Вправе ли Роспотребнадзор в порядке сверки запрашивать информацию о регистрации компании и обо всех ее структурных подразделениях

Вопрос:

Роспотребназор под предлогом проводимой сверки объектов запросил у нашей организации список всех объектов и структурных подразделений, находящихся в Москве (адрес, назначение объекта), а также ОГРН, ИНН и дату регистрации организации. При этом плановая или неплановая проверка в отношении нашей компании не проводится. Вправе ли Роспотребнадзор запрашивать указанную информацию и обязана ли наша организация предоставлять такую информацию с учетом того, что плановая или внеплановая проверка в отношении нашей организации не проводится?

Ответ:

Роспотребнадзор может направить запрос для сверки имеющихся данных, однако закрепленной законом обязанности отвечать на подобный запрос вне рамок проверочных мероприятий у организации нет. Предоставить запрашиваемую информацию организация может в добровольном порядке.
Если же запрос исходит в ходе проверки на основании соответствующего распоряжения, часть сведений надзорный орган может получить из государственных реестров в порядке межведомственного взаимодействия. При этом стоит учитывать, что отказ от предоставления сведений чреват применением санкций по ст. 19.7 КоАП РФ. А положения Закона № 294-ФЗ и Административного регламента допускают истребование даже имеющихся у надзорного органа документов при наличии обоснованных сомнений на основании мотивированного запроса.

Объясним почему.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764, при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки. При этом проводить проверку должностные лица надзорного органа могут только на основании распоряжения о ее проведении в соответствии с ее назначением.

Статья 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определяет предметом документарной проверки сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований. А организацию соответствующей проверки также увязывает с получением распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Что касается истребования конкретных сведений, то согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ надзорный орган не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в определенный Правительством РФ перечень.

В частности, перечень, содержащийся в Распоряжении Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, к таким сведениям относит информацию из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН. То есть из данных реестров надзорный орган может получить сведения об организационно-правовой форме, ИНН, ОГРН, сведения о филиалах и представительствах (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Между тем в отношении документарных проверок Административный регламент определяет следующее:
«44. Содержание административного действия по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными провести проверку, действий по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа), в том числе уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленных в установленном порядке, актов предыдущих проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах исполнения государственной функции в отношении указанных лиц.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными проводить проверку, направляется в адрес лиц, подлежащих проверке, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.
45. При проведении документарной проверки должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки».
Аналогичные положения содержатся в п. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Таким образом, вышеупомянутые нормы допускают запрашивать фактически любые документы, относящиеся к цели и предмету проверки, на основании мотивированного запроса, даже если они имеются у надзорного органа. Для этого достаточно обоснованных сомнений в их достоверности или полноте.

Ответственность за непредставление или несвоевременное представление запрашиваемых сведений установлена ст. 19.7 КоАП РФ. Она предусматривает меры воздействия в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан — в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА