Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Рейдовый осмотр

Над статьей работали:

В данном материале изложен порядок проведения рейдового осмотра в рамках Закона о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 №248-ФЗ. Рассмотрим, как и в какой срок проводится данное контрольно-надзорное мероприятие, а также как оформляют его результаты.

Плановые рейдовые осмотры

Законом о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ с 1 июля 2021 года введен такой вид контрольно-надзорной деятельности, как рейдовый осмотр. Ему посвящена статья 71 указанного закона. Согласно этой норме рейдовые осмотры осуществляются, чтобы оценить соблюдение обязательных требований при использовании или эксплуатации производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют сразу несколько лиц. При этом указанные объекты находятся на территории, где расположено несколько проверяемых лиц.

Данный вид контрольных мероприятий проверяющие проводят не в отношении конкретного физического или юридического лица, а в отношении неограниченного числа проверяемых лиц. Важно, чтобы они владели, пользовались или управляли производственным объектом. В противном случае рейдовый осмотр подменял бы собой выездную проверку.

Как правило, в ходе рейдового осмотра инспекторы проверяют крупные объекты. Это могут быть цеха, парки транспортных средств, особо охраняемые природные территории, охотничьи угодья, лесные участки и так далее.

Такое мероприятие контролирующие структуры могут проводить как единолично, так и совместно с другими ведомствами. Кроме того, они могут привлекать специалистов, экспертов или экспертные организации. Рейдовые осмотры вправе проводить Роспотребнадзор, МЧС, Россельхознадзор, Ространснадзор, ГИТ и другие.

Рейдовые осмотры могут быть плановые или внеплановые. Хотя Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ и не предусматривает такое деление напрямую, но данный вывод можно сделать из Приказа Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151. Он утверждает типовые формы документов, используемых проверяющими органами. Так, при заполнении типовой формы решения о проведении рейдового осмотра (приложение № 5 к приказу) инспектор должен указать, в каком порядке проходит рейдовый осмотр — плановом или внеплановом.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются на основании ежегодных планов проведения проверок, формируемых контрольным органом и подлежащих согласованию с органами прокуратуры (п. 2 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 61 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Отметим, что до 2030 года плановые рейдовые осмотры не проводят, за исключением следующих проверок (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336):

  • компаний, деятельность которых относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • объектов, которые являются опасными производствами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса;
  • по Закону о защите прав юрлиц и ИП от 26.12.2008 № 294-ФЗ без риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 данного закона).

При этом внеплановые рейдовые осмотры в 2023 году проводятся исключительно по ограниченному списку оснований, определенному п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Проведение плановых рейдовых осмотров

Рейдовый осмотр проводится на основании принятого решения проверяющего органа. Типовая форма решения о проведении этого контрольного мероприятия утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151 (приложение № 5).

В решении о проведении рейдового осмотра должно быть указано когда, кем, на основании какой нормы Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и в связи с чем оно принято. Также там должны быть прописаны другие данные, предусмотренные ч. 1 ст. 64 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Этой нормой предусмотрен ряд особенностей для оформления решения о проведении рейдового осмотра. Так, в нем могут быть не указаны (пп. 7, 8, 13 ч. 1 ст. 64 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):

  • адрес места деятельности проверяемого лица или нахождения иных объектов контроля;
  • фамилия, имя, отчество физлица или название компании, ее адрес либо адрес ее филиалов, представительств, обособленных подразделений ответственных за соответствие обязательным требованиям проверяемого объекта;
  • время непосредственного взаимодействия с проверяемым лицом.

В случае несогласия контролируемого лица с принятым проверяющими структурами решением оно может обжаловать документ в течение 30 календарных дней со дня получения информации о его принятии с помощью единого портала «Госуслуги» (ст. 40 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

По общему правилу проведение рейдового осмотра возможно только по согласованию с органами прокуратуры. Но законом предусмотрены исключения из этого правила. Это случаи, установленные пп. 3—6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, когда процедура проводится:

  • по поручению Президента РФ либо Кабмина России;
  • по требованию прокурора;
  • при окончании времени, отведенного для исполнения решения проверяющего ведомства об устранении обнаруженного нарушения обязательных требований — когда невозможно сделать заключение о том, что решение исполнено;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок;
  • при наличии данных о непосредственной угрозе причинения ущерба охраняемым законом ценностям. В этом случае рейдовый осмотр проводят без промедления, в течение 24 часов после получения таких сведений с извещением прокуратуры по месту проверяемого объекта.

В ходе данного мероприятия могут фигурировать все виды контрольных действий, предусмотренные ст. 65 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ:

  • проведение осмотра;
  • осуществление досмотра;
  • опрос граждан;
  • затребование от них письменных объяснений;
  • истребование материалов и документов;
  • отбор проб (образцов) продукции (товаров);
  • инструментальное обследование;
  • осуществление испытания;
  • проведение экспертизы;
  • эксперимент.

При этом отбор проб или образцов в ходе данной процедуры допускается лишь в порядке исключения — при невозможности оценить соблюдение обязательных требований другими способами.

Контролируемое лицо либо лицо, у которого производили отбор проб или образцов изделий либо продукции, вправе потребовать возмещения стоимости утраченного и изъятого в ходе рейдового осмотра. Однако для этого должны выполняться два условия:

  • в ходе процедуры были отобраны пробы или образцы и не было установлено нарушений обязательных требований к безопасности или качеству товаров либо продукции, влекущих риски нанесения вреда охраняемым законом ценностям;
  • продукция либо товары не подлежат возврату из-за потери потребительских свойств или в соответствии с требованиями правил продажи отдельных видов продукции (товаров).

Если рейдовый осмотр имел место при контроле и надзоре за обращением лекарств, медицинских изделий, донорской крови или ее компонентов, а также биомедицинских клеточных продуктов, то права требовать возмещения стоимости утраченного у контролируемого лица не будет (ч.11 ст.71 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Случаи и порядок возмещения стоимости утраченной продукции либо товаров в ходе рейдового осмотра устанавливается российским кабмином.

Рейдовый осмотр отнесен Законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ к «контактным» контрольно-надзорным мероприятиям (ч. 2 ст. 56). При проведении этой процедуры инспекторы вправе взаимодействовать с находящимися на производственных объектах лицами.

Контролируемые лица, владеющие, пользующиеся и управляющие производственными объектами, обязаны давать беспрепятственный доступ контролерам к указанным в решении объектам и во все помещения, за исключением жилых.

Срок рейдового осмотра

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Притом время взаимодействия с одним контролируемым лицом в рамках данной процедуры не должно длится более одного рабочего дня.

Акт рейдового осмотра

Если по итогам рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор составит акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего такие нарушения (ч. 10 ст. 71 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). То есть проверяющим будет составлен отдельный акт рейдового осмотра в отношении каждого контролируемого лица, нарушившего требования.

Типовая форма акта закреплена Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151 (приложение № 12).

После проведения контрольной процедуры сведения об этом проверяющие размещают в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Об этом должен свидетельствовать QR-код в шапке бланка решения о проведении мероприятия.

По итогам рейдового осмотра в акте может быть указан один из двух предусмотренных выводов:

  • инспектором выявлены нарушения обязательных требований, несоблюдение требований разрешительных документов, неисполнение ранее принятого решения контрольного (надзорного) органа;
  • контролируемым лицом устранены нарушения до окончания контрольно-надзорного мероприятия.

К акту прикладывают необходимые бумаги:

  • протоколы и иные документы. В частности, это могут быть: протокол осмотра, протокол испытания, письменные объяснения, экспертное заключение и так далее;
  • заполненные проверочные листы — в случае их использования;
  • документы и иные материалы, доказывающие нарушение обязательных требований.
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь