Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Социальный заказ

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Институт соцзаказа появился в российском законодательстве сравнительно недавно. С этого времени он стал не только новым подходом властей к оказанию социальных услуг, но и источником дохода для субъектов МСП и НКО. С его помощью бюджет оказывает поддержку бизнесу, а населению помогает получать более качественное обслуживание.
Содержание

  1. Цель социального заказа
  2. Система социального заказа
  3. Условия социального заказа
  4. Реализация социального заказа
  5. Социальный образовательный заказ

Цель социального заказа

Социальный заказ — это механизм сотрудничества государства с частными партнерами в целях решения общественно значимых вопросов.

Правовые основы его проведения установлены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее — закон № 189-ФЗ).

Речь прежде всего идет о решении задач в сферах, которые имеют приоритетное значение для общества и населения — образования, здравоохранения, соцзащиты, занятости населения, физической культуры и спорта, туризма.

При этом из сферы действия данного закона исключено предоставление услуг в рамках системы ОМС и ряда иного обеспечения в сфере охраны здоровья.

С принятием этого документа в законодательстве появился принципиально новый инструмент качественного соцобслуживания населения — путем внедрения конкурентных способов оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Для этого закон № 189-ФЗ предусматривает необходимость проведения конкурса для отбора исполнителей на электронных площадках.

В данном случае в работу этого механизма, по сути, внедрена концепция закупок для госнужд, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ).

Однако между ними есть одно принципиальное отличие.

Закупки в соцсфере осуществляются по заказу государственного или муниципального учреждения в интересах потребителей. То есть круг участников такого взаимодействия шире, чем в рамках закупок для госнужд, поскольку включает не только заказчиков и исполнителей, но и потребителей, в чьих интересах государство формирует заказ на льготное облуживание.

В рамках же закона № 44-ФЗ отбор исполнителей производится в целях поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг в интересах заказчиков.

С помощью нового механизма соцобеспечения населения власти решают следующие задачи:

а) улучшают качество предоставляемых государственных услуг;
б) расширяют круг граждан, получающих доступ к обслуживанию;
в) увеличивают количество потребителей, которые удовлетворены результатом соцобеспечения;
г) усиливают конкуренцию при оборе исполнителей;
д) внедряют единый подход к финансированию государственных и негосударственных исполнителей услуг;
е) разграничивают ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание соцуслуг.

Новеллой закона № 189-ФЗ стало положение об использовании конкурентных способов поиска исполнителей с последующим заключением соглашения с отобранными претендентами и передачей бюджетных средств в форме субсидий в целях финансового возмещения их расходов по льготному соцобслуживанию.

Система социального заказа

В систему выполнения зданий социального обслуживания населения включены:

1. Уполномоченный орган федерального, регионального или местного уровня. Он отвечает:

а) за утверждение задания;
б) обеспечение в его рамках предоставления госуслуг потребителям в соответствии с показателями, характеризующими качество их оказания и объем.

Региональные власти формируют регистр услуг, которые можно оказывать в рамках соцзаказа. После этого орган местного самоуправления (МСУ) принимает решение об организации предоставления соцобеспечения.

При этом местная администрация отвечает за необходимую правовую базу, которая утверждает муниципальные правовые акты, в том числе:

а) перечень показателей качества предоставляемых госуслуг;
б) порядок проведения конкурса;
в) порядок формирования сертификата на соцобслуживание;
г) перечень показателей, характеризующих качество предоставления льготного обеспечения;
д) типовые документы — соглашения об оказании муниципальных услуг, заключаемые по результатам конкурса, о финансовом возмещении расходов по соцобслуживанию, договора с исполнителями.

2. Классификатор услуг, оказываемых в рамках госзаказа по одному из следующих направлений:
а) санаторно-курортное лечение;
б) на предоставление паллиативной медпомощи;
в) создание благоприятных условий для развития туризма;
г) физкультура и спорт;
д) помощь в трудоустройстве населения;
е) соцобслуживание.

Одним из региональных направлений обеспечения потребностей населения является служба такси.
В рамках сервиса можно заказать машину по льготному тарифу.

В Москве такие возможности предоставлены:

а) инвалидам I группы, II и III групп с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, II группы по зрению, любой группы старше 80 лет;
б) детям-инвалидам, ветеранам ВОВ;
в) лицам с инвалидностью, находящимся на попечении «Московского дома ветеранов, пенсионеров войн и вооруженных сил»;
г) членам многодетных семей, если семья проживает в малоэтажном жилищном фонде города Москвы, а жилплощадь получила на условиях безвозмездного пользования.

Вместе с пассажиром разрешен проезд до двух сопровождающих лиц.

Перед тем как заказать льготную поездку в первый раз, нужно зарегистрироваться в реестре получателей услуги «социальное такси». Сделать это можно онлайн на портале mos.ru.

3. Исполнители заказа. Частные юрлица и ИП, физические лица могут участвовать в конкурсах наравне с государственными и муниципальными учреждениями. При этом в поиске компаний, оказывающих льготное обслуживание по социальному сертификату, органы МСУ не участвуют. Они отвечают только за формирование реестра таких исполнителей.

Закон № 189-ФЗ предъявляет ряд требований к участникам конкурса. К примеру, претендент не может находиться в процессе ликвидации или банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена. У него не должно быть недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Судимость, привлечение к административной ответственности, конфликт интересов, регистрация в офшоре также препятствуют участию в конкурсе.

4. Потребители — граждане, которые имеют право на обслуживание на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральными законами, за частичную плату.

5. Социальный заказ — документ, в котором орган местного самоуправления устанавливает:

а) качественные показатели предоставляемого обслуживания;
б) объем услуг в количественном выражении;
в) категории потребителей;
г) способ определения исполнителей, оказывающих льготные услуги в социальной сфере.

Сформированный соцзаказ утверждается до начала очередного финансового года.

С победителем конкурса муниципалитет заключит соглашение о предоставлении льготного обслуживания.

Если по результатам отбора исполнителем становится государственное или муниципальное учреждение, орган МСУ заключает с ним также соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

В случае если исполнителей услуги отбирают потребители, орган МСУ оформляет на них свидетельства и выдает получателям.

В нем, как правило, указываются объемы:

а) предоставляемой муниципальной услуги в количественном обозначении;
б) финансового возмещения затрат, связанных с обслуживанием, то есть стоимость.

Если на практике услуга оказывается дороже, потребитель сможет ее получить, но доплатит разницу из собственных средств.

Орган МСУ может передать вопросы предоставления соцсертификатов населению в МФЦ. В таком случае он должен заключить с МФЦ соответствующее соглашение.

Условия социального заказа

Условия реализации соцзаказа могут варьироваться в зависимости от нормативной базы конкретного региона. Однако в общем случае они включают следующие элементы:

а) определение потребностей населения. Необходимость в социальном обслуживании должно быть обоснована;
б) установление процедуры отбора исполнителя;
в) параметры оценки — установление четких критериев для оценки предложений, таких как качество, опыт организации, стоимость;
г) определение источников финансирования и условий оплаты за предоставленные услуги;
е) сроки исполнения заказа;
ж) оценка результатов;
д) контроль и отчетность.

Если в уполномоченный орган поступит обращение потребителя на предмет соответствия оказанных услуг показателям и объему, он осуществит проверку поступившего обращения. По его итогам оформляется заключение, включаемое в реестр соглашений о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета.

Исполнителя ненадлежащего соцобслуживания включат в реестр недобросовестных компаний, если в отношении него было вынесено более трех заключений.

Реализация социального заказа

Для реализации госзаказа уполномоченный орган вправе использовать следующие способы определения исполнителя бюджетного обслуживания в соцсфере:

1) неконкурентный способ — предоставление услуг подведомственными государственными или муниципальными учреждениями на основании соответствующего задания. Он обязателен для формирования задания казенным учреждениям, участвующим в исполнении заказа. При этом ужесточается контроль за установлением и соблюдением единых нормативов финансового обеспечения деятельности исполнителей;

2) конкурентные способы.
В последнем случае:
а) организуется конкурс на заключение соглашения о соцобеспечении. Конкурс предусматривает распределение объема услуги. Он может быть проведен между государственными и негосударственными организациями или только между негосударственными организациями;
б) выбор исполнителя госзадания происходит непосредственно гражданином — получателем удостоверения на льготное обслуживание. В этом случае используется реестр, сформированный уполномоченном органом. В этот перечень могут попасть не только государственные и муниципальные учреждения, но и частные организации, ИП. Такая возможность должна быть предусмотрена соответствующим НПА.

Решение о выборе способа размещения задания на реализацию госзаказа каждый уполномоченный орган принимает самостоятельно.

Исходя из способов исполнения госзаказа, закон № 189-ФЗ определяет и формы оформления правоотношений участников. К ним относятся соглашения:

а) о финансовом возмещении расходов, связанных с предоставлением обслуживания;
б) об оказании госуслуг в соцсфере по итогам конкурса;
в) о предоставлении субсидии на финансирование выполнения госзадания в зависимости от категории исполнителей и способов их отбора.

Социальный образовательный заказ

В РФ в формате апробации была внедрена и реализована модель персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Она предусматривала выдачу именного документа, которым удостоверялось право родителей ребенка от 5 до 17 лет на оплату учебы в порядке и на условиях, установленных в регионе.

В настоящее время сертификаты ПФДО преобразованы в социальные сертификаты.
Новое соцудостоверение предоставляет возможность:

а) выбора современных развивающих курсов по наиболее востребованным направлениям;
б) обучения по интересующему направлению для ребенка в любом образовательном учреждении;
в) гарантии оплаты государством выбранной родителем услуги.

На практике оно представляет собой именную электронную запись, которой присвоен реестровый номер.

Полученное разрешение нельзя использовать для обучения в детских школах искусств или музыкальных школах, так как они не реализуют свои программы в рамках соцзаказа и по окончании обучения выдают документ гособразца. Нельзя также оплачивать соцудостоверением и спортивные школы, поскольку речь в данном случае идет о профессиональном спорте.

В основе использования нового вида разрешения лежат те же принципы, что и у удостоверения ПФДО.

Главное его отличие для детей и родителей в том, что новый документ имеет номинал, выраженный не в денежном эквиваленте, как раньше, а в часах недельной нагрузки по программам дополнительного образования.

Он дает право на получение конкретного объема занятий. Потребителю останется только выбрать интересующее направление, а все взаиморасчеты будут вестись уже между организатором и государством.

Номинал свидетельства действителен в течение календарного года и обновляется ежегодно 1 января. При этом если ребенок записан на многолетнюю программу, то у него возникает преимущественное право на продолжение учебы в новом календарном году.

Для посещения большинства кружков и секций указанного номинала, как правило, достаточно.

В редких случаях при выборе кружка доплата со стороны родителей может потребоваться:

а) если ранее номинал уже был частично использован, а его остатка не хватает на оплату выбранного сертифицированного курса. Тогда возможна оплата за счет государства, а в недостающей части — за счет собственных средств;
б) при выборе интенсивного направления, недельная нагрузка в часах по которой превышает баланс;
в) если выбрана дорогостоящая программа, стоимость одного часа которой превышает установленные муниципалитетом нормативные затраты.

Перевод часов в денежный эквивалент осуществляется автоматически на этапе подачи заявки на обучение в соответствии с установленными муниципалитетом нормативными затратами.

Чтобы ребенку выдали разрешение на оплату, нужно подать заявление. Это можно сделать двумя способами:

а) с помощью навигатора в мире дополнительного обучения;
б) через госуслуги.

Сертификат при этом создастся автоматически при записи ребенка на образовательную программу.
Для его оформления на портале нужно:

а) перейти к услуге. Для этого нужна подтвержденная учетная запись;
б) выбрать кружок, в описании которого указано: «Возможна оплата сертификатом», а в способе оплаты отметить такую опцию;
в) указать сведения о ребенке. Они заполнятся автоматически, если информация о детях сохранена в личном кабинете;
г) дождаться выпуска разрешения на оплату за счет государства;
д) проверить данные в сформированном обращении;
е) отправить заявление и дождаться зачисления в кружок.

Заявление должны рассмотреть в течение 7 рабочих дней. В случае если есть вступительные испытания, срок зачисления может увеличиться до 45 рабочих дней.

Уведомление о зачислении придет в ЛК в госуслугах.

Разрешение на оплату допобучения для каждого ребенка выпускают один раз, а затем только пополняют. Его баланс может быть выражен в деньгах или часовой нагрузке. Это зависит от региона и муниципалитета.

Количество средств, на которые государство пополняет сертификат ежегодно, различается. В одном муниципалитете это может быть 30 часов в год или 2 часа в неделю, в другом — 40 часов в год или 5 часов в неделю.

Узнать номер и баланс удостоверения на учебу можно на госуслугах либо через региональный «Навигатор в мире дополнительного образования».

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь