства.
Перечислим основные риски, о которых должны быть осведомлены владельцы ВА:
1) законодательство разных стран различается. На сегодняшний день далеко не везде сделки с ВА разрешены. В некоторых государствах на них наложен запрет. Это обязательно следует учитывать, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда операция с ВА признана недействительной;
2) цена виртуальных активов может подвергаться внезапным и быстрым изменениям. Кроме того, ВА могут полностью утратить какую-либо ценность, о чем их владелец узнает только постфактум;
3) перечень возможных операций с некоторыми активами может быть ограничен, поэтому не всегда можно заключить желаемую сделку. Кроме того, не всегда бывает легко вывести денежные средства;
4) операции с виртуальными активами в большинстве случаев необратимы. Если сделка совершена по ошибке либо в результате мошеннического вмешательства третьих лиц, ее сложно отменить. Соответственно, и затраченные средства вернуть тоже проблематично;
5) все операции проводятся с помощью специальных технологий, которые не застрахованы от ошибок и сбоев. Это тоже может привести к потере вложенных средств;
6) виртуальные кошельки не совершенны. Помещенные на них средства могут быть утрачены вследствие потери доступа владельца к такому кошельку или внешних преступных махинаций;
7) виртуальная инфраструктура довольно уязвима в плане кибератак и иных опасных действий, в результате которых в свободный доступ может попасть конфиденциальная информация о пользователях.
Вы можете оставить первый комментарий