Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
В нашей стране каждый участок земли имеет свою категорию, отличающуюся особым правовым статусом. Одна из таких категорий — земли, входящие в водный фонд. В статье расскажем, какие участки входят в указанную категорию, каковы юридические особенности их оформления, как их можно использовать, какие документы для этого нужны, можно ли перевести такие земли в другую категорию и в каких случаях.
Содержание
- Понятие земель водного фонда
- Состав земель водного фонда
- Охрана земель водного фонда
- Аренда земель водного фонда
- Использование земель водного фонда
- Перевод земель водного фонда
Понятие земель водного фонда
Земли водного фонда представляют собой особую категорию земель, выделенную законодателем для обеспечения сохранности и рационального использования водных ресурсов. Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) к землям водного фонда относятся участки, на которых находятся поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах. Но не вся земля, занятая водой — озерами, реками, прудами и другими водоемами — относится к рассматриваемому фонду. Есть и исключения. Если поверхность, занятая водой, находится на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения или других категорий, такой объект в состав земель водного фонда не входит (п. 2 ст. 102 ЗК РФ). К примеру, пруд или озеро, находящиеся на территории сельского поселения, не считаются объектами в составе земель водного фонда.
Правовой режим земель, относящихся к водному фонду, регулируется не только земельным, но и водным законодательством. В соответствии со статьей 3 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) водные объекты являются важнейшим компонентом окружающей среды, местом, где обитают животные и произрастают растения, поэтому их использование должно осуществляться с учетом принципов экологической безопасности.
Согласно статье 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, которыми владеет государство или муниципальные образования, общедоступны. Это означает, что любой гражданин вправе бесплатно пользоваться ими для удовлетворения личных и бытовых нужд без получения специальных разрешений. Но только если отсутствуют специальные запреты в отношении отдельных объектов. Информацию о том, что на конкретном водном объекте нельзя производить забор питьевой воды, купаться или осуществлять другие действия, обычно распространяют через СМИ или посредством установки специальных запрещающих знаков.
Использование водных объектов предпринимателями для целей, связанных с извлечением прибыли, требует оформления соответствующего разрешения.
Состав земель водного фонда
Как уже отмечено, в общем смысле к землям водного фонда относятся участки суши, на которых находятся поверхностные воды. Разберемся подробнее, какие именно поверхностные водные объекты бывают, чтобы лучше понять, что же именно входит в состав рассматриваемой категории земель.
В первую очередь нужно отметить, что в соответствии со ст. 5 ВК РФ водные объекты могут располагаться не только на поверхности земли, но и под ней. Исходя из смысла статьи 102 ЗК РФ, подземные воды в состав земель водного фонда не входят.
Наземные же водоемы столь разнообразны, что далеко не всегда очевидно, можно ли их считать поверхностными водами и, соответственно, включать в состав земель водного фонда или нет. К примеру, болота — можно ли их причислить к рассматриваемой категории? Или рукотворные объекты — водохранилища? Или такие места, где вода присутствует на поверхности, но в твердом состоянии, то есть в виде льда?
Ответы на все эти вопросы дает статья 5 ВК РФ, где перечислены все возможные виды поверхностных водных объектов. К ним относятся:
1) моря, а также их части, такие, как заливы, проливы, бухты, лиманы и подобные участки соленых вод;
2) места, где вода находится в постоянном движении, то есть водотоки. В эту группу входят все реки, ручьи и каналы — искусственно созданные водоемы с течением;
3) водоемы со стоячей водой. В их числе выделяют пруды и озера, карьеры и водохранилища;
4) болота, в том числе низинные, верховые и переходные;
5) места, где на поверхность земли естественным образом выходят подземные воды (родники и гейзеры);
6) места, где вода постоянно находится в твердом состоянии (ледники, снежники).
Иногда непросто бывает визуально отграничить водный объект, находящийся на поверхности, от окружающей территории. Но и на этот случай в законе прописаны четкие правила. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ВК РФ такие объекты состоят:
1) из непосредственно вод;
2) земель, покрытых водой, в пределах береговой линии.
Определить, где проходит береговая линия, поможет п. 4 ст. 5 ВК РФ:
1) для морей местом прохождения этой линии считается постоянный уровень воды либо, если этот уровень непостоянен — линия максимального отлива.
2) для рек и ручьев, каналов и озер, а также карьеров береговой линией считается по среднемноголетнему уровню вод в период, когда вода находится в жидком состоянии;
3) для прудов и водохранилищ береговая линия определяется по нормальному подпорному уровню воды;
4) чтобы найти береговую линию в болоте, нужно отыскать границу залежи торфа на нулевой глубине.
Охрана земель водного фонда
Охрана земель водного фонда обеспечивается комплексом мер, предусмотренных ЗК РФ, ВК РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391, и иными нормативными актами.
Эти меры включают в себя следующее:
1. Установление водоохранных зон. Это участки суши, прилегающие к водоемам, которые в соответствии со ст. 65 ВК РФ призваны защитить воды от замусоривания и истощения, сохранить нормальные условия для жизнедеятельности водных растений и животных. В границах таких зон ограничена хозяйственная и другая деятельность.
Так, в водоохранных зонах запрещено:
— размещать кладбища людей и животных;
— устраивать свалки;
— складировать химические и биологические отходы;
— бороться с помощью авиации с вредными организмами;
— использовать сточные воды как удобрение;
— проводить автодороги и устраивать стоянки для машин.
2. Мониторинг состояния водных объектов. Проведение такого мониторинга предусмотрено ст. 30 ВК РФ. Это делается для того, чтобы спрогнозировать возможное вредное влияние на водные объекты и оценить, насколько эффективны защитные меры. В рамках госмониторинга проводятся следующие мероприятия:
— оценка качества воды;
— наблюдение за состоянием дна и берегов.
Полученные данные используют для разработки мер по предотвращению негативного воздействия на водные объекты.
3. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения в области использования водных ресурсов, в частности:
— за нарушение охраны объектов водного фонда (ст. 8.13 КоАП РФ);
— нарушение пользования такими обьектами (ст. 8.14 КоАП РФ);
— несоблюдение правил эксплуатации сооружений водного хозяйства (ст. 8.15 КоАП РФ).
Если действиями нарушителей причинен значительный ущерб и возникло загрязнение вод, возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ.
Аренда земель водного фонда
Возможность передать в аренду земли водного фонда вытекает из ст. 22 ЗК РФ и ст. 11 ВК РФ. Передача осуществляется на основании договора водопользования. При этом может быть передано как право пользоваться водным объектом целиком, так и его частями.
Объект, право собственности на который принадлежит РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям, может передаваться в аренду для определенных целей:
— забора воды в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ;
— использования акватории;
— производства электричества.
В некоторых случаях водный объект предоставляется по решению уполномоченного органа, осуществляющего управление в этой сфере. Такое может быть, если он нужен:
1) для оборонных мероприятий;
2) возведения гидротехнических конструкций;
3) избавления от сточных вод и в других случаях, предусмотренных п. 3 ст. 11 ВК РФ.
Договор водопользования заключается по правилам ст. 12 ВК РФ. Одной из сторон такого договора всегда является исполнительный госорган или орган местной исполнительной власти. Он за плату предоставляет пользователю оговоренный объект водного хозяйства. К такому договору применимы нормы об аренде, установленные ГК РФ, в той их части, в какой они не противоречат положениям ВК РФ.
Заключенный договор водопользования должен пройти обязательную государственную регистрацию в водном реестре. Без этой регистрации он не считается заключенным.
В тексте договора должно быть указано:
1) какой именно объект передается в аренду, где он находится;
2) с какой целью, каким образом и для чего он будет использоваться;
3) на какой срок заключен договор;
4) стоимость пользования оговоренным объектом;
5) каким образом будут осуществляться расчеты;
6) по каким основаниям договор может быть расторгнут досрочно;
7) какую ответственность несут стороны.
В договоре могут быть установлены и другие условия, а также особенности правового режима объекта аренды.
Использование земель водного фонда
Земли водного фонда можно использовать только по назначению.
Как уже было сказано, физлица в личных и бытовых целях могут пользоваться такими землями безвозмездно, если нет особых ограничений.
Предпринимателям придется получить разрешение и заключить договор.
Основные цели использования земель рассматриваемой категории таковы:
1) обеспечение водой. Имеется в виду забор и обеспечение запаса воды для питья и удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд;
2) взятие воды для промышленности;
3) использование воды в сельском хозяйстве (для полива и орошения земель других категорий);
4) размещение гидроэнергетических конструкций с целью добывания электроэнергии;
5) рыболовство;
6) организация пляжей и мест отдыха.
На водных землях запрещается самовольное строительство, а также нецелевое их использование.
Перевод земель водного фонда
Перевод земель водного фонда в другую категорию регламентируется статьей 12 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ и производится только после согласования в соответствующих органах.
Основания для перевода в указанной статье:
1) образование территории со статусом особо охраняемой;
2) установление новых границ поселений или их изменение;
3) размещение государственного или муниципального объектов, если другие варианты их размещения отсутствуют;
4) исчезновение водных объектов с лица земли, изменение их русла, границ и иных характеристик.
Возможен также перевод в обратную сторону, то есть превращение земель другой категории в земли водного фонда. Это допускается в следующих ситуациях:
1) земли другой категории фактически заняты водоемами;
2) на определенном участке земли из другого фонда решено строить искусственный водоем (водохранилище или иной) либо гидротехническое сооружение;
3) произошло изменение течения реки или иные природные изменения местонахождения водоема.
Предусмотрен следующий порядок перевода земель водного фонда.
Первый шаг — подача ходатайства в орган, уполномоченный принимать подобные решения.
Второй шаг — предоставление обоснований необходимости перевода, а также документов, содержащих описание участка и подтверждающих текущий статус земли.
Третий шаг — получение ответа от уполномоченного органа в виде акта с разрешением на перевод или с отказом. Отказ можно обжаловать в судебном порядке.
Если принято положительное решение, заявитель получит уведомление об изменении статуса земельного участка. Но окончательно новая категория считается присвоенной только после того, как внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр.
Вы можете оставить первый комментарий