Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Александр Чепенко
Институт соцзаказа появился в российском законодательстве сравнительно недавно. С этого времени он стал не только новым подходом властей к оказанию социальных услуг, но и источником дохода для субъектов МСП и НКО. С его помощью бюджет оказывает поддержку бизнесу, а населению помогает получать более качественное обслуживание.
Содержание
- Цель социального заказа
- Система социального заказа
- Условия социального заказа
- Реализация социального заказа
- Социальный образовательный заказ
Цель социального заказа
Социальный заказ — это механизм сотрудничества государства с частными партнерами в целях решения общественно значимых вопросов.
Правовые основы его проведения установлены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее — закон № 189-ФЗ).
Речь прежде всего идет о решении задач в сферах, которые имеют приоритетное значение для общества и населения — образования, здравоохранения, соцзащиты, занятости населения, физической культуры и спорта, туризма.
При этом из сферы действия данного закона исключено предоставление услуг в рамках системы ОМС и ряда иного обеспечения в сфере охраны здоровья.
С принятием этого документа в законодательстве появился принципиально новый инструмент качественного соцобслуживания населения — путем внедрения конкурентных способов оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
Для этого закон № 189-ФЗ предусматривает необходимость проведения конкурса для отбора исполнителей на электронных площадках.
В данном случае в работу этого механизма, по сути, внедрена концепция закупок для госнужд, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ).
Однако между ними есть одно принципиальное отличие.
Закупки в соцсфере осуществляются по заказу государственного или муниципального учреждения в интересах потребителей. То есть круг участников такого взаимодействия шире, чем в рамках закупок для госнужд, поскольку включает не только заказчиков и исполнителей, но и потребителей, в чьих интересах государство формирует заказ на льготное облуживание.
В рамках же закона № 44-ФЗ отбор исполнителей производится в целях поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг в интересах заказчиков.
С помощью нового механизма соцобеспечения населения власти решают следующие задачи:
а) улучшают качество предоставляемых государственных услуг;
б) расширяют круг граждан, получающих доступ к обслуживанию;
в) увеличивают количество потребителей, которые удовлетворены результатом соцобеспечения;
г) усиливают конкуренцию при оборе исполнителей;
д) внедряют единый подход к финансированию государственных и негосударственных исполнителей услуг;
е) разграничивают ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание соцуслуг.
Новеллой закона № 189-ФЗ стало положение об использовании конкурентных способов поиска исполнителей с последующим заключением соглашения с отобранными претендентами и передачей бюджетных средств в форме субсидий в целях финансового возмещения их расходов по льготному соцобслуживанию.
Система социального заказа
В систему выполнения зданий социального обслуживания населения включены:
1. Уполномоченный орган федерального, регионального или местного уровня. Он отвечает:
а) за утверждение задания;
б) обеспечение в его рамках предоставления госуслуг потребителям в соответствии с показателями, характеризующими качество их оказания и объем.
Региональные власти формируют регистр услуг, которые можно оказывать в рамках соцзаказа. После этого орган местного самоуправления (МСУ) принимает решение об организации предоставления соцобеспечения.
При этом местная администрация отвечает за необходимую правовую базу, которая утверждает муниципальные правовые акты, в том числе:
а) перечень показателей качества предоставляемых госуслуг;
б) порядок проведения конкурса;
в) порядок формирования сертификата на соцобслуживание;
г) перечень показателей, характеризующих качество предоставления льготного обеспечения;
д) типовые документы — соглашения об оказании муниципальных услуг, заключаемые по результатам конкурса, о финансовом возмещении расходов по соцобслуживанию, договора с исполнителями.
2. Классификатор услуг, оказываемых в рамках госзаказа по одному из следующих направлений:
а) санаторно-курортное лечение;
б) на предоставление паллиативной медпомощи;
в) создание благоприятных условий для развития туризма;
г) физкультура и спорт;
д) помощь в трудоустройстве населения;
е) соцобслуживание.
Одним из региональных направлений обеспечения потребностей населения является служба такси.
В рамках сервиса можно заказать машину по льготному тарифу.
В Москве такие возможности предоставлены:
а) инвалидам I группы, II и III групп с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, II группы по зрению, любой группы старше 80 лет;
б) детям-инвалидам, ветеранам ВОВ;
в) лицам с инвалидностью, находящимся на попечении «Московского дома ветеранов, пенсионеров войн и вооруженных сил»;
г) членам многодетных семей, если семья проживает в малоэтажном жилищном фонде города Москвы, а жилплощадь получила на условиях безвозмездного пользования.
Вместе с пассажиром разрешен проезд до двух сопровождающих лиц.
Перед тем как заказать льготную поездку в первый раз, нужно зарегистрироваться в реестре получателей услуги «социальное такси». Сделать это можно онлайн на портале mos.ru.
3. Исполнители заказа. Частные юрлица и ИП, физические лица могут участвовать в конкурсах наравне с государственными и муниципальными учреждениями. При этом в поиске компаний, оказывающих льготное обслуживание по социальному сертификату, органы МСУ не участвуют. Они отвечают только за формирование реестра таких исполнителей.
Закон № 189-ФЗ предъявляет ряд требований к участникам конкурса. К примеру, претендент не может находиться в процессе ликвидации или банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена. У него не должно быть недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Судимость, привлечение к административной ответственности, конфликт интересов, регистрация в офшоре также препятствуют участию в конкурсе.
4. Потребители — граждане, которые имеют право на обслуживание на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральными законами, за частичную плату.
5. Социальный заказ — документ, в котором орган местного самоуправления устанавливает:
а) качественные показатели предоставляемого обслуживания;
б) объем услуг в количественном выражении;
в) категории потребителей;
г) способ определения исполнителей, оказывающих льготные услуги в социальной сфере.
Сформированный соцзаказ утверждается до начала очередного финансового года.
С победителем конкурса муниципалитет заключит соглашение о предоставлении льготного обслуживания.
Если по результатам отбора исполнителем становится государственное или муниципальное учреждение, орган МСУ заключает с ним также соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.
В случае если исполнителей услуги отбирают потребители, орган МСУ оформляет на них свидетельства и выдает получателям.
В нем, как правило, указываются объемы:
а) предоставляемой муниципальной услуги в количественном обозначении;
б) финансового возмещения затрат, связанных с обслуживанием, то есть стоимость.
Если на практике услуга оказывается дороже, потребитель сможет ее получить, но доплатит разницу из собственных средств.
Орган МСУ может передать вопросы предоставления соцсертификатов населению в МФЦ. В таком случае он должен заключить с МФЦ соответствующее соглашение.
Условия социального заказа
Условия реализации соцзаказа могут варьироваться в зависимости от нормативной базы конкретного региона. Однако в общем случае они включают следующие элементы:
а) определение потребностей населения. Необходимость в социальном обслуживании должно быть обоснована;
б) установление процедуры отбора исполнителя;
в) параметры оценки — установление четких критериев для оценки предложений, таких как качество, опыт организации, стоимость;
г) определение источников финансирования и условий оплаты за предоставленные услуги;
е) сроки исполнения заказа;
ж) оценка результатов;
д) контроль и отчетность.
Если в уполномоченный орган поступит обращение потребителя на предмет соответствия оказанных услуг показателям и объему, он осуществит проверку поступившего обращения. По его итогам оформляется заключение, включаемое в реестр соглашений о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета.
Исполнителя ненадлежащего соцобслуживания включат в реестр недобросовестных компаний, если в отношении него было вынесено более трех заключений.
Реализация социального заказа
Для реализации госзаказа уполномоченный орган вправе использовать следующие способы определения исполнителя бюджетного обслуживания в соцсфере:
1) неконкурентный способ — предоставление услуг подведомственными государственными или муниципальными учреждениями на основании соответствующего задания. Он обязателен для формирования задания казенным учреждениям, участвующим в исполнении заказа. При этом ужесточается контроль за установлением и соблюдением единых нормативов финансового обеспечения деятельности исполнителей;
2) конкурентные способы.
В последнем случае:
а) организуется конкурс на заключение соглашения о соцобеспечении. Конкурс предусматривает распределение объема услуги. Он может быть проведен между государственными и негосударственными организациями или только между негосударственными организациями;
б) выбор исполнителя госзадания происходит непосредственно гражданином — получателем удостоверения на льготное обслуживание. В этом случае используется реестр, сформированный уполномоченном органом. В этот перечень могут попасть не только государственные и муниципальные учреждения, но и частные организации, ИП. Такая возможность должна быть предусмотрена соответствующим НПА.
Решение о выборе способа размещения задания на реализацию госзаказа каждый уполномоченный орган принимает самостоятельно.
Исходя из способов исполнения госзаказа, закон № 189-ФЗ определяет и формы оформления правоотношений участников. К ним относятся соглашения:
а) о финансовом возмещении расходов, связанных с предоставлением обслуживания;
б) об оказании госуслуг в соцсфере по итогам конкурса;
в) о предоставлении субсидии на финансирование выполнения госзадания в зависимости от категории исполнителей и способов их отбора.
Социальный образовательный заказ
В РФ в формате апробации была внедрена и реализована модель персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Она предусматривала выдачу именного документа, которым удостоверялось право родителей ребенка от 5 до 17 лет на оплату учебы в порядке и на условиях, установленных в регионе.
В настоящее время сертификаты ПФДО преобразованы в социальные сертификаты.
Новое соцудостоверение предоставляет возможность:
а) выбора современных развивающих курсов по наиболее востребованным направлениям;
б) обучения по интересующему направлению для ребенка в любом образовательном учреждении;
в) гарантии оплаты государством выбранной родителем услуги.
На практике оно представляет собой именную электронную запись, которой присвоен реестровый номер.
Полученное разрешение нельзя использовать для обучения в детских школах искусств или музыкальных школах, так как они не реализуют свои программы в рамках соцзаказа и по окончании обучения выдают документ гособразца. Нельзя также оплачивать соцудостоверением и спортивные школы, поскольку речь в данном случае идет о профессиональном спорте.
В основе использования нового вида разрешения лежат те же принципы, что и у удостоверения ПФДО.
Главное его отличие для детей и родителей в том, что новый документ имеет номинал, выраженный не в денежном эквиваленте, как раньше, а в часах недельной нагрузки по программам дополнительного образования.
Он дает право на получение конкретного объема занятий. Потребителю останется только выбрать интересующее направление, а все взаиморасчеты будут вестись уже между организатором и государством.
Номинал свидетельства действителен в течение календарного года и обновляется ежегодно 1 января. При этом если ребенок записан на многолетнюю программу, то у него возникает преимущественное право на продолжение учебы в новом календарном году.
Для посещения большинства кружков и секций указанного номинала, как правило, достаточно.
В редких случаях при выборе кружка доплата со стороны родителей может потребоваться:
а) если ранее номинал уже был частично использован, а его остатка не хватает на оплату выбранного сертифицированного курса. Тогда возможна оплата за счет государства, а в недостающей части — за счет собственных средств;
б) при выборе интенсивного направления, недельная нагрузка в часах по которой превышает баланс;
в) если выбрана дорогостоящая программа, стоимость одного часа которой превышает установленные муниципалитетом нормативные затраты.
Перевод часов в денежный эквивалент осуществляется автоматически на этапе подачи заявки на обучение в соответствии с установленными муниципалитетом нормативными затратами.
Чтобы ребенку выдали разрешение на оплату, нужно подать заявление. Это можно сделать двумя способами:
а) с помощью навигатора в мире дополнительного обучения;
б) через госуслуги.
Сертификат при этом создастся автоматически при записи ребенка на образовательную программу.
Для его оформления на портале нужно:
а) перейти к услуге. Для этого нужна подтвержденная учетная запись;
б) выбрать кружок, в описании которого указано: «Возможна оплата сертификатом», а в способе оплаты отметить такую опцию;
в) указать сведения о ребенке. Они заполнятся автоматически, если информация о детях сохранена в личном кабинете;
г) дождаться выпуска разрешения на оплату за счет государства;
д) проверить данные в сформированном обращении;
е) отправить заявление и дождаться зачисления в кружок.
Заявление должны рассмотреть в течение 7 рабочих дней. В случае если есть вступительные испытания, срок зачисления может увеличиться до 45 рабочих дней.
Уведомление о зачислении придет в ЛК в госуслугах.
Разрешение на оплату допобучения для каждого ребенка выпускают один раз, а затем только пополняют. Его баланс может быть выражен в деньгах или часовой нагрузке. Это зависит от региона и муниципалитета.
Количество средств, на которые государство пополняет сертификат ежегодно, различается. В одном муниципалитете это может быть 30 часов в год или 2 часа в неделю, в другом — 40 часов в год или 5 часов в неделю.
Узнать номер и баланс удостоверения на учебу можно на госуслугах либо через региональный «Навигатор в мире дополнительного образования».
Вы можете оставить первый комментарий