Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Все земли в Российской Федерации имеют свое назначение. По общему правилу нельзя использовать земли не для тех целей, для которых они предназначены. Каждая категория земель отличается своими особенностями. В этой статье расскажем о землях лесного фонда, их правовом режиме и статусе.
Содержание
- Территории земель лесного фонда
- Виды земель лесного фонда
- Назначение земель лесного фонда
- Собственность на земли лесного фонда
- Использование земель лесного фонда
- Перевод земель лесного фонда
Территории земель лесного фонда
Земли лесного фонда входят в состав территорий, принадлежащих российским лесничествам. Территории таких земельных участков определяются по границам этих лесничеств. Какие именно границы имеет тот или иной участок, можно узнать, если ознакомиться с решением о создании конкретного лесничества. В качестве обязательного приложения к такому решению составляют текстовое и графическое описание того места, где находится создаваемый объект, с указанием его точных границ.
В свою очередь, лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ и на других землях, где растут леса. Так, лесничества могут находиться в местах, занятых лесами, на территориях следующих земель:
1) используемых для обороны и безопасности;
2) расположенных в границах населенных пунктов;
3) расположенных на особо охраняемых территориях.
Виды земель лесного фонда
В обывательском понимании все просто: если на участке растет много деревьев, значит, это лес. Если деревьев нет, то перед нами поле или луг.
Однако в правовом понимании все немного сложнее. Далеко не все участки, занятые скоплениями деревьев и выглядят как лес, являются землями лесного фонда. В то же время некоторые из участков, на которых деревьев нет совсем, по закону относятся именно к таким землям. Как же тогда разобраться, что по закону является лесом, а что нет?
Ответ на этот вопрос дает статья 6.1 Лесного кодекса РФ. Согласно этой статье к российскому лесному фонду относятся:
1) лесные земли — участки, на которых растут леса, а также участки, где лес был раньше, но по каким-то причинам (пожар, вырубка) прекратил свое существование, однако должен быть возобновлен. Это касается, к примеру, гарей, мест вырубок, прогалин, редин, пустырей и других подобных мест;
2) нелесные земли — участки, необходимые для освоения лесов (подъездные дороги, просеки и прочие подобные места), а также земли, на которых лес расти не может в силу их природных особенностей (болота, каменистые россыпи и некоторые другие природные объекты).
Вместе с тем из статьи 6 Лесного кодекса РФ следует, что наряду с лесами, произрастающими на землях лесного фонда, в Российской Федерации есть также леса, растущие в других местах — на пашнях, в границах населенных пунктов, на приграничных участках. Правовой режим таких лесов регулируется статьями 120 — 123 ЛК РФ, а также актами Правительства РФ. Основное правило при этом одно: такие леса должны использоваться, охраняться, защищаться и воспроизводиться в соответствии с целевым назначением тех земель, территории которых они занимают.
Стоит также отметить, что согласно статье 8 ЗК РФ участки в составе земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности. Что же касается лесов, расположенных на других участках, то они могут быть приобретены в собственность иными лицами.
Назначение земель лесного фонда
Все земли в РФ имеют свое целевое назначение. В зависимости от того, для каких целей они используются, земельные участки делятся на предназначенные для:
1) сельского хозяйства;
2) строительства жилья и проживания людей;
3) размещения объектов промышленности и энергетики, связи, телевидения и радиовещания, транспортных, космических, оборонных и иных подобных объектов;
4) расположения особо охраняемых территорий и объектов;
5) оставленные под лесные ресурсы;
6) занятые водными природными объектами;
7) временно не занятые, запасные.
Эта градация предусмотрена ст. 7 Земельного кодекса РФ.
В свою очередь, внутри выделенных категорий земли тоже имеют свою классификацию в зависимости от целей использования. Лесной фонд в этом смысле не исключение. В статье 10 ЛК РФ названы следующие основные функции лесных земель в России. В частности, такие земли могут иметь следующие предназначения:
1) выполнять защитные функции. Лес — важнейшая составляющая природной среды, без которой невозможно полноценное функционирование биосферы. Защитная роль лесов проявляется по-разному. В зависимости от этого среди защитных лесов выделяют:
— леса особо охраняемых природных территорий (пп. 1 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Они расположены в границах заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и заказниках.
В заповедниках запрещены любые рубки в тех местах, где в соответствии с законом исключено любое вмешательство в природные процессы. В других заповедных местах могут быть разрешены выборочные рубки.
В национальных и природных парках, а также в заказниках запрещаются сплошные рубки.
Во всех лесах, которые находятся на особо охраняемых территориях, нельзя применять токсические химические вещества (п. 4 ст. 112 ЛК РФ);
В составе защитных лесов выделяют также особо защитные участки (ст. 119 ЛК РФ). К этим зонам применяются повышенные меры охраны. Так, к примеру, даже выборочные рубки в подобных местах допустимы только с целью удаления погибших или поврежденных деревьев;
— водоохранные леса (пп. 2 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Деревья помогают защищать от неблагоприятных воздействий водоемы. Их корневая система предупреждает разрушение берегов, фильтрует подземные воды, заметно улучшая их качество. Кроме того, лесные заросли вдоль рек и озер сдерживают потоки поверхностных вод, несущих в себе множество мельчайших частиц грунта и способствующих постепенному обмелению водоемов.
Правовой режим водоохранных лесов установлен ст. 113 ЛК РФ. На таких участках нельзя использовать токсические препараты, вести сельское хозяйство, создавать и использовать лесные плантации, а также возводить объекты капитального строительства.
Однако в водоохранных зонах можно разводить пчел и рыбу, косить сено. Также можно строить дорожки для велосипедистов, бегунов и лыжников, возводить гидротехнические объекты, разведывать и добывать нефть и природный газ, проводить геологические исследования;
— леса, защищающие природные и другие объекты (пп. 3 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Это, к примеру, леса, которыми окружены источники питьевой воды. Или леса, растущие вдоль железных и автомобильных дорог. Сюда же относятся лесопарковые зоны и растительность, окружающая курорты и санатории. Главная роль таких лесов — улучшать санитарно-гигиенические свойства воздушных масс. Они очищают воздух, создают естественные преграды для частиц пыли и различных шумов, обеспечивая тем самым здоровую и экологически чистую атмосферу для людей и всего живого, что есть на планете.
Правовой режим этой категории лесных земель определен ст. 114 ЛК РФ. Суть его в общих чертах сводится к запрету на таких землях сельского хозяйства, капитального строительства, охоты;
— ценные леса (пп. 4 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Они отличаются тем, что имеют в своем составе уникальные породы, представляющие большую научную или историко-культурную ценность. Порядок правового управления такими лесами закреплен в ст. 115 ЛК РФ. В них запрещено строительство капитальных объектов, за исключением спортивных дорожек и трасс, а также линейных объектов и гидротехнических сооружений;
— городские леса (пп. 5 п. 2 ст. 111 ЛК РФ). Если участок земли, заросший деревьями, находится в черте города или другого населенного пункта и не выходит за границы одного муниципального образования, такой участок относится к категории городских лесов. На нем нельзя использовать токсические препараты, заниматься сельхоздеятельностью, охотиться на птиц или животных, разведывать или добывать полезные ископаемые, возводить капитальные объекты, кроме спортивных дорожек и сооружений гидротехники;
2) находиться в эксплуатации. Леса из разряда эксплуатационных прямо используются человеком для удовлетворения его нужд. В таких лесах могут проводиться лесозаготовки, а также лесопереработка и другие предусмотренные законом виды деятельности;
3) пребывать в резерве. К этим лесным участкам относят леса, в которых в течение 20 лет нельзя заготавливать древесину (не считая заготовок, осуществляемых гражданами для их личных нужд). Рубки разрешены для достижения только одной цели — геологического изучения недр. В остальных случаях рубить деревья в резервных лесах запрещено.
Собственность на земли лесного фонда
В пункте 1 статьи 8 ЛК РФ законодатели указали, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Если участок леса относится к иным категориям земель, то право собственности на него может принадлежать и иным лицам (п. 2 ст. 8 ЛК РФ). К примеру, такой участок может принадлежать муниципальному образованию.
Однако понятие «федеральная собственность», равно как и «собственность Российской Федерации», — довольно расплывчатое. Непонятно, кто именно должен выступать от лица России при решении судьбы участков лесного фонда. Именно поэтому статьей 83 ЛК РФ определено, кому РФ вправе передать свои полномочия в области лесных отношений, в том числе в части управления лесами. Согласно этой статье регулировать лесные правоотношения управомочены госорганы субъектов РФ.
Нахождение лесов в собственности Российской Федерации или муниципального образования не исключает пользования этим видом ресурсов и другими физическими и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 11 ЛК РФ граждане могут беспрепятственно и бесплатно ходить в лес и собирать там для личных нужд плоды, ягоды, грибы и травы, за исключением занесенных в Красную книгу редких видов, а также растений, признанных наркотическими.
В некоторых случаях свободное пребывание в лесу может быть ограничено. К примеру, ежегодно в ряде регионов к ограничительным мерам приходится прибегать из-за повышенного риска пожарной опасности, связанного с погодными условиями (жаркой погодой, длительным отсутствием осадков). Подобные меры имеют временный характер и отменяются, когда опасность пожара снижается.
Граждане и юридические лица по соглашению с уполномоченными органами государства могут также пользоваться землями лесного фонда на следующих основаниях:
1) получив право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Порядок получения такого права определен ст. 39.10 Земельного кодекса РФ. Гражданин или юрлицо заключают соответствующий договор с уполномоченным органом госвласти. Основания передачи участка в постоянное (бессрочное) пользование установлены ст. 39.10 ЗК РФ. Если договор заключается на срок больше года, он подлежит госрегистрации;
2) оформив право безвозмездного пользования. Возможность получить лесной участок в пользование на безвозмездной основе установлена ст. 71 ЛК РФ. Воспользоваться ею могут только юридические лица. Срок, на который участок может быть предоставлен, — от 1 года до 5 лет (п. 2 ст. 74.2 ЛК РФ). Чтобы запустить процедуру, заинтересованному лицу нужно подать соответствующее заявление (п. 1 ст. 74.3 ЛК РФ);
3) заключив договор аренды лесного участка. В аренду кусок леса может взять как юрлицо, так и гражданин. Цели могут быть любыми из перечисленных в ст. 25 ЛК РФ. Взять в аренду можно только участок, собственником которого является государство или муниципальное образование и который прошел кадастровый учет (п. 2 ст. 72 ЛК РФ). Допустимый срок аренды колеблется от 10 до 49 лет (п. 3 ст. 42 ЛК РФ). За аренду придется платить, ставки устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 73 ЛК РФ и зависят от целей использования участка.
Договор аренды по общему правилу заключается по результатам торгов, но есть ряд исключений (п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ).
Если договор заключен на срок меньше года, регистрировать его не нужно. Если же больше, то регистрация обязательна;
4) заключив договор купли-продажи лесных насаждений. Такой договор вправе заключать и граждане, и юридические лица. Суть его в том, что заинтересованное лицо на срок до 1 года получает участок леса из состава земель государственного или муниципального образования, чтобы заготавливать на нем для своих нужд древесину. В договоре четко обозначен конкретное место, где можно проводить заготовки, его площадь и объем древесины, которую можно забрать. Цена за единицу объема определяется по правилам ст. 76 ЛК РФ;
5) запросив установление сервитута. Сервитут на лесные участки устанавливается на общих основаниях, предусмотренных Гражданским и Земельным кодексами РФ. Это может быть как частный, так и публичный сервитут (п. 2, 3 ст. 9 ЛК РФ).
Использование земель лесного фонда
Все возможные способы использования лесов перечислены в ст. 25 ЛК РФ. Это может быть сбор ягод, грибов и других «даров леса», заготовка древесины, живицы, создание лесных плантаций, использование леса для отдыха, науки и изыскательских работ и даже для отправления религиозных обрядов.
Какие конкретно способы доступны определенному пользователю, зависит от того, каким правами в отношении лесного участка он обладает. Один и тот же правообладатель вправе использовать лесные угодья только с одной из перечисленных в указанной статье Лесного кодекса целью или сразу с несколькими целями — главное, чтобы у него было на это разрешение в правоустанавливающих документах.
Если лес используется в рамках осуществления предпринимательства, то правообладателю нужно обязательно зарегистрироваться в качестве юрлица или ИП (п. 3 ст. 25 ЛК РФ).
Перевод земель лесного фонда
Лес — это ценный ресурс, который, хотя и относится к восполняемым, но требует довольно много времени для восстановления. Именно поэтому он имеет особый правовой статус и режим регулирования. Слишком простой порядок перевода земель лесного фонда в другие категории мог бы привести к нерациональному использованию лесных ресурсов и быстрому их истощению.
Земли лесного фонда в некоторых случаях можно перевести в другую категорию. Это предусмотрено Лесным, Земельным кодексами РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Но изменить категорию земель можно только в предусмотренных законом случаях. Так, к примеру, в соответствии со ст. 11 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод из состава защитных лесов в другие категории участков возможен, если:
1) это нужно для организации особо охраняемых природных территорий;
2) требуется установить или изменить границы населенного пункта;
3) нужно разместить важные государственные или муниципальные объекты, а других мест для них нет;
4) планируется создать зону для туризма и отдыха.
При этом если ранее земля лесного фонда была предоставлена для осуществления деятельности, связанной с рекреацией, то перевести ее в землю иной категории не получится. Закон содержит прямой запрет на такой перевод (п. 3 ст. 11 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
Чтобы инициировать перевод, заинтересованному лицу следует подать соответствующее ходатайство. В нем надо указать:
1) данные подателя;
2) сведения об участке, в отношении которого подается прошение;
3) какие права у подателя ходатайства имеются в отношении земельного участка;
4) сведения о владельце участка и его отношении к возможному переводу;
5) категорию, в которую планируется перевести лесные земли;
6) обстоятельства, обосновывающие перевод.
К ходатайству нужно приложить подтверждающие документы.
Отдельно стоит упомянуть о таком варианте перевода, как лесная амнистия. Речь идет о нередко встречающемся расхождении, когда, по данным лесного реестра, участок относится к лесному фонду, а по данным ЕГРН либо имеющихся правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов — не относится и причислен к другой категории. В этом случае действуют так: если право на лесной участок появилось до 01.01.2016, то категорию определяют по данным из ЕГРН либо по тем данным, которые отражены в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.
Вы можете оставить первый комментарий