Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как вернуть деньги за отмененные туры

Роструд разъяснил, как турист может вернуть деньги за отмененные туры (информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Турист может отказаться от путевки в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 1 ст. 782 ГК РФ). Туроператор должен вернуть туристу стоимость путевки, уменьшив ее на свои расходы, которые он уже понес на дату поступления отказа от путевки. В случае форс-мажорных обстоятельств, за которые ни одна из сторон туристского договора не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю (туроператору) фактически понесенные им расходы.

По закону турист имеет право на возврат денежных средств за неоказанную услугу, возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта (ст. 6 закона № 132-ФЗ).
Первое, что должен сделать турист в случае отмены тура, это обратиться к туроператору с официальной письменной претензией. Важно понимать, что отмена туров по некоторым направлениям носит массовый характер по независящим от сторон туристского договора причинам.
Каждый потребитель может увидеть информацию о туроператоре в реестре туроператоров. К данной информации относятся: место его нахождения (адрес), размер финансового обеспечения ответственности оператора, наименование организации, предоставившей такое финансовое обеспечение (ст. 4.1 закона № 132-ФЗ).
Если туроператор не может исполнить свои обязательства по всем договорам о реализации туристского продукта, то данные выплаты производятся за счет средств финансового обеспечения.

Когда установлен факт существенного нарушения условий туристского договора туроператором, то последний, как исполнитель договора, обязан возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. Это будет являться основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии (ст. 17.4 закона № 132-ФЗ).
Существенным считается такое нарушение, которое влечет для туриста такой ущерб, при котором он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, например:
1) неисполнение обязательств по перевозке или размещению;
2) наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая крупные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Турист вправе предъявить иск о возмещении реального ущерба:
1) туроператору,
2) туроператору и страховщику (гаранту) совместно.
Юридическую ответственность перед туристом несет туроператор (п. 50 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012, ст. 9 закона № 132-ФЗ).

Турист вправе требовать от туроператора:
1) оказания услуг по договору в обязательном порядке;
2) возврата денег за весь договор полностью, без штрафных санкций.
Это возможно, если туроператор не представляет туристу, оплатившему договор полностью, подтверждения оказания каких-либо услуг, входящих в тур (авиабилеты или ваучер для размещения в гостинице).
Следует учитывать, что опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, страховым случаем не является (ст. 10 закона № 132-ФЗ). Чтобы требовать возврата денег за путевку, турист должен дождаться даты начала путешествия. И только если туроператор не выполнит свои фактические обязательства, обратиться нему или к его финансовому гаранту за компенсацией.

Порядок обращения туристов за выплатой
Порядок выплат туристу установлен в Постановлении Правительства РФ от 08.04.2020 № 461, ст. 17.5  закона № 132-ФЗ.
Если деятельность туроператора официально приостановлена и он не может исполнить обязательства, то обязанность по возврату денежных средств возлагается на организацию:
1) застраховавшую гражданскую ответственность туроператора;
2) или на организацию, предоставившую туроператору банковскую гарантию.

Для получения выплат турист должен обратиться в компанию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору. Требование о выплате нужно оформить письменно. Оно должно включать:
1) Ф.И.О. туриста, заключившего договор, его контактные данные (телефон, почтовый адрес и имейлl);
2) дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финобеспечения ответственности туроператора;
3) номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура;
4) наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности;
5) информацию об факте неоказания услуг по перевозке, размещению или о наличии недостатков по данным услугам;
6) размер реального ущерба, причиненного туристу;
7) если требование предъявляется по банковской гарантии, то нужно указать реквизиты документа, подтверждающие:
— отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб;
— номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба;
8) банковские реквизиты для перечисления денег.

К требованию необходимо приложить копии следующих документов, это:
1) паспорт туриста;
2) договор о реализации туристского продукта:
— либо его бумажную копию;
— либо в форме электронного документа;
3) документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору.

Не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста требования и подтверждающих документов страховая компания или гарант туроператора обязаны удовлетворить требование о денежной выплате.
Если к страховщику обратились одновременно несколько туристов (в случае массовых отмен туров) с требованиями о выплате страхового возмещения и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, то выплаты осуществляются пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Кроме денежной выплаты за путевку, турист вправе требовать от туроператора возмещение упущенной выгоды и морального вреда, а также выплаты штрафов, пеней.

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь