Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Согласие ФАС на сделку

Рассмотрим случаи, когда законодательством предусмотрено получение согласия антимонопольного органа на совершение той или иной сделки. Также рассмотрим порядок его получения.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Когда требуется согласие ФАС на сделку
  2. Финансовые критерии для обязательного согласования
  3. Получение согласия на сделку
  4. Последствия несогласования

Когда требуется согласие ФАС на сделку

Законодательством установлены случаи, когда совершение сделки требует предварительного одобрения антимонопольного органа. Это могут быть сделки как с акциями или долями участников, так и с имуществом организаций. При этом речь идет о коммерческих компаниях (ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Так, одобрение ФАС необходимо получить, если (пп. 1 — 9 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ):
1. В результате совершения сделки лицо или группа лиц получает более 25 процентов голосующих акций АО, зарегистрированного на территории России. При этом есть дополнительные условия:
 до совершения такой покупки лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного АО;
 лицо распоряжалось не более чем 25 процентов его голосующих акций (требование не распространяется на учредителей АО при его создании).
Перед заключением сделки необходимо получить согласие антимонопольного органа, если в результате заключения акционерного соглашения лица совместно получают право распоряжаться более чем 25, 50, 75 процентами голосующих акций АО, а также возможность самостоятельно осуществлять права, которые предоставляют эти ценные бумаги. В случае когда такое согласие получено не было, нужно уведомить ФАС о совершении такой сделки уже постфактум (письмо ФАС России от 01.07.2011).
Группой лиц могут признаваться как физические, так и юридические лица при наличии определенных критериев (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

2. В результате заключения сделки лицо или их группа получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале ООО, зарегистрированного на территории РФ. Дополнительные условия следующие:
 ранее лицо (группа лиц) не имело права распоряжаться долями в уставном капитале данного общества;
 право распоряжения было, но менее чем 1/3 долей в уставном капитале ООО (требование не распространяется на учредителей ООО при его создании).

3. После совершения сделки лицо получит право распоряжаться более чем 50 процентами долей ООО. При этом важно, что до момента подписания договора приобретатель уже имел право распоряжаться не менее чем 1/3 долей, но их количество не превышало 50 процентов.

4. После покупки акций лицо получает во владение более 50 процентов голосующих акций российского АО. При этом ранее у него уже было во владении не менее чем 25, но не более 50 процентов таких ценных бумаг.

5. Лицо (группа лиц) в результате совершения сделки получает во владение не менее 2/3 долей ООО. До этого момента у лица уже имелась во владении доля в указанном обществе. Ее размер составляет от половины до 2/3 долей общества.

6. После ее совершения лицо получает в распоряжение более 75 процентов голосующих акций общества. При этом оно уже владеет указанными акциями в размере от 50 до 75 процентов.

7. После заключения договора хозяйствующий субъект (группа лиц) получает в собственность, пользование или во владение основные производственные средства или нематериальные активы другого такого субъекта. При этом балансовая стоимость предмета сделки — свыше 20 процентов от стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца. Исключением является покупка земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства.

8. В результате одной или нескольких сделок лицо (группа лиц) получает права, которые позволят определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

9. Если лицом (группой лиц) будет получено право распоряжаться более чем 50 процентов голосующих акций или долей юридического лица, учрежденного за пределами России. Предметом сделки могут быть и иные права, которые позволят определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

ФАС выдаст предписание, если в результате проведенной им проверки будет выявлена возможность ограничения конкуренции в результате совершения указных выше сделок (ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).

Финансовые критерии для обязательного согласования

Кроме указанных выше, есть финансовые критерии, наличие которых обязывает стороны сделки получить согласие антимонопольного органа на ее совершение. При этом касаются они как цены сделки, так и размера активов и выручки организаций.

Так, компании должны получать предварительное согласие на совершение сделок, если (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ):
• суммарная стоимость активов по последним балансам покупателя акции или доли, права или имущества составляет свыше 7 млрд рублей.

Не нужно учитывать активы продавца для решения вопроса о согласовании сделки с ФАС, если в результате сделки он и его группа лиц утрачивают права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности лицом, являющимся объектом экономической концентрации (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
• суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд рублей;
• цена сделки превышает 7 млрд рублей.

Получение предварительного согласия ФАС не требуется в следующих случаях (ч. 2, 2.1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ):
• сделка совершается между хозяйственным обществом и его учредителем или акционером, имеющими более чем 50 процентов долей или голосующих акций соответственно (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
• когда соблюдены условия, указанные в статье 31 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а именно:
 совершаются внутригрупповые сделки;
 до заключения сделки любое из лиц, входящих в группу, представило в ФАС перечень лиц, входящих в одну группу. При этом должны быть указаны основания, на которых лица составляют одну группу. Такое сообщение должно быть составлено по утвержденной форме и направлено не позднее чем за один месяц до подписания договора;
 указанный перечень на момент осуществления сделки не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган;

• осуществление сделки предусмотрено актами Президента РФ или Правительства РФ;
• сделка совершается в отношении акций (долей) финансовой организации;
• в случае, предусмотренном ч. 2.1 ст. 28 закона о защите конкуренции.

Получение согласия на сделку

Для получения предварительного одобрения сделки от ФАС необходимо подать ходатайство (ч. 2 ст. 32, п. 15 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ):
— в федеральный антимонопольный орган (положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331);
— территориальные органы ФАС (положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15).

Направлять его должно лицо, которое приобретает акции, доли или активы (пп. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Подавать ходатайство можно через представителя (ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Ходатайство оформляется в письменном виде в произвольной форме (п. 3.15 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Направить его можно и в форме электронного документа (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). В этом случае необходимо соблюдать требования к порядку и форме подачи электронного документа (Приказ ФАС России от 28.07.2016 № 1081/16).

Если существует несколько оснований для получения согласия от антимонопольного органа, то заявитель может подать одно ходатайство, указав в нем все основания (ч. 8 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Перечень документов, которые нужно приложить при подаче ходатайства, достаточно обширный. Ознакомиться с ним можно в части 5 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и в приложении № 4 к административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294.

В информации ФАС России от 19.06.2012 «О документах, более не требуемых от заявителя, в рамках осуществления десяти государственных функций ФАС России» приведен перечень данных, которые заявитель вправе не предоставлять в ФАС при обращении. Такие документы будут получены в результате межведомственного обмена информацией (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Также при подаче пакета документов необходимо приложить квитанцию об оплате государственной пошлины (ч. 4.1, п. 20 ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, п. 3.15 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Размер пошлины составит 400 тыс. рублей (пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Реквизиты для ее перечисления можно найти в приложении № 1 к административному регламенту (п. 3.15 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Кроме квитанции, подтвердить оплату пошлины можно с помощью информации, которая содержится в ГИС ГМП (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В этом случае иные подтверждения проведения платежа не потребуются.

Необходимо также составить опись всех подаваемых документов (п. 3.17 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Документы и сведения должны быть представлены в ФАС на бумажном носителе или в электронном виде (п. 3.15 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Требования, которые предъявляются к подаваемым в ФАС сведениям и документам, установлены в пп. 3.16 — 3.20, 3.23, 3.24 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294.

Для определения конкретного подразделения ФАС, в который необходимо подать сведения, необходимо руководствоваться правилами, установленными пп. 3.5-3.12 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294.

Кроме того, ФАС рассматривает ходатайства, если участником сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в перечень стратегических предприятий (п. 1 письма ФАС РФ № ИА/35409).

В течение 7 дней после подачи документов (пп. 3.13, 3.14 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294):
— ФАС России может передать ходатайство для рассмотрения в соответствующий территориальный орган, уведомив об этом заявителя;
— территориальный орган может по согласованию с ФАС России передать ходатайство для рассмотрения в соответствующий территориальный орган или в ФАС России, уведомив об этом заявителя, либо принять его к рассмотрению.

ФАС в случае необходимости может запросить у территориального органа ходатайство для своего рассмотрения (п. 3.14 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Предусмотрены следующие способы подачи документов (п. 3.21 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294):
— при личной явке;
— доставка курьером под расписку;
— направление заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ходатайство считается представленным со дня представления (п. 3.22 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294):
— в антимонопольный орган с полным пакетом документов;
— заявителем информацию о причинах, по которым необходимые документы не могут быть предоставлены.

Установлен 30-дневный срок для рассмотрения ходатайства и направления ответа заявителю (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, п. 3.28 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Отсчет указанного срока начинается со следующего дня после его получения при условии представления вместе с ходатайством всех необходимых документов (п. 3.29 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

В ходе рассмотрения ходатайства ФАС может совершать следующие действия:
• назначить экспертизу. На время ее проведения срок рассмотрения ходатайства будет приостановлен. Заявитель вправе заявить отвод эксперту, если есть обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности (ч. 1, 2, 7 ст. 9.2, ч. 3.2 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
• запрашивать у государственных органов необходимые документы и сведения (ч. 11 ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

В результате рассмотрения ходатайства может быть принято одно из следующих решений (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, п. 3.35 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294):
• об удовлетворении ходатайства;
• об удовлетворении ходатайства и об одновременной выдаче покупателю и (или) продавцу предписания в случае, когда это предписано законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 23, п. 4 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
• о продлении срока рассмотрения ходатайства.

Решение антимонопольного органа должно быть направлено заявителю на бумажном носителе заказным письмом. Также по письменному заявлению оно может быть вручено заявителю лично (п. 3.36 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).

Копия решения должна быть направлена ФАС России в течение 3 дней в территориальный орган по местонахождению хозяйствующего субъекта, имущество которого либо права по отношению к которому являются предметом сделки (п. 3.38 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294).
Если по истечении года с момента принятия решения ФАС одобренная сделка не была совершена, то одобрение теряет свою силу (ч. 8 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Последствия несогласования

Совершение сделки без предварительного одобрения ФАС делает ее оспоримой. Кроме этого, по иску сторон или заинтересованного лица она может быть признана недействительной. При этом должно быть доказано, что другая сторона сделки на момент ее совершения знала или должна была знать об отсутствии необходимого согласия (п. 2 ст. 166, абз. 1 п. 1, п. 2 ст. 173.1 ГК РФ).

Сделки, совершенные без одобрения, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 173.1 ГК РФ лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее на основании, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия.

Помимо указанных выше последствий, заключение сделки в нарушение требования закона о ее одобрении ФАС может повлечь привлечение к административной ответственности.

Также ответственность предусмотрена и за указание в ходатайстве недостоверных сведений, а равно за нарушение порядка и сроков подачи ходатайств. Предусмотрены следующие санкции за указанные деяния (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ):

— штраф для граждан — в размере от 1 500 до 2 500 рублей;

— для должностных лиц штраф составит от 15 до 20 тыс. рублей;

— для юридических лиц сумма составит от 300 до 500 тыс. рублей.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь