Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
В статье поможем разобраться с такой формой реорганизации юридических лиц, как преобразование. На примере общества с ограниченной ответственностью расскажем, что следует учесть при проведении процедуры. Также в материале коснемся порядка представления созданными компаниями отчетностями и внесения ими записей в трудовые книжки работников.
- Реорганизация в форме преобразования: что это значит
- Реорганизация ООО в форме преобразования
- Сроки реорганизации в форме преобразования
- Регистрация реорганизации в форме преобразования
- Что происходит после реорганизации в форме преобразования
- Запись в трудовой книжке при реорганизации в форме преобразования
Реорганизация в форме преобразования: что это значит
Каждое юридическое лицо создается в той или иной организационно-правовой форме. Она определяет правовое положение компании, цели деятельности и каким образом организация может управлять своим имуществом.
Юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие) могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП, МУП).
Для некоммерческих организаций варианты разнообразнее. Это потребительские кооперативы, общественные движения, казачьи общества, адвокатские палаты и другие (ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Когда юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму с одной на другую, это называется реорганизацией в форме преобразования. Прежняя компания свою деятельность формально прекращает (фактически продолжает функционировать).
В результате преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении третьих лиц не изменяются. По этой причине к отношениям, возникающим в ходе преобразования, правила о гарантиях прав кредиторов не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Для каждого вида организационно-правовой формы существуют свои особенности (запреты), связанные с возможностью преобразования и порядком осуществления процедуры.
К примеру, хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие юридические лица, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).
Хозяйственное партнерство – только в акционерное общество (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ).
ГУП (МУП) может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие — в автономную некоммерческую организацию. В иные формы ГУП и МУП вправе преобразоваться только в результате приватизации (ст. 34 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
Производственный кооператив по решению его членов, принятому единогласно, может поменять свою форму на хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6 ГК РФ).
Правила смены организационно-правовой формы устанавливаются ГК РФ и специальными законодательными актами. Здесь следует отметить, что некоторые нормативные акты не приведены в соответствие с изменениями, вносимыми в ГК РФ. Таким законодательным актом, в частности, является Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО». Положения таких актов следует использовать в части, не противоречащей кодексу.
Помимо общих правил о возможности той или иной организационно-правовой формы преобразоваться в другую, существуют специальные нормативные акты, регулирующие деятельность конкретных юридических лиц.
К примеру, существует общее правило: публично-правовая компания (ППК) может изменить свою форму на хозяйственное общество или фонд (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ). И есть специальный закон от 22.12.2020 № 435-ФЗ – о ППК «Единый заказчик в сфере строительства». Им установлена особое положение – реорганизация единого заказчика может осуществляться с одновременным сочетанием преобразования и присоединения к нему одного или нескольких федеральных государственных учреждений на основании решений Правительства РФ.
Реорганизация ООО в форме преобразования
В соответствии со статьей 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью можно преобразовать:
— в непубличное акционерное общество (НАО). Доли в уставном капитале ООО подлежат распределению на акции. Действует на основании устава.
НАО – то, в котором акции распределяются среди учредителей. У публичного АО акции находятся в открытом доступе. Преобразовать ООО сразу в публичное АО нельзя. Поскольку публичный статус может приобрести только действующее акционерное общество (ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об АО»);
— хозяйственное товарищество (полное или на вере). Доли общества вносятся в складочный капитал товарищества. Действует на основании учредительного договора.
— производственный кооператив. Доли общества обменивают на паи. Действует на основании устава.
В пункте 4 статьи 56 закона об ООО закреплено, что при преобразовании общества к созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Данное норма утратила свою актуальность в связи с изменениями, внесенными в ст. 58 ГК РФ. Теперь передаточный акт составлять не требуется.
По общему правилу преобразование – дело добровольное. Но если участников в ООО станет более 50, общество обязано стать акционерным. На процедуру смены формы отводится один год. Иначе оно подлежит ликвидации, если количество участников не изменится (п. 1 ст. 88 ГК РФ).
Наиболее распространенным вариантом является преобразование ООО в АО. Расскажем об этом подробнее.
ООО «Модницы» заинтересовано в привлечении средств для расширения бизнеса. Сделать это общество решило посредством преобразования в непубличное акционерное общество в целях последующего увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных акций.
Подготовительные мероприятия, которые необходимо провести «Модницам»:
— разработать проект устава нового акционерного общества. Он должен соответствовать требованиям закона, которые предъявляются к новой организационно-правовой форме (ст. 11 закона об АО);
— провести полную инвентаризацию и подготовить документы по ее результатам (описи, акты) (п. 27 положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Далее необходимо:
I. Созвать и провести общее собрание. О том, как правильно это сделать – в статье 36 закона об ООО. В повестку следует включить порядок и условия реорганизации, обмена долей на акции, утверждение устава нового АО.
Решение о преобразовании должно быть принято на общем собрании «Модниц» единогласно. Такое решение следует запротоколировать. Если заседали в очной форме, подписать протокол должен председатель и секретарь. Если проводили собрание заочно – лица, которые фиксировали голоса или подсчитывали результаты. Иной порядок подписания может быть предусмотрен решением участников или уставом (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37, ст. 39, п. 2 ст. 56 закона об ООО).
Нарушение процедуры проведения общего собрания является основанием для признания в судебном порядке преобразования ООО в НАО несостоявшимся. Так произошло с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью «Пилигрим». Суд установил, что решение о смене организационно-правовой формы было принято на общем собрании, на котором отсутствовало одно лицо, владеющее долей в уставном капитале ООО «Пилигрим». В этой связи собрание не имеет юридической силы. В результате суд обязал налоговый орган восстановить ООО «Пилигрим» с одновременным прекращением НАО (Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2018 по делу № А40-7592/18-57-39).
II. В течение трех дней с момента принятия решения о преобразовании «Модницам» следует:
— уведомить налоговый орган по местонахождению ООО о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Налоговый орган внесет соответствующую отметку в ЕГРЮЛ;
— раскрыть информацию на федеральном ресурсе – ЕФРСФДЮЛ (ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Если обязанность по размещению информации в ЕФРСФДЮЛ не исполнить, последует административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ.
III. Предоставить в Социальный фонд РФ сведения о каждом работающем лице в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
IV. Внести изменения в решение о выпуске облигаций. В качестве эмитента будет указано возникшее в результате преобразования юридическое лицо (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
V. Зарегистрировать выпуск акций. В этих целях следует:
— утвердить решение о выпуске акций на общем собрании. Форма утверждена Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П;
— оплатить государственную пошлину в размере 35 тыс. рублей (пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— подготовить необходимые документы, перечень которых приведен в Положении Банка России от 19.12.2019 № 706-П;
— представить заявление и документы в Банк России (п. 2 ст. 27.5.-5. закона о рынке ценных бумаг).
ООО вправе представить документы на предварительное рассмотрение. Государственная пошлина составит 160 тыс. рублей (пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
VI. Зарегистрировать возникшее в результате преобразования непубличное акционерное общество «Модницы» в налоговом органе.
Акции «Модниц» будут считаться размещенными на дату госрегистрации возникшего АО.
Сроки реорганизации в форме преобразования
Действующим законодательством не установлены прямо минимальный и максимальные сроки проведения процедуры реорганизации в форме преобразования.
Преобразование считается завершенным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации созданного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
В статье 60.1 ГК РФ закреплено, что такая регистрация допускается не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации. Срок составляет три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры преобразования.
С учетом этого 3 месяца – это минимальный срок. Максимальный срок законодательно не регламентирован.
Регистрация реорганизации в форме преобразования
Как указывалось, компания считается реорганизованной с момента государственной регистрации возникшего в результате преобразования юридического лица. Порядок такой госрегистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
При преобразовании в ЕГРЮЛ вносятся записи о созданной организации, а также о прекращении деятельности ранее действовавшего юридического лица. Созданной организации будет присвоен новый ИНН и ОГРН.
В целях регистрации в налоговый орган следует представить:
— заявление, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@;
— учредительный документ возникшего юридического лица;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. рублей (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ);
— документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера (если в результате преобразования образовано АО);
— документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (если реорганизуемое юридическое лицо является эмитентом).
Что происходит после реорганизации в форме преобразования
С момента государственной регистрации преобразованное юридическое лицо начинает функционировать в новой форме. Вопросы, которые предстоит решить созданной компании по завершении процедуры реорганизации:
1. О переоформлении прав на недвижимое имущество. Для этого в орган регистрации прав следует представить заявления. Размер государственной пошлины за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования составляет 2 тыс. рублей (пп. 27.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
2. О переоформлении лицензии, если деятельность компании подлежит лицензированию.
В одних случаях для этого требуется представить заявление, в иных – сведения обновятся автоматически. Это определяется видом лицензируемой деятельности (ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Ведомство, в которое следует направлять заявление, также зависит от вида деятельности. При оказании услуг связи его следует представить в Роскомнадзор (Приказ ведомства от 25.03.2021 № 35), при производстве спиртосодержащей продукции — в Росалкогольрегулирование (Приказ ведомства от 12.08.2019 № 199), при предоставлении медицинских услуг – в Росздравнадзор (Приказ Минздрава РФ от 13.08.2020 № 844н).
3. О государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и заключении договора с регистратором, если в результате преобразования создано АО. Для этого необходимо:
— составить отчет по форме, предусмотренной Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П. Формируется в трех экземплярах. Подписать должен руководитель возникшего АО или уполномоченное им лицо;
— оплатить государственную пошлину в размере 35 тыс. рублей (пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— подать документы в Банк России по месту регистрации выпуска.
Срок государственной регистрации отчета составляет 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для такой регистрации (п. 9 ст. 25 закона о рынке ценных бумаг).
В результате АО получит уведомление о госрегистрации отчета об итогах выпуска акций и два экземпляра этого отчета с отметками Банка России.
4. О порядке представления бухгалтерской отчетности.
Пункты 42, 43 методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, требуют формировать при реорганизации заключительную и вступительную бухгалтерскую отчетность.
Между тем Минфин выразил позднее иную позицию: ведомство указало, что при преобразовании отсутствует необходимость формирования такой отчетности. Отчетный период не прерывается, то есть длится с 1 января года, в котором произошла реорганизация, по 31 декабря (приложение к письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).
При составлении годовой бухгалтерской отчетности в соответствующих реквизитах будут указаны ИНН, ОГРН возникшего лица, его новая организационно-правовая форма. Для этого в программе «1С» следует внести изменения через функционал корректировки реквизитов.
5. О порядке представления налоговой отчетности.
Подать отчетность за последний налоговый период может как реорганизуемое юридическое лицо, так и компания, возникшая в процессе преобразования.
Реорганизуемое лицо может сдать налоговую отчетность за последний период по месту своего учета, если он успевает это сделать до даты внесения в ЕГРЛ записи о прекращении деятельности. Вывод следует из писем Минфина РФ от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7849, ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@.
Последний период, за который нужно отчитаться, зависит от конкретного налога.
Если компания не успеет сдать налоговую отчетность до снятия с учета в связи с реорганизацией, за нее это должно сделать возникшее в результате преобразования юридическое лицо.
Сроки подачи отчетности за правопредшественника общие, реорганизация их не изменяет (п. 3 ст. 50 НК РФ, п. 1 письма ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@).
Запись в трудовой книжке при реорганизации в форме преобразования
После реорганизации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору. Также требуется внести запись в трудовую книжку. Закон не закрепляет конкретно, как следует изложить текст. Роструд в качестве образца предлагает использовать формулировку, предусмотренную для переименования организации в п. 13 порядка, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н.
В таком случае применительно к ситуации преобразования ООО в АО в трудовую книжку следует внести:
— в графу 3 запись: «Общество с ограниченной ответственностью «Модницы» реорганизовано путем преобразования в акционерное общество «Модницы» с 01.02.2025».
— в графу 4 — дату решения о преобразовании и его номер.
Вы можете оставить первый комментарий