ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2025 г. N 11-АД25-12-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Абрамова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 09 августа 2024 года, решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 октября 2024 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Клиника восстановительной медицины» Абрамова Владимира Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 09 августа 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 октября 2024 года, генеральный директор ООО «Клиника восстановительной медицины» (далее также — должностное лицо) Абрамов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2024 года указанное решение судьи районного суда изменено: датой вынесения постановления мирового судьи указано 09 августа 2024 года. В остальной части данное решение от 28 октября 2024 года, а также постановление мирового судьи от 09 августа 2024 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Абрамов В.А. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пунктов 1, 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 названного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 названного Кодекса.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (статья 163 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, генеральный директор ООО «Клиника восстановительной медицины» Абрамов В.А. не обеспечил представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2023 года в установленный пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации срок — по 25 октября 2023 года включительно (декларация была представлена в налоговый орган представлена лишь 22 ноября 2023 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то, что ООО «Клиника восстановительной медицины» на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от налогообложения, несостоятельна, поскольку в силу пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом обязано и в таком случае представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость. При этом Общество осуществляет и иные виды деятельности, подлежащие налогообложению, и отсутствие требуемых законом показателей влияет на осуществление налогового контроля.
Доводы жалобы об отсутствии вины генерального директора Общества Абрамова В.А. в совершенном правонарушении, поскольку должностным лицом, ответственным за своевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций, является бухгалтер-экономист Общества, безосновательны.
Действия (бездействие) руководителя Общества Абрамова В.А., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом и не обеспечившего соблюдение требований налогового законодательства, в том числе посредством осуществления контроля за своевременным исполнением этих требований подчиненными ему сотрудниками, учитывая, что в представленной в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в качестве лица, подтвердившего достоверность и полноту сведений, указанных в данной декларации, указан Абрамов В.А., квалифицированы по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в означенной области.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность должностного лица, совершившего противоправное деяние.
Оснований для признания совершенного должностным лицом Абрамовым В.А. деяния малозначительным и его освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нижестоящими судами не установлено, равно как и при рассмотрении настоящей жалобы.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении должностным лицом своих публично-правовых обязанностей по обеспечению соблюдения требований налогового законодательства, регулирующего властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а потому несоблюдение этих требований существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения и признаков малозначительности не содержит.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица Абрамова В.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу Абрамову В.А. в пределах санкции статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы жалоб получили надлежащую правовую оценку.
Право Абрамова В.А. на защиту при производстве по делу реализовано.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 — 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 09 августа 2024 года, решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 октября 2024 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Клиника восстановительной медицины» Абрамова Владимира Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Абрамова В.А. — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
——————————————————————