ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2025 г. N 13АП-1637/2025
Дело N А56-114961/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2025 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Горбачевой О.В., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Хариной И.С.,
при участии:
от истца: Цыб И.В. (по доверенности от 14.01.2025);
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1637/2025) отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2024 по делу N А56-114961/2023, принятое
по заявлению отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника N 94 Невского района»
о взыскании излишне выплаченного страхового возмещения,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — заявитель, Отделение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника N 94 Невского района» (далее — заинтересованное лицо, Учреждение, страхователь) излишне выплаченного страхового обеспечения в размере 55 958 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2024 в удовлетворении иска отказано.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, не указание Учреждением кода 47 (заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы) в реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности повлекло выплату пособия по временной нетрудоспособности в завышенном размере.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика явку в судебное заседание представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждение, исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ), пункта 1 статьи 2.1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
До 29.01.2021 Денисов В.А. состоял в трудовых отношениях с Учреждением.
После увольнения Денисовым В.А. открыты листы нетрудоспособности N 910059070718 за период с 28.02.2021 по 09.03.2021; N 910055014029 за период с 10.03.2021 по 22.04.2021; N 910060764892 за период с 23.04.2021 по 03.06.2021; N 910065134588 за период с 04.06.2021 по 16.07.2021.
На основании представленных страхователем сведений Отделением назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Денисову В.А. за период с 28.02.2021 по 09.03.2021 в размере 7200,48 руб. (из них пособие 6244,48 руб., сумма НДФЛ 936,00 руб.); за период с 10.03.2021 по 22.04.2021 в размере 45 260,16 руб. (из них пособие 39 377,16 руб., сумма НДФЛ 5 883,00 руб.); за период с 23.04.2021 по 03.06.2021 в размере 43 202,88 руб. (из них пособие 37 585,55 руб., сумма НДФЛ 5 617,00 руб.); за период с 04.06.2021 по 16.07.2021 в размере 44 231,52 руб. (из них пособие 38 481,52 руб., сумма НДФЛ 5750,00 руб.).
В дальнейшем Фондом установлено, что трудовые отношения между Учреждением и Денисовым В.А. прекращены 29.01.2021.
По результатам проверки составлен акт от 10.05.2023 N 78302380000474 и вынесено решение от 21.06.20236 N 78302380000477 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 55 958 руб. 56 коп.
Полагая, что не указание Учреждением кода 47 (заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы) в реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, повлекло выплату пособия по временной нетрудоспособности в завышенном размере на сумму 55 958 руб. 56 коп., Фонд обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что сведения о прекращении трудовых отношений с Денисовым В.А. представлены в реестрах с датами отправки: 14.04.2021, 26.04.2021, 07.06.2021 и 20.07.2021, путем указания процентной ставки подлежащего выплате пособия, ввиду невозможности проставления кода в автоматическом режиме, в связи с чем, пришел к выводу о том, что излишняя выплата пособия по временной нетрудоспособности обусловлена ненадлежащим выполнением Фондом или оператором его информационной системы обязанностей по проверке сведений.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу служит наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В силу статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ определено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В порядке части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
Особенности назначения и выплаты в 2021 году отдельных видов страхового обеспечения установлены Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее — Положение N 2375).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
На основании пункта 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой фондом.
В силу пункта 11 Положения N 2375 выплата пособия производится территориальным органом Фонда непосредственно застрахованному лицу способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней (в 2022 году — в течение 10 рабочих дней) со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 19 Положения N 2375).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными фондом.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Судом установлено, что на основании представленного ответчиком реестра сведений в отношении застрахованного лица — Денисова В.А. — истец назначил и выплатил названному работнику пособие по временной нетрудоспособности в размере 100%
Вместе с тем в ходе проверки Фондом установлено, что представленный Учреждением реестр сведений, на основании которого назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в отношении застрахованного лица Денисова В.А. направлены ответчиком на оплату без указания кода 47.
Частью 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с предоставлением Учреждением недостоверных сведений, Фондом излишне понесены расходы в сумме выплата пособия Денисову В.А. по спорному листку нетрудоспособности за период с 28.02.2021 по 16.07.2021 произведена в размере 100%, а не 60% как того требуют положения части 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод Фонда о том, что указание или не указание на соответствующий двухзначный код работодателем (страхователем) напрямую влияет на размер выплачиваемого истцом пособия застрахованному лицу (100% или 60%).
Как следует из представленных возражений, факт предоставления Фонду недостоверных данных страхователем признается, и не оспаривается; арифметических разногласий применительно к заявленной Фондом сумме излишне выплаченных денежных средств ответчиком также не приведено.
Вместе с тем, в обоснование своих возражений ответчик указывает, что в проверяемый период относился ко времени начала введения нового порядка назначения прямых выплат в связи с реализацией федерального проекта «Прямые выплаты» (проект реализуется с 2021 года), в связи с чем ссылка Отделения на то, что при направлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности Денисову В.А. за периоды с 28.02.2021 по 09.03.2021, с 10.03.2021 по 22.04.2021, с 23.04.2021 по 03.06.2021, с 04.06.2021 по 16.07.2021 страхователь не отразил в условиях начисления код «47», не соответствует действительности, поскольку до мая 2021 года новый порядок направления сведений по застрахованным лицам для назначения им пособий не был регламентирован нормативно-правовыми актами.
При рассмотрении указанных доводов апелляционным судом учтено, что на основании Закона N 255-ФЗ и Положения N 2375 территориальный орган Фонда осуществляет контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации путем проведения выездных и камеральных проверок страхователей; при этом обязанность страховщика осуществлять сплошным методом дополнительную проверку сведений, содержащихся в направляемых страхователем реестрах, при отсутствии на то каких-либо оснований нормами действующего законодательства не предусмотрена.
При этом из анализа указанных норм права именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки «Условия исчисления» в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в Фонд.
Проставление данных кодов необходимо для контроля органами ФСС РФ и порядка исчисления пособия временной нетрудоспособности.
При этом, вопреки позиции Общества, об отсутствии нормативного правового регулирования порядка представления сведений и заполнения реестров спорный период, мотивированный введением в действие Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, с 02.05.2021, в период с 29.01.2018 по 01.05.2021 действовал Порядок N 579 утвержденный Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения» (вместе с «Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности», «Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка», «Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком») (зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2018 N 49665) содержащий аналогичные положения.
Указание Учреждения на технический сбой работы программного обеспечения по внедрению порядка прямых выплат и ошибки в период реализации проекта, не имеет правового значения.
Согласно части 1 статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Вопреки позиции заявителя, действующим законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрена обязанность страхователя предоставлять достоверные сведения и документы для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам; при этом действующее законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не обязывает страхователя в процессе хранения и обработки сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, использовать какое-либо программное обеспечение
При таких обстоятельствах доводы страхователя о техническом сбое в программном обеспечении, которое повлекло к возникновению ошибки, в виде невозможности проставить необходимым код, относятся к внутренним организационным вопросам деятельности юридического лица, не исключают предусмотренной действующим законодательством ответственности страхователя за предоставление недостоверной информации страховщику, не могут сами по себе являться безусловными и достаточными обстоятельствами, исключающим наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку материалами дела подтвержден факт излишней выплаты застрахованному лицу пособия в размере 55 958 руб. 56 коп. в связи с представлением страхователем неверной информации в реестрах сведений, что также не оспаривается сторонами, и заявленная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных заявителем, требования о взыскании излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности в отношении Денисова В.А. заявлены истцом правомерно.
Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковое заявление — удовлетворению.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины коллегией не рассматривается
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2024 по делу N А56-114961/2023 отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника N 94 Невского района» (ИНН 7811040247) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ИНН 7802114044) 55 958 руб. 56 коп. сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Д.С.ГЕВОРКЯН
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
М.Г.ТИТОВА
——————————————————————