Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Любой продавец заинтересован продать свой товар как можно выгоднее. Для этого надо правильно подготовиться. В статье расскажем, что из себя представляет предпродажная подготовка, как она оформляется и учитывается.
Содержание
- Виды предпродажной подготовки
- Правила предпродажной подготовки товара
- Услуги по предпродажной подготовке
- Договор предпродажной подготовки товара
- Предпродажная подготовка товара на собственном складе
- Расходы на предпродажную подготовку
Виды предпродажной подготовки
Понятие «предпродажная подготовка» (ПП) достаточно объемное. В обыденной жизни граждан оно, к примеру, включает в себя меры, которые предпринимает автолюбитель для того, чтобы выгоднее продать, например, дорогую его сердцу «Ниву». Или действия собственника по узакониванию перепланировки в квартире перед ее продажей.
В сфере бизнеса ПП занимает особое место. В некоторых случаях, если процедура не будет проведена, товар вообще не может быть реализован.
В материале речь пойдет о той ПП, которая осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.
Рассмотрим:
1) ПП, которую проводят субъекты бизнеса самостоятельно в рамках своей основной деятельности в сфере оптовой или розничной торговли.
ГОСТ Р 51303-2023 (Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения) дает такое определение понятию «предпродажная подготовка». Это комплекс операций, которые выполняют в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до необходимой готовности для реализации покупателям.
Характер и объемы операций определяются ассортиментом, свойствами товаров отдельных видов, особенностями их упаковки, степенью готовности товаров к продаже (реализации), объемом покупок, применением тех или иных способов организации торговой деятельности (п. 122.1).
2) ПП, которую проводят организации и предприниматели, в рамках оказания услуг продавцу.
ПП можно классифицировать следующим образом:
1. По видам работ:
— проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены товара, упаковки, соответствия маркировки;
— распаковка товаров;
— очистка товаров от пыли и загрязнений, устранение мелких дефектов;
— сортировка. сбор и комплектация товаров;
— взвешивание товаров;
— фасование товаров в потребительскую упаковку;
— упаковка товаров по количеству единиц в промо- или подарочные наборы;
— запайка в термоусадочную пленку;
— придание товарам товарного вида (например, отпаривание, глажка, утюжка и т.п.);
— оформление ценников на товары, изготовление и нанесение этикеток, штрихкодов (стикеровка);
— установка противокражного оборудования;
— выкладка товаров в торговом зале или размещение товара на рабочем месте продавца.
2. По характеру:
— добровольная. Продавец принимает решение о проведении ПП по своему усмотрению;
— обязательная. К примеру, автомобили, которые реализуются в розницу потребителю, предпродажную подготовку должны проходить в обязательном порядке. Виды и объемы определяются изготовителем.
Правила предпродажной подготовки товара
Прежде всего обратим внимание на ГОСТ Р 57115-2016 (Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования). Документ достаточно подробно описывает работы, которые ведутся в рамках.
Для некоторых групп товаров обязанность продавца проводить ПП и ее правила утверждены на уровне нормативно-правовых актов.
Товар | Особенности ПП | Правовое обоснование |
Автомобили, мототехника, прицепы, номерные агрегаты к ним, которые реализуются в розницу |
Объем определяет завод – изготовитель | Подпункты 42, 44, 69, 70 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
Пестициды, агрохимикаты | Проверка качества потребительской упаковки | |
Газовые баллоны | Осмотр, проверка герметичности, отсутствия повреждений и наличия необходимой информации, уровень наполнения газом | Пункт 136 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 |
Товары аптечного ассортимента (лекарства, медицинские изделия) | Распаковка, рассортировка, осмотр, проверка качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике (до подачи в торговую зону) | Пункт 50 Приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н |
Услуги по предпродажной подготовке
В некоторых случаях продавец может делегировать процедуру ПП третьим лицам — субъектам, оказывающим профессиональные услуги по подготовке товаров к продаже.
Такой сервис нередко предлагается гражданам для продажи автомобиля. Проводят подготовку, как правило, организации или предприниматели, специализирующиеся в сфере автообслуживания.
В качестве услуги по ПП они предлагают любым заинтересованным лицам:
— восстановление лакокрасочного покрытия;
— чистку и полировка салона;
— сокрытие дефектов;
— обновление некоторых деталей.
Бизнес, который работает в сфере оптовой и розничной торговли, может прибегать к помощи третьих лиц для организации ПП, в целях оптимизации своей деятельности. К примеру, ООО «Чопик» закупает для последующей перепродажи гвозди целыми контейнерами. Директор решил, что ему выгоднее передать функцию по расфасовке гвоздей в коробки третьему лицу ООО «Помощь» и не заботиться о приобретении тары и дополнительном найме сотрудников для подготовки товаров к продаже.
Договор предпродажной подготовки товара
В основе работ или услуг по ПП, которые оказывают исполнители, лежит договор подряда (ст. 702 ГК РФ).
В соответствии с указанным договоров некая фирма (подрядчик) обязуется выполнить по поручению заказчика определенный комплекс работ по ПП.
Работа может выполняться иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами (ООО «Помощь» самостоятельно закупает коробки для расфасовки гвоздей) (п. 1 ст. 704 ГК РФ).
Допускается также выполнение работ с использованием материалов заказчика. В этом случае после окончания работы подрядчик должен представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
Работа осуществляется за плату. Цена подлежащей выполнению работы указывается в договоре подряда. Она включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Порядок расчетов определяется сторонами (пп. 1, 2 ст. 709 ГК РФ).
По соглашению сторон договором может предусматриваться ежемесячное подписание актов приемки-сдачи выполненных работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).
Предпродажная подготовка товара на собственном складе
Сельскохозяйственная организация ООО «Клубень» закупает с полей у граждан картофель. Приобретенная продукция поступает на склад, где овощи очищают, разделяют на группы по заданным размерам, упаковывают в сетки-мешки для поставки в розничные магазины. Указанные работы относятся к предпродажной подготовке. Каким образом производится учет материалов, используемых при такой ПП?
Упаковка (сетки – мешки) относятся к запасам, которые по общему правилу принимаются к учету по фактической себестоимости (пп 3, 9 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).
Порядок бухгалтерского учета зависит от этапа упаковывания товара.
В нашем случае укладывание картофеля в сетки-мешки производится после поступления овощей на склад. Поэтому затраты на приобретение тары включают в состав коммерческих расходов (п. 5 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, п. 21 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).
Учет себестоимости сеток-мешков будет отображаться по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 10-4. Для организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, по кредиту счета 10-5 (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Коммерческие расходы списываются ежемесячно со счета 44 в дебет субсчёта 90-2 в соответствии с учетной политикой организации.
Иная ситуация. Гречку фасуют в пакеты для варки и коробки непосредственно в производственном цехе, и крупа поступает на склады уже упакованная и готовая к продаже. Тогда стоимость пакетов и коробок включают в себестоимость готовой продукции и списывают при передаче в производственный цех (дебет 20 — кредит 10-4).
Для целей налогообложения затраты, связанные с предпродажной подготовкой, являются материальными расходами (ст. 253 и 254 НК РФ). Такие расходы относятся к косвенным. Они в полном объеме учитываются в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Расходы на предпродажную подготовку
Торговые организации вправе выбрать, каким образом осуществлять учет расходов на предпродажную подготовку:
— через расходы, связанные с реализацией (через счет 44) (п. 7 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
— посредством включения затрат на ПП в себестоимость товара (пп. «в» п. 11 Приказа Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н).
Проиллюстрируем примером.
Автосалон «Удача» покупает машины у физических лиц для целей перепродажи. Сотрудники компании выявляют выгодные предложения о продаже авто на рынке и договариваются с собственником о выкупе. Цена, как правило, меньше той, которую изначально определял для себя правообладатель. Если собственник соглашается снизить цену, салон машину покупает.
Поскольку «Удача» занимается предпринимательской деятельностью по продаже автомобилей в розницу, автосалон обязан проводить предпродажную подготовку.
В апреле 2025 года автосалон за 500 тыс. рублей купил «Рено Логан». Затраты на предпродажную подготовку составили 30 тыс. рублей. Сюда вошли амортизация оборудования, оплата труда слесаря (включая страховые взносы) и стоимость материалов.
Затраты на предпродажную подготовку относятся к расходам по обычным видам деятельности, признаются в качестве расходов на продажу и учитываются по мере осуществления (пп. 7,18 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Записи по счетам в части ПП могут выглядеть следующим образом:
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на ПП | 44 | 02, 10, 70, 69 | 30 тыс. |
Списаны расходы на ПП | 90 | 44 | 30 тыс. |
Если компания не занимается розничной реализацией транспортных средств и продает автомобиль, который приобретался ею для ведения своей основной деятельности, предпродажную подготовку она проводить не обязана. К примеру, если ООО «Сила», занимающееся грузоперевозками, решит продать одну из своих «Газелей», учтенную в качестве основного средства, компания может не обременять себя затратами на ее ремонт и придание товарного вида.
Вы можете оставить первый комментарий