Как отличить рекламные услуги от арендных в целях НДС

По результатам выездной налоговой проверки организации доначислили НДС на сумму 2,6 млн рублей, штраф на сумму более 300 тыс. рублей и пени в размере около 800 тыс. рублей.

Основанием для доначислений послужил вывод налогового органа о неисполнении компанией в нарушение пп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДС при выплате денежных средств в пользу иностранных компаний за рекламные услуги на международных выставках.

Внимание проверяющих привлекло то обстоятельство, что организация принимала участие в международных выставках. Для этого она оплачивала следующие услуги иностранных компаний, не состоящих на учете в российских налоговых органах:

  •  по разработке дизайн-проекта и оформлению стенда на международной выставке;
  •  по предоставлению выставочной площади для размещения стенда на этой выставке;
  •  по предоставлению напольного покрытия, мебели и дополнительного оборудования;
  •  по изготовлению стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения;
  •  услуги электрика, интернета, уборки и другие услуги, необходимые для участия в выставках.

Однако при выплате денежных средств за эти услуги организация не выполнил обязанности налогового агента – не исчислила, не удержала и не уплатила в бюджет суммы НДС.

Компания обратилась в суд, заявив, что перечисленные услуги являются не рекламными, а арендными. Местом же оказания иностранной компанией услуг по аренде территория Российская Федерация не признается (пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Поэтому у компании обязанностей налогового агента у компании не возникло.

Существо перечисленных услуг сводится к предоставлению в аренду площади в выставочном павильоне с необходимым оборудованием. Сведения размещенные на стендах, включали только наименование организации и используемый зарегистрированный товарный знак, то есть, по существу, стенд являлся вывеской, не содержащей никакой информации, призванной формировать и поддерживать интерес к организации или способствовать реализации ее услуг. Кроме того, круг лиц был определен тематикой выставки, поэтому информация не была адресована неопределенному круги лиц.

Таким образом, оказанные иностранным контрагентом услуги не относятся к рекламе.

Это подтверждается и заявками об аренде выставочных площадей и выставочного стенда, актам об оказанных услугах, которые содержат все существенные условия договора аренды.

Однако судей эти аргументы не убедили. Они отклонили иск, и оставили решение инспекции в силе.

Арбитры исходили из того, что участие в международных специализированных выставках производится с целью привлечения внимания к предприятию, его товарам и услугам, продвижения их на рынке.

Характер документов, которыми оформлены отношения, не подтверждает именно отношения по аренде выставочных помещений. Суды приняли во внимание, что заявки о предоставлении выставочных площадей направлены не на получение помещения в аренду как таковое, а имеют цель участия в выставке как специализированном отраслевом мероприятии и использования выставочных помещений именно для привлечения внимания к деятельности организации.

Кроме того, судьи учли, что организация отразила спорные услуги в регистрах учета в качестве рекламных с целью учета в составе затрат по налогу на прибыль. Так, данные затраты в аналитическом регистре налогового учета отражены на счете 44 «Реклама/Выставки и конференции».

Налоговое законодательство не предполагает разной гражданско-правовой квалификации в учете приобретенных услуг для целей исчисления разных видов налогов. Поэтому неправомерно считать услуги рекламными для целей исчисления налога на прибыль и арендными для целей исчисления НДС, – подытожили судьи.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2017 № Ф05-2395/2016

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"