Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Возрастная маркировка

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Цифра от 0 до 18 и плюс рядом — это и есть возрастная маркировка. Ее можно увидеть на книгах, журналах, детских игрушках, видеопродукции. Каждому покупателю сразу понятно, до какого возраста нельзя использовать товар, имеющий возрастные ограничения. Но несмотря на кажущуюся простоту и ясность, такая маркировка имеет свои особенности, о которых изложено в статье.

Содержание

  1. Суть возрастной маркировки
  2. Возрастная маркировка товаров (продукции)
  3. Возрастная маркировка фильмов
  4. Возрастная маркировка информационной продукции
  5. Возрастная маркировка мероприятий
  6. Какой информации не требуется возрастная маркировка

Суть возрастной маркировки

Понятие возрастной маркировки вошло в обиход российских граждан с принятием Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — закон № 436). Именно этот нормативно-правовой акт и устанавливает требования о разграничении выпускаемой на рынок продукции по возрастному признаку.

Цель введения описываемых ограничений понятна даже из названия закона — защитить несовершеннолетних от влияния информации, которая может негативно отразиться на их здоровье и развитии.

Согласно официальной терминологии эта маркировка представляет собой обозначение возрастной категории, для которой та или иная информация может оказаться потенциально опасной.

Законом № 436 определены общие критерии отнесения информационных данных к вредным для детей.

Полностью запрещены для распространения на детскую аудиторию:

1) информация, которая может представлять собой угрозу жизни или здоровья ребенка, в том числе которая способна заставить ребенка причинить вред здоровью (как своему, так и других лиц), а также покончить жизнь самоубийством либо склонять к этому других;
2) сведения, которые могут спровоцировать ребенка на употребление наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ, табака и другой никотиновой продукции, а также различных газов и их паров, алкоголя и спирта;
3) контент, вызывающий тягу к участию в азартных играх, бродяжничеству, проституции и попрошайничеству;
4) информация, целью которой является оправдание жестокости и насилия либо осуществление жестоких и насильственных действий по отношению к людям и другим живым существам;
5) описание и изображение сексуального насилия;
6) оскорбления человеческого достоинства и нравственности, неуважительные обращения в адрес общества, изображение противоправных действий;
7) информация, не поддерживающая семейные ценности или вызывающая мысли о смене пола, а также пропаганда нетрадиционных предпочтений, педофилии и чайлдфри;
8) сведения, оправдывающие противоправное поведение;
9) нецензурные выражения;
10) порнографические картинки и тексты;
11) данные о детях, которые стали объектами противоправных действий, если по этим данным можно идентифицировать их личности;
12) информацию, исходящую от иноагентов.

Ограниченно разрешены к распространению, доступному для детей, следующие сведения:

1) изображение или описание жестокого поведения с точки зрения физического или психического насилия, преступлений или других действий против социума;
2) картинки и тексты, которые могут вызвать у ребенка такие эмоции, как страх, ужас или паника. Сюда же отнесены графические или текстовые изображения ненасильственно принятой смерти, болезни, самоубийства, несчастного случая, если все это представлено в унижающем достоинство человека виде;
3) изображения или описания полового акта между мужчиной и женщиной;
4) ругань, не содержащая нецензурных слов.

Перечисленные ограничения распространяются на информационные материалы СМИ, сайтов (в том числе соцсетей, к примеру, ВК), фильмов, книг. Требования по маркировке обязаны соблюдать также другие организации (книжные магазины, библиотеки, кинотеатры).

Нужно отметить, что за нарушение законодательства в части маркировки по возрасту КоАП предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 6.17 указанного нормативно-правового акта нарушителю может быть назначен штраф:

• от 2 до 3 тыс. рублей с конфискацией предмета с неправильной маркировкой или без нее, если нарушение совершило физлицо;
• от 5 до 10 тыс. рублей, если нарушение допущено должностным лицом;
• от 20 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета с неправильной маркировкой или без нее и приостановлением деятельности на срок до 90 суток, если проштрафилось юридическое лицо.

Возрастная маркировка товаров (продукции)

Возрастная маркировка товаров несколько отличается от маркировки информации. Здесь на первое место выходит безопасность с точки зрения моментального причинения вреда физическому здоровью человека.

Так, при производстве и продаже игр и игрушек используется маркировка, позволяющая понять, безопасен ли конкретный предмет для ребенка, с какого возраста им можно пользоваться, соответствует ли он уровню развития и потребностям ребенка, необходимо ли присутствие взрослого при занятиях малыша с этой игрушкой.

Для этого на упаковке проставляется значок, показывающий возраст, с которого можно начинать играть с игрушкой. Возрастные диапазоны варьируются так:

• 0–1 — до года;
• 1–3 — от 1 года до 3 лет;
• 3–6 — от 3 до 6 лет;
• 6–10 — от 6 до 10 лет;
• 10–14 — от 10 до 14 лет.

Для обозначения того, что в игрушку нельзя играть без взрослых, используют значок с перечеркнутым изображением печального ребенка.
Подробная классификация игрушек представлена в ГОСТ Р 58672-2019 «Безопасность игрушек».

Определение подходящей категории товара — это обязанность производителей и продавцов. Если есть сомнения в правильности выбора, они вправе обратиться со своими вопросами к экспертам.

Стоит отметить, что в России планируется в ближайшее время разработать также правила маркировки игрушек в зависимости от их воздействия на психику детей (по аналогии с маркировкой информации).

Возрастная маркировка фильмов

Создав новый фильм, киностудия обязана присвоить ему соответствующую его сюжету и воплощению возрастную категорию. Далее нужно согласовать выбранную категорию с госорганом (в данном случае — Министерством культуры  РФ).

Для фильмов возможны следующие варианты:

1) если кино легкое, в нем нет жестоких сцен, а добро побеждает зло, ему можно присвоить категорию «0+»;
2) в фильме вскользь упоминаются катастрофы, болезни, несчастные случаи и преступления, но они оправданы сюжетом и не визуализированы, можно присвоить маркер «6+»;
3) в кино показаны пагубные привычки людей, но они оправданы задумкой фильма и вызывают осуждение, а сексуальные отношения только упоминаются, но не показываются, то это «12+»;
4) есть жестокие сцены и ругань, но без обсценной лексики, то это «16+»;
5) возможен показ в рамках дозволенного законом любых взрослых сцен, причем даже без осуждения насилия и пороков, это «18+».

Возрастная маркировка информационной продукции

Закон устанавливает признаки, применимые для выявления безопасной информации в зависимости от возрастной группы.

Так, статьей 7 закона № 436 определено, какая продукция информационного характера приемлема для детей до 6 лет. К ней относятся изображения или описания физического или психического насилия (исключая сексуальное), если они:

1) не способны причинить вред здоровью и развитию ребенка;
2) оправданы жанром или сюжетом;
3) проявляются эпизодически и ненатуралистически;
4) предполагают в конечном итоге победу добра над злом;
5) вызывают сострадание к жертве насилия или осуждают насильственные действия.

Соответствующая данным критериям информация должна быть промаркирована значком «0+».

Детям от 6 лет в соответствии со статьей 8 закона №436 позволено видеть и читать также:

1) изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых) и (или) их последствий, если они показываются кратковременно и ненатуралистически, а также не унижают человеческого достоинства;
2) изображения или описания несчастных случаев, аварий, катастроф либо смерти без насилия, если при этом показанное не вызывает страх, ужас или панические настроения;
3) эпизодические изображения или описания антиобщественных действий, если они не оправдываются и не вызывают желание их повторить.
Маркировка для этой категории «6+».

На детей от 12 лет согласно статье 9 закона № 436 может распространяться информация:

1) с эпизодическими изображениями или описаниями жестоких и насильственных действий без лишнего натурализма, если к таким действиям выражается осуждение;

2) изображениями или описаниями человеческих зависимостей и пороков, если они не побуждают к подобному поведению и осуждаются;

3) изображениями или описаниями половых отношений между мужчиной и женщиной, если они не вызывают интереса к сексу и не носят оскорбительного характера.

Информационная продукция, не противоречащая перечисленным требованиям, должна иметь маркировку «12+».
Детям от 16 лет, по мнению законодателей, выраженному в статье 10 закона №436, не способна навредить следующая информация:

1) изображение или описание трагических случаев, катастроф, аварий и их последствий, если в них отсутствует натурализм и они не могут спровоцировать ужас, страх и панику;

2) изображение или описание жестоких и насильственных действий при условии отсутствия натурализма и проявления сострадания к жертве, а также порицания таких действий;

3) сведения о наркотиках и других одурманивающих веществах, если их распространение направлено на то, чтобы выработать осуждение в обществе;

4) ругательства, в которых нет нецензурных элементов;

5) изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, если они не вызывают повышенного интереса к этой теме и не предполагают оскорблений.

Маркировка такой продукции обозначается знаком «16+».

Пунктом 5 части 1 статьи 12 закона № 436 предусмотрено, что информационная продукция, полностью запрещенная к демонстрации для любой несовершеннолетней аудитории, должна помечаться значком «18+» или сообщением текстового содержания о том, что данная продукция запрещена для детей.

По смыслу закона изображения и тексты, не соответствующие категории «16+», автоматически подпадают под категорию «18+» и должны маркироваться соответствующим образом. Примером может служить Решение Мосгорсуда от 17.06.2024 по делу № 7-7691/2024.

Суть спора состояла в следующем. Роскомнадзор выявил нарушение со стороны ООО «Телеканал ТВ3», заключавшееся в демонстрации сцен нетрадиционных сексуальных отношений, полностью запрещенных для детей. Указанные сцены были показаны телеканалом в рамках художественного фильма «Пираньи», помеченного знаком маркировки «16+». По мнению Роскомнадзора, фильм должен был иметь маркировку «18+», следовательно, телеканал нарушил закон.

Суд согласился с требованием контролирующего органа о привлечении нарушителя к ответственности по ч. 2 ст. 6.21.2 КоАП РФ.

Возрастная маркировка мероприятий

Информация о планируемых мероприятиях должна содержать указание на ту возрастную категорию населения, для которой она безопасна. Следовательно, при размещении сведений о дате и месте проведения конкретного мероприятия афиша или другой информационный плакат должны быть промаркированы.

Подход к маркировке мероприятий такой же, как и в других случаях: организаторам следует руководствоваться общими критериями, установленными законом №436. За несоблюдение этого требования возможно привлечение к административной ответственности.

Какой информации не требуется возрастная маркировка

Маркировка по возрасту нужна только для такой продукции, которая потенциально может навредить здоровью или развитию детей.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 1 закона №436 действие положений о возрастной маркировке не распространяется на следующие виды товаров и информации:

1) продукцию, которая представляет собой изложение научных, научно-технических и статистических данных;
2) сведения, в отношении которых Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» либо другими федеральными законами установлено, что доступ к ним нельзя ограничивать;
3) информацию, которая ценна и значима для общества с исторической, художественной или иной культурной точки зрения;
4) литературные произведения, включенные в федеральные общеобразовательные программы;
5) тексты таких священных писаний, как Библия, Коран, Танах и Ганджур.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь