Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Слабая сторона договора

Над статьей работали:

Понятия слабой стороны договора вы не найдете в Гражданском кодексе или других нормативных актах. Этот термин больше известен теоретикам или судебным практикам. Между тем эта тема настолько важна, что даже Верховный Суд РФ неоднократно высказывал свое мнение по этой проблематике.

Содержание

  1. Сильная и слабая стороны договора
  2. Защита слабой стороны договора
  3. Потребитель — слабая сторона договора

Сильная и слабая стороны договора

Главный принцип гражданских правоотношений – равенство сторон. Предполагается, что, совершая сделки, стороны в равной мере могут влиять на изменение условий договора. На практике это работает не всегда. В любом договоре есть сильная и слабая сторона. В одних сделках это заметно не так, а в других слабость стороны настолько существенна, что требует дополнительной защиты со стороны закона.

Слабой стороной считается участник договора, заранее находящийся в невыгодном положении относительно условий сделки. Пример такого положения — договор присоединения. Договоры такого вида не предполагают изменения его условий присоединяющейся стороной. Они заключаются на условиях «как есть», то есть или соглашайся, или уходи. Конечно,  часть 2 статьи 428 ГК РФ дает право такому участнику требовать изменения или расторжения договора, если он содержит невыгодные для него условия. Но сильные стороны таких договоров настолько не заинтересованы в этом, что им проще потерять клиента, нежели работать с ним на индивидуальных условиях. Договор банковского обслуживания — пример договора присоединения. Маркетплейсы также работают по такой форме договора.

Слабость стороны договора проявляется не только в правовых ограничениях. Такие факторы, как отсутствие специального образования, профессионализма, опыта тоже принимаются во внимание при разрешении судебных споров.

Сильная сторона гражданского договора – это профессиональный участник рынка, как правило, юридическое лицо. Оно имеет в своем штате специалистов, разбирающихся в предмете договора компетентно.

Слабость стороны в договоре может проявляться не только в присоединении. Бывает так, что покупатель или заказчик не могут заключить договор кроме как с одним поставщиком или исполнителем. И тот, в свою очередь, злоупотребляет правом и ставит зависимого от него клиента в невыгодные, несправедливые и обременительные условия. Налицо сделка с неравенством переговорных возможностей.

Защита слабой стороны договора

Для защиты своих интересов и нарушенных прав слабая сторона имеет право обратиться в суд, где нужно потребовать исключить несправедливые условия из договора. Для этого докажите неравномерное распределение прав и обязанностей, экономическую невыгодность, наличие дополнительных расходов, заметное превосходство контрагента и тому подобные. Нормативные акты не содержат какого-либо перечня положений. Поэтому перед обращением в суд рекомендуем внимательно изучить судебную практику. Она поможет выстроить верную позицию.

Основанием для иска могут быть злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), свобода договора (ст. 421 ГК РФ), договор присоединения (ст. 428 ГК РФ). Упоминается и недействительность сделки по мотивам нарушения основ правопорядка и нравственности, но она не получила широкого распространения (ст. 169 ГК РФ).

Прикрываясь положением закона о свободе договора, сильная сторона толкует его слишком широко. Такое расширительное толкование автоматически нарушает права контрагента. Компании свободны в совершении сделок, но документы необходимо составлять с учетом баланса интересов обоих участников.

При разрешении экономических споров суды опираются в том числе на мнение Верховного Суда РФ, выраженное им в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Если суд поймет, что договор составлен с явным преимуществом интересов одной из сторон, то изменит несправедливые положения в пользу слабой стороны или расторгнет его вовсе.

При наличии в договоре условий об ответственности в виде возмещения убытков, штрафов, пени суд может признать эти положения недействительными, если ущерб одного контрагента явно несоразмерен убыткам другого.

Однако нельзя утверждать, что судебный орган всегда удовлетворяет все требования слабой стороны. Стороне могло быть предоставлено право направить возражения потенциальному партнеру, внести правки и замечания в договор, составить протокол разногласий. Исследуя фактические обстоятельства спора, переговоры, наличие иных продавцов (исполнителей) на рынке, в удовлетворении иска может быть отказано. Иными словами, слабая сторона сделки должна продемонстрировать свою борьбу в ходе работы над совершением сделки.

Потребитель — слабая сторона договора

Потребитель — это гражданин, покупающий товар или заказывающий услугу для домашних нужд. Целью приобретения является личное использование продукта, а не его перепродажа. Права потребителя достаточно хорошо защищены Законом РФ от 07.02.1992 № 2033-1 «О защите прав потребителей». Но и судебная практика в основной массе складывается в пользу потребителя. Так, вопрос о взыскании морального вреда почти никогда не обсуждается, только в отношении заявленной суммы. По мнению Верховного Суда, для удовлетворения этого требования потребителя достаточно установить факт нарушения его прав (п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17). То же касается взыскания штрафа. Если требования покупателя не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд в любом случае взыщет штраф 50 процентов от присужденной суммы, даже если гражданин об этом не просил (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20).

Все эти меры направлены на защиту гражданина, как на слабую сторону договора. Суды считают, что потребитель нуждается в дополнительной защите в качестве экономически слабой и зависимой стороны. Покупатель никогда не влияет на условия того же договора купли-продажи, а просто присоединяется к нему. То же можно сказать и о сфере банковских услуг, фитнес-услуг и иных.

Как правило, гражданин лично участвует в судебном споре. Поэтому суды на этом этапе являются контролерами соблюдения прав потребителей. Считается, что от компании выступают профессионалы, специалисты, а покупатель не обладает ни специальными знаниями, ни умениями, в связи с чем и является слабой стороной сделки.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь