Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Оплачиваемые общественные работы

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Центры занятости на протяжении уже многих лет проводят в России мероприятия для трудоустройства физлиц, находящихся в поиске работы. Одна из используемых мер — временные общественные работы. Такой порядок организации труда становится способом наладить взаимовыгодное сотрудничество граждан и работодателей. Для соискателя это решение проблемы безработицы и возможность превратить временную занятость в постоянную, а для предприятия – шанс подобрать сотрудника, оценив его качества и умения.
Содержание

  1. Что называется оплачиваемой общественной работой
  2. Участие граждан в общественных оплачиваемых работах
  3. Примеры оплачиваемых общественных работ
  4. Стандарт организации проведения оплачиваемых общественных работ

Что называется оплачиваемой общественной работой

Оплачиваемый общественно полезный труд — это вид деятельности, на который набирают персонал по заданию властей и при содействии биржи труда. Одна из задач такой занятости – соцподдержка граждан, пребывающих в поиске работы и имеющих в ней длительный перерыв либо вовсе не имеющих трудового стажа.

Правовые основы действия механизма организации соцтруда урегулированы:

а) статьей 34 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — закон № 565-ФЗ);
б) стандартом деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации проведения оплачиваемых общественных работ (далее – стандарт), утвержденным Приказом Минтруда РФ от 29.10.2024 № 585н.

В механизме, с помощью которого решается проблема трудоустройства, участвуют:

а) региональные органы власти, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, которые принимают решение о необходимости проведения общественно полезных работ;
б) центры занятости, на которых лежит обязанность по организации участия граждан в такой занятости. Для этого ЦЗН заключают с работодателями договоры об организации и проведении временных работ;
в) работодатели, которые принимают кандидатов, направляемых биржей труда. С ними заключаются срочные трудовые соглашения. Труд временных сотрудников оплачивает работодатель;
г) лица, которых СЗН направляет работодателю для временного трудоустройства.

Центры СЗН отбирают потенциальных работодателей, к которым направляют безработных граждан для выполнения социальных работ с учетом:

а) количества создаваемых рабочих мест и численности физлиц, для которых проводится организация общественно-полезного труда;
б) участия предприятий в реализации на территории региона деятельности, имеющей социально полезную направленность, включая профессиональное развитие кадров;
в) наличия или возможности создания работодателем условий труда и доступности рабочего места для граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, с учетом индивидуальной программы реабилитации;
г) транспортной доступности места проведения соцработ;
д) оценки возможности трудоустройства граждан на постоянное рабочее место после окончания периода участия в общественных работах;
е) оценки возможности совмещения физлицами участия в общественных работах с получением профессионального образования, дополнительной переквалификации;
ж) наличия у работодателя средств на финансирование временной занятости физлиц.

Участвовать в механизме временной занятости для выполнения общественно полезных работ могут физлица:

а) ищущие работу;
б) признанные безработными.

Разница в этих статусах такова: в первом случае лица не претендуют на выплаты по безработице, а во втором имеют право на получение госпособия.

При этом есть физлица, которые обладают преимущественным правом на участие в общественных работах. К ним относятся граждане:

а) не получающие пособия по безработице;
б) состоящие на учете на бирже труда свыше 6 месяцев.

Привлекая лиц на такие работы, компании могут устранить дефицит рабочей силы для выполнения неквалифицированных, низкооплачиваемых работ, носящих временный или сезонный характер.

Для граждан, обратившихся в СЗН, общественные работы также могут стать способом решить свои проблемы — получить работу и заработать деньги.

Пока безработный трудится на временных работах, работодатель может оценить его деловые и профессиональные качества и в дальнейшем принять решение о предоставлении гражданину постоянного места.

Участие граждан в общественных оплачиваемых работах

Для участия в общественно полезном труде гражданин необязательно должен обладать статусом безработного.

Однако обязательна его регистрация в органах СЗН в качестве лица, ищущего работу, поскольку направляет физлиц на общественные работы именно служба занятости (п. 1 ст. 34 закона № 565-ФЗ).

Биржа труда определяет, какая работа может являться для граждан подходящей (ст. 27 закона № 565-ФЗ).

Занятость на соцработах может считаться пригодной для физлиц, если они:

а) не обладают квалификацией и впервые ищут работу;
б) более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, были уволены с прежнего места за дисциплинарный проступок или другое виновное нарушение;
в) стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Длительным считается перерыв более одного года;
г) направлены ЦЗН на обучение, но были отчислены за совершение виновных действий;
д) не согласились пройти переобучение или получить допквалификацию после окончания установленного периода выплаты госпособия по безработице;
е) зарегистрированы в СЗН более 12 месяцев;
ж) обратились на биржу труда после завершения сезонных работ.

Гражданин – участник временных соцработ получает выгоду от сотрудничества с СЗН:

а) официальное трудоустройство — с каждым физлицом оформляется срочный трудовой договор);
б) зарплату;
в) социальные гарантии. К примеру, выплату больничного пособия, если возникла такая необходимость;
г) включение время участия в общественных работах в трудовой стаж, который дает право на соцпенсию по старости;
д) дополнительную материальную поддержку;
е) выплаты по безработице. Исключение — если временная занятость в общественно полезных целях была рекомендована физлицам в качестве подходящей им работы (п. 15 стандарта);
ж) вероятность устроиться на постоянную работу после окончания срока участия во временных соцработах.

Принимая к себе временный персонал, работодатели обязаны соблюдать требования ТК. Поэтому плата за труд при этом не должна быть менее МРОТ (п. 9 ст. 34 закона № 565-ФЗ).
Кроме того, СЗН направляет граждан на временные работы только с их согласия. При этом учитывают такие факторы, как состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Для того чтобы принять участие в оплачиваемой социальной занятости, физлицу нужно авторизоваться на платформе «Работа в России» через учетную запись на госуслугах в качестве безработного или лица, ищущего работу. После этого гражданин сможет подать заявление на участие в общественных работах и получать предложения уже о выходе на работу.

Примеры оплачиваемых общественных работ

На федеральном уровне перечислены примерные направления временной соцзанятости. В их число входит:

а) участие в дорожно-строительных работах;
б) осуществление мелиоративных или ирригационных сельскохозработ;
в) заготовка, переработка и хранение сельскохозпродукции;
г) строительство и реконструкция жилья;
д) возведение, обновление объектов соцкультурного назначения;
е) восстановление памятников, комплексов, заповедных зон;
ж) прокладка различных коммуникаций — водопроводных, газовых, канализационных и иных;
з) участие в сервисном обслуживании пассажирского транспорта, организаций связи;
и) эксплуатация предприятий ЖКХ и бытового обслуживания населения;
к) осуществление ландшафтных работ;
л) патронаж над нуждающимися лицами — престарелыми, инвалидами, нетрудоспособными;
м) участие в оздоровительных мероприятиях для детей в период каникул;
н) благоустройство туристических, санаторно-курортных зон;
о) сбор вторсырья, отходов и их переработка;
п) помощь в проведении общественно-культурных мероприятий. К примеру, в переписи населения, спортивных соревнованиях, фестивалях.

Список оплачиваемых временных соцработ, на которые привлекают безработных, федеральным законодателем не ограничен. Регионы могут его конкретизировать исходя из собственных потребностей.

Стандарт организации проведения оплачиваемых общественных работ

Стандарт, установивший порядок направления безработных физлиц на временные соцработы, — новшество 2025 года. Появление этого документа обусловлено вступлением в силу нового закона о трудоустройстве.

Этот акт включен в комплект НПА, утвержденных властями в рамках механизма совершенствования госполитики в сфере борьбы с безработицей.

Закон № 565-ФЗ предусмотрел необходимость принятия комплекса документов, посвященных решению проблем безработицы.

В их число входят стандарты, утвержденные Минтрудом, которые посвящены в том числе вопросам:

а) проведения специальных мероприятий по профилированию граждан — Приказ от 10.12.2024 № 684н;
б) проведения социальной адаптации безработных и лиц, пребывающих в поиске работы — Приказ от 03.12.2024 № 660н;
в) профессионального переобучения безработных и лиц, имущих работу — Приказ от 07.11.2024 № 611н;
г) содействия началу ведения бизнеса нетрудоустроенными физлицами — Приказ от 28.04.2022 № 275н.

Одним из новшеств закона № 565-ФЗ и стандарта является введение процедуры профилирования в качестве одного из условий признания физлица безработным.

Основанием для направления ЦЗН физлица на временные работы является индивидуальный план.
Это своеобразная дорожная карта содействия занятости, которая формируется биржей труда в соответствии с профильной группой безработного физлица.

Она включает конкретные шаги по поиску своего занятия, меры поддержки, сроки их реализации и при необходимости — варианты переобучения.

Профильная группа — совокупность характеристик гражданина, ведущих к назначению для него конкретных мер поддержки и сервисов в трудовой сфере.

По новым требованиям профилирование нужно проходить каждые полтора месяца. Отказ от его прохождения приведет к снятию статуса безработного.

Необходимым требованием для начала участия физлица в работах социальной направленности является согласование дорожной карты по содействию занятости или изменений в нем (п. 17 стандарта).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь