Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Земли лесного фонда

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Все земли в Российской Федерации имеют свое назначение. По общему правилу нельзя использовать земли не для тех целей, для которых они предназначены. Каждая категория земель отличается своими особенностями. В этой статье расскажем о землях лесного фонда, их правовом режиме и статусе.

Содержание

  1. Территории земель лесного фонда
  2. Виды земель лесного фонда
  3. Назначение земель лесного фонда
  4. Собственность на земли лесного фонда
  5. Использование земель лесного фонда
  6. Перевод земель лесного фонда

Территории земель лесного фонда

Земли лесного фонда входят в состав территорий, принадлежащих российским лесничествам. Территории таких земельных участков определяются по границам этих лесничеств. Какие именно границы имеет тот или иной участок, можно узнать, если ознакомиться с решением о создании конкретного лесничества. В качестве обязательного приложения к такому решению составляют текстовое и графическое описание того места, где находится создаваемый объект, с указанием его точных границ.

В свою очередь, лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ и на других землях, где растут леса. Так, лесничества могут находиться в местах, занятых лесами, на территориях следующих земель:

1) используемых для обороны и безопасности;
2) расположенных в границах населенных пунктов;
3) расположенных на особо охраняемых территориях.

Виды земель лесного фонда

В обывательском понимании все просто: если на участке растет много деревьев, значит, это лес. Если деревьев нет, то перед нами поле или луг.

Однако в правовом понимании все немного сложнее. Далеко не все участки, занятые скоплениями деревьев и выглядят как лес, являются землями лесного фонда. В то же время некоторые из участков, на которых деревьев нет совсем, по закону относятся именно к таким землям. Как же тогда разобраться, что по закону является лесом, а что нет?

Ответ на этот вопрос дает статья 6.1 Лесного кодекса РФ. Согласно этой статье к российскому лесному фонду относятся:

1) лесные земли — участки, на которых растут леса, а также участки, где лес был раньше, но по каким-то причинам (пожар, вырубка) прекратил свое существование, однако должен быть возобновлен. Это касается, к примеру, гарей, мест вырубок, прогалин, редин, пустырей и других подобных мест;
2) нелесные земли — участки, необходимые для освоения лесов (подъездные дороги, просеки и прочие подобные места), а также земли, на которых лес расти не может в силу их природных особенностей (болота, каменистые россыпи и некоторые другие природные объекты).

Вместе с тем из статьи 6 Лесного кодекса РФ следует, что наряду с лесами, произрастающими на землях лесного фонда, в Российской Федерации есть также леса, растущие в других местах — на пашнях, в границах населенных пунктов, на приграничных участках. Правовой режим таких лесов регулируется статьями 120 — 123 ЛК РФ, а также актами Правительства РФ. Основное правило при этом одно: такие леса должны использоваться, охраняться, защищаться и воспроизводиться в соответствии с целевым назначением тех земель, территории которых они занимают.

Стоит также отметить, что согласно статье 8 ЗК РФ участки в составе земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности. Что же касается лесов, расположенных на других участках, то они могут быть приобретены в собственность иными лицами.

Назначение земель лесного фонда

Все земли в РФ имеют свое целевое назначение. В зависимости от того, для каких целей они используются, земельные участки делятся на предназначенные для:

1) сельского хозяйства;
2) строительства жилья и проживания людей;
3) размещения объектов промышленности и энергетики, связи, телевидения и радиовещания, транспортных, космических, оборонных и иных подобных объектов;
4) расположения особо охраняемых территорий и объектов;
5) оставленные под лесные ресурсы;
6) занятые водными природными объектами;
7) временно не занятые, запасные.

Эта градация предусмотрена ст. 7 Земельного кодекса РФ.

В свою очередь, внутри выделенных категорий земли тоже имеют свою классификацию в зависимости от целей использования. Лесной фонд в этом смысле не исключение. В статье 10 ЛК РФ названы следующие основные функции лесных земель в России. В частности, такие земли могут иметь следующие предназначения:

1) выполнять защитные функции. Лес — важнейшая составляющая природной среды, без которой невозможно полноценное функционирование биосферы. Защитная роль лесов проявляется по-разному. В зависимости от этого среди защитных лесов выделяют:

— леса особо охраняемых природных территорий (пп. 1 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Они расположены в границах заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и заказниках.
В заповедниках запрещены любые рубки в тех местах, где в соответствии с законом исключено любое вмешательство в природные процессы. В других заповедных местах могут быть разрешены выборочные рубки.
В национальных и природных парках, а также в заказниках запрещаются сплошные рубки.
Во всех лесах, которые находятся на особо охраняемых территориях, нельзя применять токсические химические вещества (п. 4 ст. 112 ЛК РФ);

В составе защитных лесов выделяют также особо защитные участки (ст. 119 ЛК РФ). К этим зонам применяются повышенные меры охраны. Так, к примеру, даже выборочные рубки в подобных местах допустимы только с целью удаления погибших или поврежденных деревьев;

— водоохранные леса (пп. 2 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Деревья помогают защищать от неблагоприятных воздействий водоемы. Их корневая система предупреждает разрушение берегов, фильтрует подземные воды, заметно улучшая их качество. Кроме того, лесные заросли вдоль рек и озер сдерживают потоки поверхностных вод, несущих в себе множество мельчайших частиц грунта и способствующих постепенному обмелению водоемов.
Правовой режим водоохранных лесов установлен ст. 113 ЛК РФ. На таких участках нельзя использовать токсические препараты, вести сельское хозяйство, создавать и использовать лесные плантации, а также возводить объекты капитального строительства.

Однако в водоохранных зонах можно разводить пчел и рыбу, косить сено. Также можно строить дорожки для велосипедистов, бегунов и лыжников, возводить гидротехнические объекты, разведывать и добывать нефть и природный газ, проводить геологические исследования;

— леса, защищающие природные и другие объекты (пп. 3 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Это, к примеру, леса, которыми окружены источники питьевой воды. Или леса, растущие вдоль железных и автомобильных дорог. Сюда же относятся лесопарковые зоны и растительность, окружающая курорты и санатории. Главная роль таких лесов — улучшать санитарно-гигиенические свойства воздушных масс. Они очищают воздух, создают естественные преграды для частиц пыли и различных шумов, обеспечивая тем самым здоровую и экологически чистую атмосферу для людей и всего живого, что есть на планете.

Правовой режим этой категории лесных земель определен ст. 114 ЛК РФ. Суть его в общих чертах сводится к запрету на таких землях сельского хозяйства, капитального строительства, охоты;

— ценные леса (пп. 4 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Они отличаются тем, что имеют в своем составе уникальные породы, представляющие большую научную или историко-культурную ценность. Порядок правового управления такими лесами закреплен в ст. 115 ЛК РФ. В них запрещено строительство капитальных объектов, за исключением спортивных дорожек и трасс, а также линейных объектов и гидротехнических сооружений;

— городские леса (пп. 5 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Если участок земли, заросший деревьями, находится в черте города или другого населенного пункта и не выходит за границы одного муниципального образования, такой участок относится к категории городских лесов. На нем нельзя использовать токсические препараты, заниматься сельхоздеятельностью, охотиться на птиц или животных, разведывать или добывать полезные ископаемые, возводить капитальные объекты, кроме спортивных дорожек и сооружений гидротехники;

2) находиться в эксплуатации. Леса из разряда эксплуатационных прямо используются человеком для удовлетворения его нужд. В таких лесах могут проводиться лесозаготовки, а также лесопереработка и другие предусмотренные законом виды деятельности;

3) пребывать в резерве. К этим лесным участкам относят леса, в которых в течение 20 лет нельзя заготавливать древесину (не считая заготовок, осуществляемых гражданами для их личных нужд). Рубки разрешены для достижения только одной цели — геологического изучения недр. В остальных случаях рубить деревья в резервных лесах запрещено.

Собственность на земли лесного фонда

В пункте 1 статьи 8 ЛК РФ законодатели указали, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Если участок леса относится к иным категориям земель, то право собственности на него может принадлежать и иным лицам (п. 2 ст. 8 ЛК РФ). К примеру, такой участок может принадлежать муниципальному образованию.

Однако понятие «федеральная собственность», равно как и «собственность Российской Федерации», — довольно расплывчатое. Непонятно, кто именно должен выступать от лица России при решении судьбы участков лесного фонда. Именно поэтому статьей 83 ЛК РФ определено, кому РФ вправе передать свои полномочия в области лесных отношений, в том числе в части управления лесами. Согласно этой статье регулировать лесные правоотношения управомочены госорганы субъектов РФ.

Нахождение лесов в собственности Российской Федерации или муниципального образования не исключает пользования этим видом ресурсов и другими физическими и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 11 ЛК РФ граждане могут беспрепятственно и бесплатно ходить в лес и собирать там для личных нужд плоды, ягоды, грибы и травы, за исключением занесенных в Красную книгу редких видов, а также растений, признанных наркотическими.

В некоторых случаях свободное пребывание в лесу может быть ограничено. К примеру, ежегодно в ряде регионов к ограничительным мерам приходится прибегать из-за повышенного риска пожарной опасности, связанного с погодными условиями (жаркой погодой, длительным отсутствием осадков). Подобные меры имеют временный характер и отменяются, когда опасность пожара снижается.

Граждане и юридические лица по соглашению с уполномоченными органами государства могут также пользоваться землями лесного фонда на следующих основаниях:

1) получив право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Порядок получения такого права определен ст. 39.10 Земельного кодекса РФ. Гражданин или юрлицо заключают соответствующий договор с уполномоченным органом госвласти. Основания передачи участка в постоянное (бессрочное) пользование установлены ст. 39.10 ЗК РФ. Если договор заключается на срок больше года, он подлежит госрегистрации;

2) оформив право безвозмездного пользования. Возможность получить лесной участок в пользование на безвозмездной основе установлена ст. 71 ЛК РФ. Воспользоваться ею могут только юридические лица. Срок, на который участок может быть предоставлен, — от 1 года до 5 лет (п. 2 ст. 74.2 ЛК РФ). Чтобы запустить процедуру, заинтересованному лицу нужно подать соответствующее заявление (п. 1 ст. 74.3 ЛК РФ);

3) заключив договор аренды лесного участка. В аренду кусок леса может взять как юрлицо, так и гражданин. Цели могут быть любыми из перечисленных в ст. 25 ЛК РФ. Взять в аренду можно только участок, собственником которого является государство или муниципальное образование и который прошел кадастровый учет (п. 2 ст. 72 ЛК РФ). Допустимый срок аренды колеблется от 10 до 49 лет (п. 3 ст. 42 ЛК РФ). За аренду придется платить, ставки устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 73 ЛК РФ и зависят от целей использования участка.

Договор аренды по общему правилу заключается по результатам торгов, но есть ряд исключений (п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ).

Если договор заключен на срок меньше года, регистрировать его не нужно. Если же больше, то регистрация обязательна;

4) заключив договор купли-продажи лесных насаждений. Такой договор вправе заключать и граждане, и юридические лица. Суть его в том, что заинтересованное лицо на срок до 1 года получает участок леса из состава земель государственного или муниципального образования, чтобы заготавливать на нем для своих нужд древесину. В договоре четко обозначен конкретное место, где можно проводить заготовки, его площадь и объем древесины, которую можно забрать. Цена за единицу объема определяется по правилам ст. 76 ЛК РФ;

5) запросив установление сервитута. Сервитут на лесные участки устанавливается на общих основаниях, предусмотренных Гражданским и Земельным кодексами РФ. Это может быть как частный, так и публичный сервитут (п. 2, 3 ст. 9 ЛК РФ).

Использование земель лесного фонда

Все возможные способы использования лесов перечислены в ст. 25 ЛК РФ. Это может быть сбор ягод, грибов и других «даров леса», заготовка древесины, живицы, создание лесных плантаций, использование леса для отдыха, науки и изыскательских работ и даже для отправления религиозных обрядов.

Какие конкретно способы доступны определенному пользователю, зависит от того, каким правами в отношении лесного участка он обладает. Один и тот же правообладатель вправе использовать лесные угодья только с одной из перечисленных в указанной статье Лесного кодекса целью или сразу с несколькими целями — главное, чтобы у него было на это разрешение в правоустанавливающих документах.

Если лес используется в рамках осуществления предпринимательства, то правообладателю нужно обязательно зарегистрироваться в качестве юрлица или ИП (п. 3 ст. 25 ЛК РФ).

Перевод земель лесного фонда

Лес — это ценный ресурс, который, хотя и относится к восполняемым, но требует довольно много времени для восстановления. Именно поэтому он имеет особый правовой статус и режим регулирования. Слишком простой порядок перевода земель лесного фонда в другие категории мог бы привести к нерациональному использованию лесных ресурсов и быстрому их истощению.

Земли лесного фонда в некоторых случаях можно перевести в другую категорию. Это предусмотрено Лесным, Земельным кодексами РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Но изменить категорию земель можно только в предусмотренных законом случаях. Так, к примеру, в соответствии со ст. 11 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод из состава защитных лесов в другие категории участков возможен, если:

1) это нужно для организации особо охраняемых природных территорий;
2) требуется установить или изменить границы населенного пункта;
3) нужно разместить важные государственные или муниципальные объекты, а других мест для них нет;
4) планируется создать зону для туризма и отдыха.

При этом если ранее земля лесного фонда была предоставлена для осуществления деятельности, связанной с рекреацией, то перевести ее в землю иной категории не получится. Закон содержит прямой запрет на такой перевод (п. 3 ст. 11 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

Чтобы инициировать перевод, заинтересованному лицу следует подать соответствующее ходатайство. В нем надо указать:

1) данные подателя;
2) сведения об участке, в отношении которого подается прошение;
3) какие права у подателя ходатайства имеются в отношении земельного участка;
4) сведения о владельце участка и его отношении к возможному переводу;
5) категорию, в которую планируется перевести лесные земли;
6) обстоятельства, обосновывающие перевод.
К ходатайству нужно приложить подтверждающие документы.

Отдельно стоит упомянуть о таком варианте перевода, как лесная амнистия. Речь идет о нередко встречающемся расхождении, когда, по данным лесного реестра, участок относится к лесному фонду, а по данным ЕГРН либо имеющихся правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов — не относится и причислен к другой категории. В этом случае действуют так: если право на лесной участок появилось до 01.01.2016, то категорию определяют по данным из ЕГРН либо по тем данным, которые отражены в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь