Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Предпродажная подготовка

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Любой продавец заинтересован продать свой товар как можно выгоднее. Для этого надо правильно подготовиться. В статье расскажем, что из себя представляет предпродажная подготовка, как она оформляется и учитывается.

Содержание

  1. Виды предпродажной подготовки
  2. Правила предпродажной подготовки товара
  3. Услуги по предпродажной подготовке
  4. Договор предпродажной подготовки товара
  5. Предпродажная подготовка товара на собственном складе
  6. Расходы на предпродажную подготовку

Виды предпродажной подготовки

Понятие «предпродажная подготовка» (ПП) достаточно объемное. В обыденной жизни граждан оно, к примеру, включает в себя меры, которые предпринимает автолюбитель для того, чтобы выгоднее продать, например, дорогую его сердцу «Ниву». Или действия собственника по узакониванию перепланировки в квартире перед ее продажей.

В сфере бизнеса ПП занимает особое место. В некоторых случаях, если процедура не будет проведена, товар вообще не может быть реализован.

В материале речь пойдет о той ПП, которая осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.
Рассмотрим:

1) ПП, которую проводят субъекты бизнеса самостоятельно в рамках своей основной деятельности в сфере оптовой или розничной торговли.

ГОСТ Р 51303-2023 (Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения) дает такое определение понятию «предпродажная подготовка». Это комплекс операций, которые выполняют в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до необходимой готовности для реализации покупателям.

Характер и объемы операций определяются ассортиментом, свойствами товаров отдельных видов, особенностями их упаковки, степенью готовности товаров к продаже (реализации), объемом покупок, применением тех или иных способов организации торговой деятельности (п. 122.1).

2) ПП, которую проводят организации и предприниматели, в рамках оказания услуг продавцу.

ПП можно классифицировать следующим образом:

1. По видам работ:

— проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены товара, упаковки, соответствия маркировки;
— распаковка товаров;
— очистка товаров от пыли и загрязнений, устранение мелких дефектов;
— сортировка. сбор и комплектация товаров;
— взвешивание товаров;
— фасование товаров в потребительскую упаковку;
— упаковка товаров по количеству единиц в промо- или подарочные наборы;
— запайка в термоусадочную пленку;
— придание товарам товарного вида (например, отпаривание, глажка, утюжка и т.п.);
— оформление ценников на товары, изготовление и нанесение этикеток, штрихкодов (стикеровка);
— установка противокражного оборудования;
— выкладка товаров в торговом зале или размещение товара на рабочем месте продавца.

2. По характеру:

— добровольная. Продавец принимает решение о проведении ПП по своему усмотрению;
— обязательная. К примеру, автомобили, которые реализуются в розницу потребителю, предпродажную подготовку должны проходить в обязательном порядке. Виды и объемы определяются изготовителем.

Правила предпродажной подготовки товара

Прежде всего обратим внимание на ГОСТ Р 57115-2016 (Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования). Документ достаточно подробно описывает работы, которые ведутся в рамках.

Для некоторых групп товаров обязанность продавца проводить ПП и ее правила утверждены на уровне нормативно-правовых актов.

Товар Особенности ПП Правовое обоснование
Автомобили, мототехника,
прицепы, номерные агрегаты к ним, которые реализуются в розницу
Объем определяет завод – изготовитель Подпункты 42, 44, 69, 70 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
Пестициды, агрохимикаты Проверка качества потребительской упаковки
Газовые баллоны Осмотр, проверка герметичности, отсутствия повреждений и наличия необходимой информации, уровень наполнения газом Пункт 136 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
Товары аптечного ассортимента (лекарства, медицинские изделия) Распаковка, рассортировка, осмотр, проверка качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике (до подачи в торговую зону) Пункт 50 Приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н

Услуги по предпродажной подготовке

В некоторых случаях продавец может делегировать процедуру ПП третьим лицам — субъектам, оказывающим профессиональные услуги по подготовке товаров к продаже.

Такой сервис нередко предлагается гражданам для продажи автомобиля. Проводят подготовку, как правило, организации или предприниматели, специализирующиеся в сфере автообслуживания.

В качестве услуги по ПП они предлагают любым заинтересованным лицам:

— восстановление лакокрасочного покрытия;
— чистку и полировка салона;
— сокрытие дефектов;
— обновление некоторых деталей.

Бизнес, который работает в сфере оптовой и розничной торговли, может прибегать к помощи третьих лиц для организации ПП, в целях оптимизации своей деятельности. К примеру, ООО «Чопик» закупает для последующей перепродажи гвозди целыми контейнерами. Директор решил, что ему выгоднее передать функцию по расфасовке гвоздей в коробки третьему лицу ООО «Помощь» и не заботиться о приобретении тары и дополнительном найме сотрудников для подготовки товаров к продаже.

Договор предпродажной подготовки товара

В основе работ или услуг по ПП, которые оказывают исполнители, лежит договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

В соответствии с указанным договоров некая фирма (подрядчик) обязуется выполнить по поручению заказчика определенный комплекс работ по ПП.

Работа может выполняться иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами (ООО «Помощь» самостоятельно закупает коробки для расфасовки гвоздей) (п. 1 ст. 704 ГК РФ).

Допускается также выполнение работ с использованием материалов заказчика. В этом случае после окончания работы подрядчик должен представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

Работа осуществляется за плату. Цена подлежащей выполнению работы указывается в договоре подряда. Она включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Порядок расчетов определяется сторонами (пп. 1, 2 ст. 709 ГК РФ).

По соглашению сторон договором может предусматриваться ежемесячное подписание актов приемки-сдачи выполненных работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

Предпродажная подготовка товара на собственном складе

Сельскохозяйственная организация ООО «Клубень» закупает с полей у граждан  картофель. Приобретенная продукция поступает на склад, где овощи очищают, разделяют на группы по заданным размерам, упаковывают в сетки-мешки для поставки в розничные магазины. Указанные работы относятся к предпродажной подготовке. Каким образом производится учет материалов, используемых при такой ПП?

Упаковка (сетки – мешки) относятся к запасам, которые по общему правилу принимаются к учету по фактической себестоимости (пп 3, 9 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).

Порядок бухгалтерского учета зависит от этапа упаковывания товара.

В нашем случае укладывание картофеля в сетки-мешки производится после поступления овощей на склад. Поэтому затраты на приобретение тары включают в состав коммерческих расходов (п. 5 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, п. 21 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).

Учет себестоимости сеток-мешков будет отображаться по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 10-4. Для организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, по кредиту счета 10-5 (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Коммерческие расходы списываются ежемесячно со счета 44 в дебет субсчёта 90-2 в соответствии с учетной политикой организации.

Иная ситуация. Гречку фасуют в пакеты для варки и коробки непосредственно в производственном цехе, и крупа поступает на склады уже упакованная и готовая к продаже. Тогда стоимость пакетов и коробок включают в себестоимость готовой продукции и списывают при передаче в производственный цех (дебет 20 — кредит 10-4).

Для целей налогообложения затраты, связанные с предпродажной подготовкой, являются материальными расходами (ст. 253 и 254 НК РФ). Такие расходы относятся к косвенным. Они в полном объеме учитываются в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Расходы на предпродажную подготовку

Торговые организации вправе выбрать, каким образом осуществлять учет расходов на предпродажную подготовку:
— через расходы, связанные с реализацией (через счет 44) (п. 7 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
— посредством включения затрат на ПП в себестоимость товара (пп. «в» п. 11 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).

Проиллюстрируем примером.

Автосалон «Удача» покупает машины у физических лиц для целей перепродажи. Сотрудники компании выявляют выгодные предложения о продаже авто на рынке и договариваются с собственником о выкупе. Цена, как правило, меньше той, которую изначально определял для себя правообладатель. Если собственник соглашается снизить цену, салон машину покупает.

Поскольку «Удача» занимается предпринимательской деятельностью по продаже автомобилей в розницу, автосалон обязан проводить предпродажную подготовку.

В апреле 2025 года автосалон за 500 тыс. рублей купил «Рено Логан». Затраты на предпродажную подготовку составили 30 тыс. рублей. Сюда вошли амортизация оборудования, оплата труда слесаря (включая страховые взносы) и стоимость материалов.

Затраты на предпродажную подготовку относятся к расходам по обычным видам деятельности, признаются в качестве расходов на продажу и учитываются по мере осуществления (пп. 7,18 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Записи по счетам в части ПП могут выглядеть следующим образом:

Операция Дебет  Кредит  Сумма, руб.
Отражены расходы на ПП 44 02, 10, 70, 69 30 тыс.
Списаны расходы на ПП 90 44 30 тыс.

Если компания не занимается розничной реализацией транспортных средств и продает автомобиль, который приобретался ею для ведения своей основной деятельности, предпродажную подготовку она проводить не обязана. К примеру, если ООО «Сила», занимающееся грузоперевозками, решит продать одну из своих «Газелей», учтенную в качестве основного средства, компания может не обременять себя затратами на ее ремонт и придание товарного вида.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь