Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Отказ инспекции в представлении обществу акта сверки признан незаконным

Общество состоит на налоговом учете в инспекции с 09.04.2021. Оно обратилось в налоговый орган 23.06.2023 с заявлением в электронной форме о предоставлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа (ЕНП) либо сумм денежных средств, перечисленных не как ЕНП за период с 02.03.2021 по 20.04.2021.

Инспекция отказала в предоставлении акта сверки установленного образца. Отказ мотивирован тем, что в связи с внедрением института единого налогового счета (ЕНС) в течение переходного периода ведутся доработки процессов формирования запрашиваемого акта сверки. Обществу предложено провести сверку в ходе личного приема в налоговом органе.
В ходе личного приема акт сверки за запрошенный период составлен также не был.

Неоднократные обращения общества с заявлением как по электронным каналам связи, так и на бумажном носителе, о представлении акта сверки оставлены без удовлетворения.

Полагая недействительным отказ, выраженный в письме, общество обжаловало его в вышестоящей инстанции. Управление оставило жалобу без удовлетворения со ссылкой на проведение мероприятий по реализации законодательства по ЕНС и ЕНП и актуализацией данных расчетов с бюджетом.

Тогда организация подала исковое заявление в суд с требованием признать незаконными действия и недействительным ответ налогового органа, обязать представить акт сверки денежных средств.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в представлении обществу акта сверки принадлежности сумм денежных средств за указанный период. Он обязал налоговый орган предоставить запрашиваемый документ в срок не позднее 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении требований. Он сделал следующие выводы:
— с 01.09.2023 была завершена доработка процессов формирования акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не как ЕНП;
— у инспекции по состоянию на 23.06.2023 отсутствовала техническая возможность  предоставления запрошенного акта сверки;
— испрашиваемый период не является налоговым отчетным периодом, а представленный акт сверки за период с 01.01.201 по 31.12.2021 содержит сведения, в том числе за указанный период;
— налоговый орган не обязан проводить аудиторскую проверку или бухгалтерский анализ финансово-бухгалтерской документации налогоплательщика в ручном режиме за промежуточный неналоговый период, то есть фактически подменять собой работу его бухгалтеров.

Кассация отменила решения апелляции и первой инстанции в части возложения на инспекцию обязанности предоставить обществу акт сверки за конкретный период и в определенный в постановлении срок.
Она отметила, что:
— являясь администратором налоговых платежей и органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, инспекция обязана в силу закона представлять налогоплательщику информацию об исчисленных и уплаченных им налогах;
— однако суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав;
— ответчик может самостоятельно решить, как, с учетом действующего законодательства и установленных судом фактических обстоятельств по делу, исправить допущенные нарушения.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь