Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Цифра от 0 до 18 и плюс рядом — это и есть возрастная маркировка. Ее можно увидеть на книгах, журналах, детских игрушках, видеопродукции. Каждому покупателю сразу понятно, до какого возраста нельзя использовать товар, имеющий возрастные ограничения. Но несмотря на кажущуюся простоту и ясность, такая маркировка имеет свои особенности, о которых изложено в статье.
Содержание
- Суть возрастной маркировки
- Возрастная маркировка товаров (продукции)
- Возрастная маркировка фильмов
- Возрастная маркировка информационной продукции
- Возрастная маркировка мероприятий
- Какой информации не требуется возрастная маркировка
Суть возрастной маркировки
Понятие возрастной маркировки вошло в обиход российских граждан с принятием Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — закон № 436). Именно этот нормативно-правовой акт и устанавливает требования о разграничении выпускаемой на рынок продукции по возрастному признаку.
Цель введения описываемых ограничений понятна даже из названия закона — защитить несовершеннолетних от влияния информации, которая может негативно отразиться на их здоровье и развитии.
Согласно официальной терминологии эта маркировка представляет собой обозначение возрастной категории, для которой та или иная информация может оказаться потенциально опасной.
Законом № 436 определены общие критерии отнесения информационных данных к вредным для детей.
Полностью запрещены для распространения на детскую аудиторию:
1) информация, которая может представлять собой угрозу жизни или здоровья ребенка, в том числе которая способна заставить ребенка причинить вред здоровью (как своему, так и других лиц), а также покончить жизнь самоубийством либо склонять к этому других;
2) сведения, которые могут спровоцировать ребенка на употребление наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ, табака и другой никотиновой продукции, а также различных газов и их паров, алкоголя и спирта;
3) контент, вызывающий тягу к участию в азартных играх, бродяжничеству, проституции и попрошайничеству;
4) информация, целью которой является оправдание жестокости и насилия либо осуществление жестоких и насильственных действий по отношению к людям и другим живым существам;
5) описание и изображение сексуального насилия;
6) оскорбления человеческого достоинства и нравственности, неуважительные обращения в адрес общества, изображение противоправных действий;
7) информация, не поддерживающая семейные ценности или вызывающая мысли о смене пола, а также пропаганда нетрадиционных предпочтений, педофилии и чайлдфри;
8) сведения, оправдывающие противоправное поведение;
9) нецензурные выражения;
10) порнографические картинки и тексты;
11) данные о детях, которые стали объектами противоправных действий, если по этим данным можно идентифицировать их личности;
12) информацию, исходящую от иноагентов.
Ограниченно разрешены к распространению, доступному для детей, следующие сведения:
1) изображение или описание жестокого поведения с точки зрения физического или психического насилия, преступлений или других действий против социума;
2) картинки и тексты, которые могут вызвать у ребенка такие эмоции, как страх, ужас или паника. Сюда же отнесены графические или текстовые изображения ненасильственно принятой смерти, болезни, самоубийства, несчастного случая, если все это представлено в унижающем достоинство человека виде;
3) изображения или описания полового акта между мужчиной и женщиной;
4) ругань, не содержащая нецензурных слов.
Перечисленные ограничения распространяются на информационные материалы СМИ, сайтов (в том числе соцсетей, к примеру, ВК), фильмов, книг. Требования по маркировке обязаны соблюдать также другие организации (книжные магазины, библиотеки, кинотеатры).
Нужно отметить, что за нарушение законодательства в части маркировки по возрасту КоАП предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 6.17 указанного нормативно-правового акта нарушителю может быть назначен штраф:
• от 2 до 3 тыс. рублей с конфискацией предмета с неправильной маркировкой или без нее, если нарушение совершило физлицо;
• от 5 до 10 тыс. рублей, если нарушение допущено должностным лицом;
• от 20 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета с неправильной маркировкой или без нее и приостановлением деятельности на срок до 90 суток, если проштрафилось юридическое лицо.
Возрастная маркировка товаров (продукции)
Возрастная маркировка товаров несколько отличается от маркировки информации. Здесь на первое место выходит безопасность с точки зрения моментального причинения вреда физическому здоровью человека.
Так, при производстве и продаже игр и игрушек используется маркировка, позволяющая понять, безопасен ли конкретный предмет для ребенка, с какого возраста им можно пользоваться, соответствует ли он уровню развития и потребностям ребенка, необходимо ли присутствие взрослого при занятиях малыша с этой игрушкой.
Для этого на упаковке проставляется значок, показывающий возраст, с которого можно начинать играть с игрушкой. Возрастные диапазоны варьируются так:
• 0–1 — до года;
• 1–3 — от 1 года до 3 лет;
• 3–6 — от 3 до 6 лет;
• 6–10 — от 6 до 10 лет;
• 10–14 — от 10 до 14 лет.
Для обозначения того, что в игрушку нельзя играть без взрослых, используют значок с перечеркнутым изображением печального ребенка.
Подробная классификация игрушек представлена в ГОСТ Р 58672-2019 «Безопасность игрушек».
Определение подходящей категории товара — это обязанность производителей и продавцов. Если есть сомнения в правильности выбора, они вправе обратиться со своими вопросами к экспертам.
Стоит отметить, что в России планируется в ближайшее время разработать также правила маркировки игрушек в зависимости от их воздействия на психику детей (по аналогии с маркировкой информации).
Возрастная маркировка фильмов
Создав новый фильм, киностудия обязана присвоить ему соответствующую его сюжету и воплощению возрастную категорию. Далее нужно согласовать выбранную категорию с госорганом (в данном случае — Министерством культуры РФ).
Для фильмов возможны следующие варианты:
1) если кино легкое, в нем нет жестоких сцен, а добро побеждает зло, ему можно присвоить категорию «0+»;
2) в фильме вскользь упоминаются катастрофы, болезни, несчастные случаи и преступления, но они оправданы сюжетом и не визуализированы, можно присвоить маркер «6+»;
3) в кино показаны пагубные привычки людей, но они оправданы задумкой фильма и вызывают осуждение, а сексуальные отношения только упоминаются, но не показываются, то это «12+»;
4) есть жестокие сцены и ругань, но без обсценной лексики, то это «16+»;
5) возможен показ в рамках дозволенного законом любых взрослых сцен, причем даже без осуждения насилия и пороков, это «18+».
Возрастная маркировка информационной продукции
Закон устанавливает признаки, применимые для выявления безопасной информации в зависимости от возрастной группы.
Так, статьей 7 закона № 436 определено, какая продукция информационного характера приемлема для детей до 6 лет. К ней относятся изображения или описания физического или психического насилия (исключая сексуальное), если они:
1) не способны причинить вред здоровью и развитию ребенка;
2) оправданы жанром или сюжетом;
3) проявляются эпизодически и ненатуралистически;
4) предполагают в конечном итоге победу добра над злом;
5) вызывают сострадание к жертве насилия или осуждают насильственные действия.
Соответствующая данным критериям информация должна быть промаркирована значком «0+».
Детям от 6 лет в соответствии со статьей 8 закона №436 позволено видеть и читать также:
1) изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых) и (или) их последствий, если они показываются кратковременно и ненатуралистически, а также не унижают человеческого достоинства;
2) изображения или описания несчастных случаев, аварий, катастроф либо смерти без насилия, если при этом показанное не вызывает страх, ужас или панические настроения;
3) эпизодические изображения или описания антиобщественных действий, если они не оправдываются и не вызывают желание их повторить.
Маркировка для этой категории «6+».
На детей от 12 лет согласно статье 9 закона № 436 может распространяться информация:
1) с эпизодическими изображениями или описаниями жестоких и насильственных действий без лишнего натурализма, если к таким действиям выражается осуждение;
2) изображениями или описаниями человеческих зависимостей и пороков, если они не побуждают к подобному поведению и осуждаются;
3) изображениями или описаниями половых отношений между мужчиной и женщиной, если они не вызывают интереса к сексу и не носят оскорбительного характера.
Информационная продукция, не противоречащая перечисленным требованиям, должна иметь маркировку «12+».
Детям от 16 лет, по мнению законодателей, выраженному в статье 10 закона №436, не способна навредить следующая информация:
1) изображение или описание трагических случаев, катастроф, аварий и их последствий, если в них отсутствует натурализм и они не могут спровоцировать ужас, страх и панику;
2) изображение или описание жестоких и насильственных действий при условии отсутствия натурализма и проявления сострадания к жертве, а также порицания таких действий;
3) сведения о наркотиках и других одурманивающих веществах, если их распространение направлено на то, чтобы выработать осуждение в обществе;
4) ругательства, в которых нет нецензурных элементов;
5) изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, если они не вызывают повышенного интереса к этой теме и не предполагают оскорблений.
Маркировка такой продукции обозначается знаком «16+».
Пунктом 5 части 1 статьи 12 закона № 436 предусмотрено, что информационная продукция, полностью запрещенная к демонстрации для любой несовершеннолетней аудитории, должна помечаться значком «18+» или сообщением текстового содержания о том, что данная продукция запрещена для детей.
По смыслу закона изображения и тексты, не соответствующие категории «16+», автоматически подпадают под категорию «18+» и должны маркироваться соответствующим образом. Примером может служить Решение Мосгорсуда от 17.06.2024 по делу № 7-7691/2024.
Суть спора состояла в следующем. Роскомнадзор выявил нарушение со стороны ООО «Телеканал ТВ3», заключавшееся в демонстрации сцен нетрадиционных сексуальных отношений, полностью запрещенных для детей. Указанные сцены были показаны телеканалом в рамках художественного фильма «Пираньи», помеченного знаком маркировки «16+». По мнению Роскомнадзора, фильм должен был иметь маркировку «18+», следовательно, телеканал нарушил закон.
Суд согласился с требованием контролирующего органа о привлечении нарушителя к ответственности по ч. 2 ст. 6.21.2 КоАП РФ.
Возрастная маркировка мероприятий
Информация о планируемых мероприятиях должна содержать указание на ту возрастную категорию населения, для которой она безопасна. Следовательно, при размещении сведений о дате и месте проведения конкретного мероприятия афиша или другой информационный плакат должны быть промаркированы.
Подход к маркировке мероприятий такой же, как и в других случаях: организаторам следует руководствоваться общими критериями, установленными законом №436. За несоблюдение этого требования возможно привлечение к административной ответственности.
Какой информации не требуется возрастная маркировка
Маркировка по возрасту нужна только для такой продукции, которая потенциально может навредить здоровью или развитию детей.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 1 закона №436 действие положений о возрастной маркировке не распространяется на следующие виды товаров и информации:
1) продукцию, которая представляет собой изложение научных, научно-технических и статистических данных;
2) сведения, в отношении которых Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» либо другими федеральными законами установлено, что доступ к ним нельзя ограничивать;
3) информацию, которая ценна и значима для общества с исторической, художественной или иной культурной точки зрения;
4) литературные произведения, включенные в федеральные общеобразовательные программы;
5) тексты таких священных писаний, как Библия, Коран, Танах и Ганджур.
Вы можете оставить первый комментарий