Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Жалоба на управляющую компанию

Над статьей работали:

Нередко между жителями многоквартирных домов и управляющими компаниями возникают споры. Они бывают связаны с отсутствием тепла в квартире, мусором в подъезде, неверными расчетами по оплате услуг ЖКХ. Решить конфликтную ситуацию можно, направив жалобу на ненадлежащее исполнение управляющей компанией своих обязанностей. В нашем материале рассмотрим, как подготовить данный документ и куда его подать. В заключительном разделе статьи приведем образец такой жалобы.

Содержание

  1. Куда жаловаться на управляющую компанию
  2. Как написать жалобу на управляющую компанию
  3. Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию
  4. Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру
  5. Жалоба на управляющую компанию в Роспотребнадзор
  6. Жалоба на управляющую компанию через госуслуги
  7. Образец жалобы на управляющую компанию

Куда жаловаться на управляющую компанию

Управляющая компания призвана представлять интересы жильцов, занимаясь содержанием многоквартирных домов. Она должна гарантировать гражданам безопасность проживания и другие благоприятные условия. Управленцы решают вопросы пользования общим имуществом в доме и надлежащего содержания данного имущества, предоставления коммунальных услуг гражданам, а в некоторых случаях отвечают за готовность соответствующих коммуникаций и оборудования (ч. 1, 1.3, 2 ст. 161 ЖК РФ).

Если права собственников жилья в жилищно-коммунальной сфере нарушаются, они могут обратиться с жалобой на бездействие или ненадлежащие действия управляющей компании. Такой документ в зависимости от ситуации можно подать в аварийно-диспетчерскую службу или руководителю управляющей компании, в орган государственного жилищного надзора, Роспотребнадзор, муниципалитет, прокуратуру, а также в суд. Некоторые из этих случаев мы разберем в отдельных разделах нашего материала, а на некоторых остановимся подробнее здесь.

Если жильцам стали известны недостатки содержания общего имущества в доме и прилегающей к нему территории или предоставления коммунальных услуг, обратиться можно в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. При этом подается заявка об устранении выявленных недостатков.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно, в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом заявитель обязан сообщить свои фамилию, имя и при наличии — отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить информацию о лице, принявшем сообщение, номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации (п. п. 105, 106 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

В случае неудовлетворения требований, указанных в заявке на устранение выявленных недостатков, можно обратиться с жалобой к руководителю управляющей компании. В жалобе указывают фактические обстоятельства дела и требуют проконтролировать устранение выявленных недостатков.

Такую жалобу желательно составить в двух экземплярах. Один экземпляр передается представителю управляющей компании, а второй экземпляр с отметкой о принятии жалобы остается у жильца.

Если управленцы не выполнили надлежащим образом свои обязанности, гражданин вправе обратиться с соответствующей жалобой в муниципалитет. В этом случае муниципалитетом может быть созвано собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ). Кроме того, может последовать обращение местных органов в уполномоченные органы государственной власти (абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 44 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

За защитой своих прав гражданин также может обратиться в суд (п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 42 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

В зависимости от обстоятельств дела можно предъявлять в суд разные требования:

      • обязать управляющую организацию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома;
      • возместить убытки, причиненные жильцу в связи с ненадлежащим исполнением обязательств;
      • взыскать с управляющей компании штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере половины присужденной суммы и компенсацию морального вреда.

Это следует из пункта 6 статьи 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 11 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018.

Иск о защите прав потребителей по выбору истца может быть предъявлен в суд по месту его нахождения, по месту нахождения управляющей компании либо по месту заключения или исполнения договора. Исключение составляют иски о защите прав и законных интересов группы потребителей, которые подаются только в суд по месту нахождения управленцев (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29, ч. 4 ст. 30 ГПК РФ, п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Имущественные споры при цене иска, не превышающей 100 тыс. рублей, рассматривает мировой судья, в остальных случаях следует обращаться в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Как написать жалобу на управляющую компанию

Жалоба представляет собой требование гражданина восстановить либо защитить его нарушенные права, свободы или законные интересы. Это определение справедливо и для сферы жилищно-коммунальных услуг. Чтобы реализовать право на подачу жалобы, не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления. Данное право является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Жалоба может быть как индивидуальная, когда ее составил один гражданин, так и коллективная, когда ее подает группа людей.

