Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Можно ли оформлять один путевой лист на машину в месяц

Вопрос:

Коммерческая организация имеет на балансе легковые автомобили и не является профессиональным перевозчиком. Организация перевозит грузы и работников для собственных нужд. Можно ли оформлять один путевой лист на машину в месяц? Можно ли составлять эти листы полностью на компьютере, а не вписывать маршрут вручную?

Ответ подготовлен

Ответ:

Организация может оформлять один путевой лист на каждую машину сроком на один месяц. Путевой лист можно заполнять частично на компьютере, а частично вручную, а также использовать специальные компьютерные программы для заполнения путевых листов. Если маршрут известен заранее и не меняется, заполнение маршрута на компьютере не будет являться нарушением. Отметки медицинского работника, механика и подписи других ответственных лиц должны быть проставлены вручную.

Поскольку организация нетранспортная, то на основании п. 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 она имеет право выписывать путевые листы сроком действия на один месяц. Это же подтверждает письмо Минфина РФ от 30.11.2012 № 03-03-07/51, в котором указано, что профессиональные перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78), а нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца. Срок в путевых листах нужно будет указывать так — с 1 августа 2017 года по 31 августа 2017 года.

Для подтверждения расходов по налогу на прибыль необходимо обеспечить в путевом листе наличие всех обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе № 152, а также соблюсти требования, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Таким образом, организация может разработать и утвердить форму путевого листа самостоятельно.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы водителя. Послерейсовые медосмотры проводятся в течение всего времени работы водителя, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Пунктами 7 и 16 Приказа № 152 предусмотрено обязательное указание в путевых листах даты, времени проведения медосмотров водителя медицинским работником с заверением его штампом и подписью с указанием фамилии, имени, отчества. В связи с этим путевые листы должны содержать отметки о предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах водителей, даже если организация не является профессиональным перевозчиком. Это подтверждается судебной практикой, например, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу № А33-12312/2013 (Определением Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529  оставлено без изменения).

С 26.02.2017 вступили в силу изменения, внесенные Приказом Минтранса РФ от 18.01.2017 № 17 в Приказ № 152. Печать или штамп организации в заголовочной части путевого листа теперь ставить не нужно. Но отныне в путевом листе обязательно должна быть отметка о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, проставленная уполномоченным лицом и заверенная его подписью с указанием фамилии и инициалов. Проводить такой контроль должны все организации, даже если они  не являются специализированными перевозчиками. В силу нормы ст. 20 Закона № 196-ФЗ все организации обязаны обеспечивать техническое состояние транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и не допускать автомобили к эксплуатации при наличии неисправностей.

Приказ № 152 не содержит требований заполнять путевые листы вручную. Учитывая судебную практику, организациям, эксплуатирующим легковые автомобили для собственных нужд, для избежания проблем с признанием расходов на ГСМ лучше заполнять путевой лист частично на компьютере, а частично — вручную.

Можно использовать специальные компьютерные программы, предназначенные для автоматизации заполнения путевых листов.  При этом отметки медработника, механика и подписи других ответственных лиц должны быть проставлены вручную.