В статье разберем, что такое трансфертное ценообразование и для чего его используют. Также разъясним, как ФНС контролирует сделки с трансфертными ценами.
Над статьей работали:
Автор: Елена Ошмарина; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Трансфертное ценообразование простыми словами
- Цель трансфертного ценообразования
- Методы трансфертного ценообразования
- Контроль трансфертного ценообразования
Трансфертное ценообразование простыми словами
В трансфертном ценообразовании участвуют взаимозависимые лица. Для заключения сделок между собой они устанавливают специальные цены на товары, работы или услуги, которые отличаются от рыночных. К такому приему прибегают не только группы компаний, но и небольшие ИП. За счет трансфертных цен участники сделки снижают налоговую нагрузку и перераспределяют прибыль.
Взаимозависимыми могут быть признаны компании, индивидуальные предприниматели, а также физические лица без статуса ИП. По каким именно признакам ФНС может установить взаимозависимость, изложено в ст. 105.1 НК РФ. Налоговики признают взаимозависимость:
- если юридическое или физическое лицо владеет долей в уставном капитале организации, которая составляет от 25 процентов и дает право голосовать;
- юрлица и физлица участвуют на 50 и более процентов в других компаниях;
- группой компаний управляет один человек;
- правовой статус юрлица или полномочия физлица позволяют руководить другой компанией;
- физлица являются родственниками (допустим, братом с сестрой, супругами, родителями и прочее).
Цель трансфертного ценообразования
Применение трансфертных цен позволяет уменьшить налоговую нагрузку. Чтобы добиться этого, часть прибыли переводится на бизнес, который пользуется налоговыми льготами или зарегистрирован в государстве с более лояльным налогообложением.
Также трансфертная цена позволяет участникам сделки вывести определенную сумму из бизнеса. Ее переводят на компанию, работающую в стране, которая не устанавливает ограничений на вывод капитала.
Еще одна цель использования трансфертных цен может заключаться в увеличении доли на рынке. Снижая стоимость товаров, работ или услуг, компания получает дополнительное ценовое преимущество, что в дальнейшем будет способствовать увеличению прибыли.
Сделки, которые заключаются между взаимозависимыми лицами, налоговики отслеживают и проверяют. По результатам проверки ФНС может скорректировать налоговую базу и доначислить такие налоги (п. 4, 5 ст. 105.3 НК РФ):
- НДФЛ,
- налог на прибыль,
- НДС,
- НДПИ,
- налог на дополнительные доходы от добычи углеводородного сырья.
Определяют контролируемые сделки по суммовым и иным дополнительным критериям, приведенным в пэ 1, 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ, например:
- Сделка будет признана контролируемой даже в том случае, если к ней привлечена третья сторона, которая отвечает лишь за организацию продажи (перепродажи) между взаимозависимыми участниками. При этом данная сторона не несет никаких рисков и не вкладывает свои активы в проведение сделки.
- Подлежит контролю сделка с компанией, физлицом или иностранной структурой без образования юрлица, которые зарегистрированы в офшорной зоне или на территории с льготным режимом налогообложения.
- Контролю подлежат внешнеторговые сделки, предметом которых стали нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни.
- Контролируемыми признают сделки, заключенные между российскими компаниями, которые уплачивают налог на прибыль организаций по разным ставкам с прибыли, полученной от сделки.
- Проверить могут сделку, участниками которой выступают плательщики единого сельхозналога и иной системы налогообложения.
- Основанием для проверки станет освобождение одного из участников сделки от обязательств по уплате налога на прибыль.
- Сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признают контролируемыми, если доход от них за календарный год превысит 120 млн рублей. Допустим, такие сделки заключаются между взаимозависимыми компаниями или ИП с участием третьих лиц.
- Сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, признают контролируемыми, если доход от них за календарный год превысит 1 млрд рублей. Речь идет о компаниях и ИП, зарегистрированных на территории РФ.
Также есть перечень сделок, которые налоговики ни при каких обстоятельствах не признают контролируемыми. Он приведен в пункте 4 статьи 105.14 НК РФ, к примеру:
- Сделка заключена между членами консолидированной группы налогоплательщиков.
- В сделке участвуют компании и ИП, зарегистрированные в одном регионе, у которых нет обособленных подразделений, обязанностей по уплате налога на прибыль в бюджет других регионов, а также убытков. Кроме того, важно отсутствие признаков контролируемых сделок, представленных в пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
- Предоставление межбанковских кредитов на срок до 7 дней включительно;
- Сделки военно-технического характера, которые заключаются между российской и иностранной компанией.
- Сделки между российскими компаниями (кроме банков) по предоставлению поручительства или гарантии.
- Предоставление беспроцентных займов с участием взаимозависимых российских компаний или ИП, которые и становятся выгодоприобретателями.
Чтобы не возникло проблем с налоговой после признания контролируемой сделки, достаточно правильно выбрать метод определения ее цены.
Методы трансфертного ценообразования
Методы, которыми можно проверить цену сделки, закреплены п. 1 ст. 105.7 НК РФ:
- Метод сопоставимых рыночных цен, который получил наибольшее распространение. По нему трансфертные цены устанавливаются с учетом рыночных показателей. За основу можно взять торговые операции с аналогичными товарами или собственные сделки, которые заключались с независимым контрагентом. Метод актуален, если информация о рыночных ценах имеется в открытом доступе (различные сайты, биржевые котировки).
- Метод цены преследующей реализации, который основан на оценке валовой рентабельности от продажи товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу. Такая рентабельность сравнивается с показателями, на которые выходят независимые компании от аналогичных сделок. Если валовая рентабельность будет на уровне рыночной, трансфертную цену признают обоснованной.
- Затратный метод, который предусматривает оценку валовой рентабельности затрат компании. Только этим данный метод и отличается от предыдущего.
- Метод сопоставимой рентабельности, по которому сверяется операционная рентабельность по продажам, затратам, активам и иным показателям. Такой подход актуален, если сделка налагает больше обязательств на взаимозависимое лицо.
- Метод распределения прибыли, который применяют, если нет возможности использовать другие методы. Заключается он в сопоставлении и распределении прибыли, получаемой каждой из сторон после проведения сделки.
Выбирая метод ценообразования, исходите из следующего:
- допускается комбинирование нескольких методов;
- используемый интервал цен не должен уменьшать поступления в бюджет;
- убытки не должны увеличиваться для целей налогообложения прибыли.
Если сделка разовая и по ней нельзя определить справедливую цену, разрешается воспользоваться независимой оценкой.
Выбранный метод ценообразования и расчет рыночной цены необходимо обосновать документально. В противном случае налоговики могут использовать иной метод (письмо ФНС РФ от 02.09.2019 № СА-4-7/17555@).
Для выбора метода ценообразования необходимо проанализировать сопоставимые сделки. За основу можно взять сделки вашей компании, которые заключались с независимыми контрагентами, а также информацию из отчетности сопоставимых организаций.
То есть для анализа необходимо найти аналогичные сделки или организации. После этого можно приступать к выбору метода ценообразования. Причем важно этой работе уделить особое внимание. Малейшая ошибка приведет к тому, что для проведения расчетов будут использоваться недостоверные данные.
Важно! Выбор метода ценообразования, детали выбора сопоставимых сделок и организаций, расчеты должны быть отображены в документах по трансфертному ценообразованию, которые придется направлять в ФНС.
Данные о сопоставимых сделках можно искать в следующих источниках:
- собственная деятельность компании;
- российские и иностранные биржи, размещающие информацию о ценах и котировках в открытом доступе;
- информационно-ценовые агентства, которые выкладывают общедоступную информацию в Интернете.
Сопоставимой признается сделка, которая заключается при аналогичных коммерческих и финансовых условиях. Для отбора таких сделок проверьте (ст. 105.5 НК РФ):
- предметы сделок (они должны быть идентичными или однородными);
- какие функции выполняют стороны сделки, как между ними распределена ответственность, какие активы и риски сопровождают сделку;
- условия договора, подписанного участниками сделки;
- экономические условия, в которых ведут деятельность стороны сделки, в том числе соответствующие условия рынка товаров (работ, услуг);
- рыночную стратегию участников сделки.
Сопоставимой можно признать также сделку, условия которой отличаются. При этом такие отличия не должны существенно сказываться на цене, или должна быть возможность учесть эти отличия с помощью корректировок.
При отборе сопоставимых организаций следуйте требованиям ст. 105.8 НК РФ:
- ищите компании с таким же видом деятельности (кодом ОКВЭД), как у вас;
- из этих компаний оставьте те, у которых имеется бухгалтерская отчетность за последние 3 года перед годом заключения сделки;
- затем уберите из выборки организации с отрицательными чистыми активами за последний год;
- далее отсейте убыточный бизнес, который работал в минус на протяжении хотя бы одного года в анализируемом периоде;
- исключите дочерние организации и компании, в которых юрлицу принадлежит 25 и более процентов доли в уставном капитале (долю участия можно повысить до 50 процентов, если в результате отбора остается четыре и менее компании).
После проведенного отбора изучите деятельность оставшихся юрлиц. Для этого можно использовать общедоступную информацию в Сети, сайты этих компаний. Нередки ситуации, когда бизнес компании не совпадает с кодами ОКВЭД, заявленными при регистрации. Такой подробный анализ позволит изъять из выборки неподходящих юрлиц.
Для дальнейшего анализа и выбора метода ценообразования остановите свой выбор на организациях с аналогичной сферой деятельности, которые работают в схожих экономических условиях. Если по итогам выборки сопоставимых организаций не осталось или их очень мало, можете для анализа взять компании, которые при заключении сделок выполняли схожие функции, несли аналогичные риски и использовали похожие активы. Такую информацию можно найти на официальном сайте компании или в пояснении к годовой отчетности.
Контроль трансфертного ценообразования
Если на протяжении года заключались сделки, которые относятся к контролируемым, необходимо оповестить об этом ФНС. Делается это отправкой уведомления. Требования по его предоставлению определены ст. 105.16 НК РФ.
Форма и правила заполнения уведомления установлены Приказом ФНС РФ от 02.12.2024 № ЕД-7-13/1088@. Физлица могут подать уведомление на бумажном носителе, а для компаний предусмотрен только электронный формат.
Подается уведомление по итогам года до 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если на этот день приходится выходной, последней датой, когда необходимо подать уведомление, станет первый рабочий день после него (п. 7 ст. 6.1 ст. 105.16 НК РФ).
После получения уведомления ФНС может начать в отношении участника контролируемой сделки налоговую проверку (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Также основанием для проверки может стать:
- извещение, которое прислал территориальный налоговый орган;
- выявление контролируемой сделки в ходе повторной выездной проверки ФНС.
В большинстве случаев налоговая проверка может длиться до 6 месяцев. Но если будет необходимость, сроки ее проведения могут увеличить до 12 месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ).
В ходе налоговой проверки или если у ФНС появятся обоснованные причины проконтролировать сделку, у компании могут запросить документы по ней. Требование о предоставлении документов налоговики могут направить не ранее 1 июня следующего года. В документах должна быть отражена следующая информация (п. 1 ст. 105.15 НК РФ):
- данные о компаниях и ИП, с которыми заключались контролируемые сделки, месте регистрации сторон, описание этих сделок и условия;
- данные о роли каждого участника сделки, использованных активах и рисках, которые касались каждой стороны (информацию необходимо подтвердить документально);
- если одной из сторон сделки была иностранная компания или физлицо, налоговики запросят информацию о доходах и расходах данного участника за год, в котором заключена сделка, а также данные о численности персонала, сумме прибыли, стоимости основных средств и нематериальных активов;
- данные о регистрации иностранного участника сделки, сведения о лице, которое представляет его интересы;
- сведения об используемых методах ценообразования (результаты анализа условий сделки, обоснование выбора определенного метода, какие использовались корректировки для сопоставления контролируемой сделки с аналогичными, какими источниками информации пользовался участник сделки в рамках выбранного метода, расчет интервала рыночных цен, сумма доходов от сделки, полученной рентабельности, данные об экономической выгоде, если приобретен объект интеллектуальной собственности, данные об остальных факторах, которые повлияли на цену, информация о корректировке суммы налога, если она проводилась).
Выделен отдельный список документов для сделок, в которых участвовало юрлицо из международной группы компаний с российской материнской организацией и доходом до 50 млрд рублей. Если в такой сделке участвует или получает выгоду участник данной группы, не зарегистрированный в РФ, налоговики потребуют нижеуказанные документы:
- данные о руководстве этого юрлица и информацию о лицах, которые получают управленческую отчетность, а также о государстве, в которых эти лица ведут деятельность;
- данные о деятельности юрлица, его рыночной стратегии, о реструктуризации деятельности, движении нематериальных активов, информацию о том, как сделка повлияла на дальнейшую деятельность;
- информацию о главных конкурентах юрлица;
- данные о том, почему цена контролируемой сделки соответствует рыночной (необходимо описать причины, на основании которых сделан такой вывод);
- корректировки, которые принимались при сопоставлении сделки с аналогичными;
- копии соглашений между участниками международной группы, которые повлияли на цену сделки;
- копии соглашений о ценообразовании, налоговых разъяснений иностранных учреждений по заключенной сделке;
- заключение о проведении аудиторской проверки юрлица, если оно подлежит обязательному аудиту.
На сбор и отправку указанных документов у участника контролируемой сделки есть 30 рабочих дней с момента получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 105.15, п. 6 ст. 105.17 НК РФ).
По общему правилу закон позволяет проверить контролируемые сделки, заключенные на протяжении трех лет до года, в котором было вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).
На вынесение решения о проведении налогового контроля у ФНС имеется 2 года с момента (п. 2 ст. 105.17 НК РФ):
- получения уточненной декларации, в которой увеличен убыток (уменьшена сумма налога). В данном случае налоговики проверят только ту сделку, по которой прошла корректировка;
- как налоговая мотивированно отказала компании в заключении соглашения о ценообразовании. В этом случае проверке подлежит сделка, по которой было подано заявление о заключении соглашения.
Помимо налоговиков, в проверке могут участвовать эксперты и переводчики. Правом привлекать сторонних специалистов ФНС наделяют статьи 95-97 НК РФ.
За нарушение законодательства по трансфертному ценообразованию нарушителю грозит денежное взыскание (ст. 129.3, 129.4 НК РФ):
- за неуплату или неполную уплату налога оштрафуют на сумму неуплаченного налога с дохода, возникшего после корректировки, но не менее 500 тыс. рублей (за исключением контролируемых сделок, участниками которых являются резиденты РФ);
- за неуплату или неполную уплату налога по сделкам между налоговыми резидентами РФ штраф в размере 40 процентов от неуплаченного налога, но не менее 30 тыс. рублей;
- компанию, которая не направила в ФНС уведомление о контролируемой сделке в установленные сроки, оштрафуют на 100 тыс. рублей;
- за некорректное заполнение уведомления сумма штрафа также составит 100 тыс. рублей.
В некоторых случаях уплаты штрафа можно избежать. Например, по контролируемой сделке компания не уплатила налог или уплатила его частично. Но при этом направила в ФНС документы, обосновывающие рыночный уровень используемых цен. За такое нарушение по пункту 2 статьи 129.3 НК РФ штраф платить не придется.
Вы можете оставить первый комментарий