Валовая прибыль – это важный показатель для анализа деятельности предприятия и в первую очередь производственной деятельности. Данный показатель поможет разобраться, как вести бизнес, нужно ли снижать расходы на производство или, наоборот, масштабировать предприятие.
Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Валовая прибыль — что это
- Показатель валовой прибыли
- Валовая прибыль: формула
- Валовая прибыль: порядок расчета
- Отчет: валовая прибыль
Валовая прибыль – что это
Валовая прибыль — разница между доходами от продажи продукции и расходами на ее производство. Она показывает эффект от производственной деятельности компании. Это та сумма, которую компания может распределять для покрытия управленческих, коммерческих услуг, уплаты процентов по кредитам и займам, налогов, штрафов.
Управление показателем происходит через влияние на выручку и себестоимость. Можно увеличивать объемы продаж, управлять продуктовым ассортиментом, искать новые сбытовые каналы, находить пути снижения стоимости продукции за счет более выгодного сырья, изменения технологических процессов, повышения производительности труда сотрудников производственных линий, снижать общехозяйственные издержки, расходы на электроэнергию, газ или воду.
Иными словами, валовый доход представляет собой доход, который остается в распоряжении организации после затрат на приобретение и изготовление продукции.
Показатель валовой прибыли
Данный показатель отражает эффект от производственной деятельности компании. Это важный маркер, который помогает понять, есть ли смысл увеличивать продажи или сначала нужно разобраться с производственным процессом.
Показатель валовой прибыли чаще всего используется для управленческого анализа деятельности подразделений, центров финансовой ответственности тех организаций, которые имеют разветвленную сеть торговых или производственных точек.
Если значение нулевое или отрицательное — пора закрываться или всерьез пересматривать производственный процесс.
Валовая прибыль: формула
Формула расчета показателя имеет вид: ВП = выручка по основной деятельности — себестоимость товаров, работ, услуг. Он характеризует финансовый результат по основным видам деятельности компании, исходя из ключевых результатов деятельности за период.
Расчет по бухгалтерским регистрам – основной способ определить показатель. Так, рассчитать его можно, если из кредитового оборота по счету 90.1 вычесть дебетовые обороты по НДС (счет 90.3), акцизов (90.4), экспортных пошлин (90.5) и стоимость продукции (счет 90.2).
При расчете показателя важно понимать, как в компании происходит учет выручки и расходов, то есть основных позиций, из которых складывается показатель.
Чтобы безошибочно составить расчеты, надо подетально проверить все расходы. В частности, те, что понесли на изготовление и реализацию продукции. Некоторые компании применяют расчеты на основе товарооборота. К примеру, когда на различные ассортименты продукции устанавливается одна наценка. Такой расчет применять удобно, поскольку берется величина товарооборота, то есть итоговый доход, с учетом исчисленного НДС.
Валовая прибыль: порядок расчета
При расчете валовой прибыли используется выручка от основной деятельности. Остальные доходы относятся к прочим (операционным или внереализационным) и формируют прибыль до налогообложения.
Что считать обычными видами деятельности, определяет компания. Главное правило здесь — это систематичность получения доходов от совершаемых операций.
Если товар, продукция, работа или услуга реализуются регулярно, его продажа — обычный вид деятельности. Вот что приносит выручку в разном бизнесе:
- магазин — продажи покупных товаров;
- завод — продажи собственной продукции;
- брокер — продажи ценных бумаг;
- парикмахерская — парикмахерские услуги;
- лизинговая компания — сдача имущества в аренду.
Обычных видов деятельности у компании может быть несколько. Продуктовый магазин может открыть производство салатов и продавать их вместе с покупными товарами. А завод вполне способен продавать не только свою продукцию, а также покупные запчасти к ней. Такие продажи тоже будут приносить выручку.
Себестоимость в расчете выручки отражается по обычным видам деятельности. Расходы, входящие в состав стоимости, учитываются по методу начисления или кассовому методу.
Себестоимость по обычным видам деятельности включает все производственные расходы (либо расходы на оказание услуг): материальные, амортизацию основных средств, расходы на заработную плату и выплаты в фонды социального страхования, прочие производственные расходы.
Себестоимость — это затраты на изготовление и продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная Каждый из посчитанных показателей анализируют для своих целей.
Производственная себестоимость — это затраты на изготовление продукции. Ее нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять, что можно подкрутить в производственном процессе. Например, уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу эффективнее, чтобы снизить затраты на оплату труда, а также другие расходы.
Когда анализируют отчет о финансовых результатах, в нем указана именно производственная себестоимость проданной продукции. У торговой организации вместо этого показателя будет отражена стоимость, по которой компания приобрела перепроданные товары. В бухучете ее называют фактической себестоимостью товаров.
Для корректного определения финансового результата выручку следует сравнивать с себестоимостью продаж.
Себестоимость продаж (полная стоимость) — расходы на изготовление, а также продажу, которые складываются из производственной себестоимости продукции и расходов на ее продажу. Именно этот показатель нужно сравнивать с выручкой для более корректного определения финансового результата.
Сопоставлять выручку и производственную себестоимость — вовсе не бесполезное занятие, просто надо брать производственную себестоимость не выпущенной, а проданной продукции. Определив разницу между доходами от продажи (выручкой) и расходами на производство (себестоимостью), в результате узнаете величину показателя.
Валовую прибыль считают до того, как определить итоговые налоговые обязательства. Причем сам расчет зависит от того, какую деятельность ведет компания:
Реализация товаров: рассчитайте общий доход. Затем определите размер чистой прибыли. Для этого из итоговой суммы вычтите все расходы, понесенные вами на возвраты бракованной продукции и скидки клиентам. Следом из полученного показателя вычтите траты на себестоимость продукции — это валовая прибыль.
Оказываете услуги: валовая выручка приравнивается к чистому доходу. Поэтому для расчета итоговой суммы определите разницу между полученным доходом и тратами на скидки, устранение дефектов и недостатков оказанной услуги.
Помимо этого, при расчетах проверяйте, достоверно ли отразили показатели в ведомостях по поступлению денежных средств. Причем независимо от того, наличные это или безналичные переводы. Также учтите издержки на покупку ТМЦ, автомобилей, недвижимости, предметов офисной техники, приборов, а также других инструментов.
В последнюю очередь проанализируйте правильность расчетов. Для этого поделите сумму валовой прибыли на чистую прибыль. Итоговые проценты – это разница между себестоимостью товарно-материальных ценностей и ценником при их реализации.
Напоследок учтите дополнительные источники выручки. Когда получили доход не от основной деятельности, сумму прибавьте к валовому доходу. Результат — валовая выручка.
Отчет: валовая прибыль
Годовую сумму валовой прибыли удобно рассчитывать на основании бухгалтерской отчетности. Формула расчета по отчету о финансовых результатах следующая:
ВП (строка 2100) = выручка (строка 2110) — себестоимость продаж (строка 2120).
Если выручка меньше себестоимости, увеличение продаж может загнать бизнес в еще большие убытки. В этом случае нужно анализировать компоненты стоимости, определять прямые и косвенные затраты, а также считать маржинальный доход. При сравнении деятельности одной компании в рамках различных отчетных периодов следует учитывать, произошло ли изменение в учетной политике предприятия: в методологии отражения выручки и расходов.
Если отслеживать только абсолютные значения прибыли, можно провести анализ тенденций в течение полугода, но сказать, насколько это хороший результат деятельности компании, сложно. Поэтому рассчитывают относительный показатель – рентабельность валовой прибыли, это отношение валовой прибыли к выручке предприятия.
Расчет показателя актуален при небольшой доле управленческих и коммерческих расходов. Если они не превышают 5 процентов от полной себестоимости, такой показатель обычно используют при краткосрочном, а также среднесрочном планировании. Показатель также используют для анализа деятельности предприятия, распределения денежных активов на следующий отчетный период.
Вы можете оставить первый комментарий