При составлении такого обращения нужно указать в нем (ч. 1, 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ):

      • название госоргана, в который направляется жалоба, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность такого лица;
      • свои фамилию, имя, при наличии — отчество;
      • адрес электронной почты или личного кабинета на портале «Госуслуги», если обращение направляется в форме электронного документа;
      • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
      • суть обращения;
      • дату и личную подпись.

В подтверждение своих доводов, указанных в жалобе, прикладывают необходимые документы и материалы либо их копии. Если обращение направляется в форме электронного документа, такие бумаги и материалы прилагаются в электронной форме (ч. 2, 3 ст. 7 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Обращаясь в госорган или компанию лично, при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность (ч. 2 ст. 13 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию

Управление многоквартирными домами – лицензируемый вид деятельности. Выдают данные лицензии и осуществляют контроль в этой сфере органы государственного жилищного надзора российского региона. В каждом субъекте есть своя государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Так, в столице это Мосжилинспекция (ч. 1, 2 ст. 196 ЖК РФ, пп. 2, 20 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, пп. 1.1, 1.2, 4.6 положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП).

Если управляющей компанией были нарушены лицензионные требования, можно смело писать обращение в ГЖИ. Оно будет основанием для проведения в отношении управленцев контрольных (надзорных) мероприятий. В частности, к ним могут нагрянуть с внеплановой проверкой, по результатам которой может быть выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это следует из пункта 3 части 1 статьи 7, ч. 1, 3, 4, 6 ст. 19.2 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ч. 3 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58, ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

В текущем, 2024, году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только при определенных условиях. В частности, в рамках лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами они проводятся в случае поступления жалобы от граждан в связи с защитой или восстановлением их нарушенных прав. Также они могут быть проведены по требованию прокурора (абз. 5, 9 пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру

В ряде случаев жильцы вправе обратиться в органы российской прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ст. 21, 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Так, при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории России, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Управляющая компания может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и санитарно-эпидемиологических требований к их эксплуатации, а также нормативов обеспечения коммунальными услугами или за выполнение работ либо оказание услуг населению с нарушением требований, установленных отечественным законодательством. Такой вывод следует из части 2 статьи 14.1.3, ст. 14.4 КоАП РФ, п. 29 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.

Жалоба на управляющую компанию в Роспотребнадзор

Гражданин может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, который осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Это следует из пункта 1 статьи 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ч. 1 ст. 58, ч. 1 ст. 59 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, п. 1 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

Роспотребнадзор вправе привлечь управляющую компанию к административной ответственности за выполнение работ либо оказание услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением требований, установленных отечественным законодательством (ст. 14.4, 23.49 КоАП РФ).

Жалоба на управляющую компанию через госуслуги

Если управляющая компания не выполняет свои обязательства или жильцы выявили нарушения, можно направить электронную жалобу в жилинспекцию. Для этого потребуется подтвержденный аккаунт в портале «Госуслуги».

Чтобы подать такое обращение, нужно:

      • перейти в «Госуслуги Дом». Данное приложение доступно в App Store, Google Play, AppGallery и RuStore;
      • выбрать нужное жилье;
      • нажать кнопку «Заявки» в нижнем меню;
      • описать свою проблему;
      • выполнить шаги, которые дальше подскажет чат-бот.

Статус обращения будет отображаться в приложении. Обычно ее обрабатывают на протяжении от 3 до 5 дней.

Образец жалобы на управляющую компанию

В данном разделе представлен образец жалобы на управляющую организацию в жилищную инспекцию. Обращение подготовлено на примере ситуации, когда нарушены договор на управление многоквартирным домом и требования лицензии. Жалоба составлена жильцом многоквартирного дома – собственником одной из квартир. Заявитель требует принять меры по проведению проверки надлежащего соблюдения управляющей компанией требований жилищного законодательства и обязать устранить допущенные недостатки.

Образец жалобы

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь