Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Регистрация в ЕИС: пошаговая инструкция

Над статьей работали:

Зачем нужна регистрация в ЕИС

В соответствии с пунктом 47 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с 1 января 2020 года регистрация в Единой информационной системе в сфере закупок на портале https://zakupki.gov.ru/ является обязательной. Регистрация бесплатная, и ее прохождение позволит участнику госзакупки автоматом получить аккредитацию на закупочных площадках и попасть в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).

Таким образом, теперь участником закупки может стать только зарегистрированный в ЕИС и, соответственно, аккредитованный на электронной площадке хозяйствующий субъект (п. 5 ст. 24.2 закона № 44-ФЗ). Отметим, что по нормам подпункта 4 ч. 1 ст. 3 закона № 44-ФЗ зарегистрироваться в ЕИС в сфере закупок, то есть стать участником закупки, может юрлицо любой формы, за исключением офшорной компании, а также любое физлицо, в том числе ИП.

В данном случае речь идет о закупочных процедурах в рамках закона № 44-ФЗ.

Однако обязательная регистрация в ЕИС предусматривается и для процедур по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Так, согласно части 18 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ представители среднего и малого бизнеса, а также приравненные к ним в целях закона № 223-ФЗ самозанятые граждане и ИП, аккредитацию на электронной площадке получают в порядке, регламентированном нормами закона № 44-ФЗ. Поскольку в рамках закона № 44-ФЗ аккредитация возможна только через регистрацию в ЕИС в сфере закупок, то указанным субъектам тоже нужно зарегистрироваться в инфосистеме.

Кроме того, с учетом пунктов 11 и 100 положения, утвержденного Постановлением Кабмина РФ от 01.07.2016 № 615, для участия в предварительном отборе и электронном аукционе на выполнение работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме тоже требуется регистрация в ЕИС. 

Когда нужно зарегистрироваться в ЕИС

Регистрация поставщика в ЕИС необходима, когда субъект планирует участвовать в закупках. Если ранее компания в торгах не участвовала и для нее этот опыт в новинку, то зарегистрироваться следует заблаговременно. Это необходимо, чтобы успеть пройти все процедурные и технические моменты до начала нужной закупки.

Отметим, что в связи со вступлением в силу с прошлого года требования об обязательной регистрации в ЕИС, в течение 2019 года встать на учет в инфосистеме нужно было ранее аккредитованным на площадках участникам, а также компаниям, планирующим участвовать в закупках в 2020 году.

Также следует упомянуть и о сроках, которые нужно соблюдать при пролонгации регистрации в ЕИС. Поскольку регистрация поставщика в ЕИС не является бессрочной, до окончания ее срока потребуется пройти перерегистрацию. Согласно части 6 ст. 24.2 закона №44-ФЗ регистрация участника в инфосистеме и аккредитация действуют три года. Сроки, отведенные на новую регистрацию, регламентированы четко.

Зарегистрироваться заново можно не раньше чем за полгода до окончания первоначального трехлетнего срока. При этом за четыре месяца ЕИС уведомит участника, что его время истекает. Затягивать перерегистрацию не стоит, так как возможность подавать заявки на закупочные процедуры отменят за три месяца до завершения срока первоначальной регистрации. 

Как долго проходит регистрация в ЕИС

Процедура и сроки регистрации участников в ЕИС в сфере закупок определены правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752. Сроки каждого этапа регистрации предусмотрены этим документом.

В пункте 13 правил сказано, что после размещения участником в ЕИС документов и информации, необходимых для регистрации, на следующий рабочий день данные сведения направят в ЕРУЗ. При этом моментом регистрации в инфосистеме госзакупок будет считаться 00:00 часов по Москве дня, следующего за днем прохождения идентификации в ЕСИА и загрузки необходимых документов и информации в ЕИС (п. 14 правил).

На самих площадках, где проходят госзакупки, участника аккредитуют не позже рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС.

Таким образом, весь процесс регистрации занимает три дня.

Однако для процедуры регистрации может потребоваться и более длительный срок, если у руководителя компании отсутствует электронная подпись, нет регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации, или потребовалось запрашивать сведения в ФНС. В этом случае непосредственно перед регистраций в ЕИС в сфере закупок придется заняться получением ЭП и регистрацией в ЕСИА. 

Регистрация пользователя в ЕИС

В соответствии с правилами, утвержденными Постановлением от 30.12.2018 № 1752, регистрацию осуществляет уполномоченное лицо, которым признаются:

  • руководитель, указанный в ЕГРЮЛ, лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени компании;
  • физлицо (ИП);
  • лицо, уполномоченное руководителем.

Также зарегистрироваться в ЕИС могут: филиал юрлица, иностранная компания, аккредитованный филиал или представительство зарубежной фирмы.

Регистрация поставщика в ЕИС без электронной подписи невозможна. В пункте 12 правил прямо сказано, что действия уполномоченных лиц в ЕИС осуществляются с применением усиленной квалифицированной ЭП. Поэтому перед регистрацией придется заняться получением УКЭП. Для этого следует обратиться в удостоверяющий центр и оплатить его услуги. Со списком необходимых для оформления УКЭП документов можно ознакомиться на сайте выбранного удостоверяющего центра. Более подробная инструкция по получению УКЭП приведена в нашей статье.

Для регистрации в ЕИС уполномоченному лицу необходимо:

  • зарегистрироваться, пройти идентификацию и аутентификацию в ЕСИА. Сделать это можно через портал госуслуг. В ЛК нужно указать, руководителем какой компании является зарегистрированный, и при необходимости назначить лицо, уполномоченное на дальнейшую регистрацию в ЕИС;
  • сформировать документы и информацию в ЕИС для их передачи в ЕРУЗ.

Перечень необходимых для регистрации сведений зависит от категории участника (физлицо, ИП или юрлицо). О нем мы напишем в отдельном разделе.

При этом большинство необходимых сведений система запросит самостоятельно из государственных инфосистем, в том числе из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Также часть информации будет интегрирована с данными, зафиксированными в ЕСИА.

После вышеуказанных действий сведения будет переданы в ЕРУЗ. Как сказано в пункте 13 правил, Федеральное казначейство самостоятельно разместит сведения в реестре не позже рабочего дня с момента их формирования в ЕИС. Затем автоматом проходит аккредитация на электронных площадках — не позже рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС (ч. 4 ст. 24.2 закона № 44-ФЗ). 

Документы для регистрации в ЕИС

Регистрация поставщика предполагает указание о нем определенных сведений. Перечень такой информации и документов определены Постановлением от 30.12.2018 № 1752. Сведения указываются в зависимости от типа участника.

Участник – юрлицо:

  • полное и сокращенное наименование;
  • ИНН;
  • КПП и дата постановки на учет в инспекции;
  • ОГРН;
  • адрес в пределах места нахождения;
  • коды по ОКВЭД;
  • информация о наличии статуса субъекта МСП с указанием категории;
  • Ф.И.О., должность и паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени фирмы;
  • сайт в Интернете;
  • контакты (телефон, адрес электронной почты);
  • копия учредительного документа;
  • решение (копия) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки с указанием максимальных параметров условий одной сделки;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • сведения о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ;
  • сведения об осуществляющем полномочия единоличного исполнительного органа юрлице или ИП;
  • при регистрации обособленного подразделения юрлица – наименование, КПП, адрес.

Участник – физлицо:

  • Ф.И.О.;
  • ИНН;
  • домашний адрес, почтовый, имейл и телефон;
  • паспортные данные;
  • ОГРНИП;
  • дата регистрации в качестве ИП;
  • принадлежность к субъектам МСБ с указанием категории;
  • выписка из ЕГРИП;
  • для физлица без статуса ИП — копия паспорта;
  • сведения о самозанятости и дата постановки на учет плательщика налога на профдоход. 
Заявка на регистрацию в ЕИС

Процесс подачи заявки на регистрацию в ЕИС подробно описан в инструкции, размещенной на портале госзакупок. В этом документе процедура регламентирована пошагово.

В частности, необходимо зайти на сайт zakupki.gov.ru, выбрать вкладку «Личный кабинет участника закупки», после чего отобразятся требования для работы в личном кабинете. При соответствии им нужно нажать на кнопку «Далее», после чего участник будет направлен на портал ЕСИА для прохождения аутентификации. Она будет пройдена успешно только при условии, что учетная запись в ЕСИА подтверждена. Если в ЕИС нет данных об участнике, то есть он регистрируется впервые, станет доступно окно регистрации. При нажатии на кнопку «Регистрация нового участника закупок» появится возможность выбора типа участника закупок: юрлицо, физлицо (ИП), иностранная компания. Важно, чтобы в ЕСИА пользователь был присоединен к компании – потенциальному участнику закупок. Если связи с организациями в ЕСИА нет, то отобразится надпись: «Вы не присоединены к юрлицу в ЕСИА». В дальнейших действиях будут нюансы в зависимости от типа участника. Рассмотрим на примере юрлица.

Регистрация участника – юрлица:

При выборе данного типа участника отобразятся незарегистрированные в ЕИС компании,
к которым пользователь присоединен в ЕСИА. Нужно выбрать организацию, собирающуюся участвовать в закупках. При отсутствии в ЕИС данных из ЕГРЮЛ о данном юрлице автоматом сформируется запрос в ФНС на получение сведений из реестра. Процедура займет до 5 рабочих дней. Продолжить формирование заявки можно будет только после получения ответа.

Если по информации в ЕСИА пользователь является руководителем выбранной компании и обладает правами на регистрацию, далее начинается процесс формирования заявки. В частности, будет отображена форма регистрации участника на вкладке «Регистрация участника закупки».

В форму вносятся сведения, определенные Постановлением от 30.12.2018 № 1752: данные о юрлице (наименование полное и сокращенное, адрес, ОГРН, ИНН, КПП, коды ОКВЭД, выписка из ЕГРЮЛ и другие); сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юрлица, контакты. Также прикладывается документация: копии учредительных документов, решение о согласии или последующем одобрении крупных сделок. Для большинства информации будет сделано автозаполнение из ЕСИА.

При заполнении поля «Выписка из ЕГРЮЛ» появится ссылка для скачивания xml-файла, формируемого на основании данных из локального ЕГРЮЛ. Если выписки нет, в реестр будет направлен повторный запрос на обновление сведений. Пройти регистрацию можно будет только после получения выписки.

В поле «Максимально возможная сумма для заключения контракта по результатам электронных процедур» сумма должна совпадать с суммой, указанной в решении о согласии на совершение крупных сделок.

Документы рекомендуется размещать в одном файле в формате PDF. Разрешение сканирования — 300 точек на дюйм (DPI). Размер файла не должен быть больше 50 Мб. Большие файлы нужно разбить на тома архиватором.

После заполнения всех строк и нажатия на кнопку «Зарегистрировать» или «Выдать право на
регистрацию участника закупки» пройдет автопроверка внесенных данных. При отсутствии ошибок на экране появится окно с информацией, которая будет размещена в ЕРУЗ. Нужно нажать
«Подписать и разместить».

По завершении регистрации отобразится уведомление о регистрации компании и пользователя в ЕИС, включении информации об организации в ЕРУЗ с присвоением уникального регистрационного номера и об отправке сведений на электронные площадки для прохождения аккредитации. 

Аккредитация на площадках ЕИС

Как указано в статье 24.2 закона № 44-ФЗ, на следующий после регистрации в ЕИС рабочий день операторы электронных площадок должны зарегистрировать участника на своей площадке. Аккредитация происходит автоматом путем обмена сведениями между площадкой, ЕИС и другими государственными инфосистемами по электронным каналам взаимодействия.

В целях аккредитации оператор площадки не вправе требовать от участника какие-либо дополнительные документы или информацию.

Перечень площадок, на которых проводятся процедуры закупок и где будет аккредитован участник, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Это:

1) АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2) АО «Единая электронная торговая площадка»;
3) АО «Российский аукционный дом»;
4) АО «ТЭК – Торг»;
5) АО «Электронные торговые системы»;
6) ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7) ООО «РТС – тендер»;
8) ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».