Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Воинский учет внешних совместителей

Над статьей работали:

На всех компаниях, как государственных, так и частных, лежит обязанность вести воинский учет своих сотрудников. Но не для всех специалистов работа в фирме может быть основной, часто люди совмещают деятельность в нескольких организациях. В нашей статье ответим на вопрос, нужно ли работодателю вести воинский учет внешних совместителей. Также поговорим об особенностях ведения воинского учета внешних совместителей в организации.

Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей

Совместительство – это выполнение сотрудником на регулярной основе в свободное от основной работы время другой оплачиваемой работы по трудовому договору (ст. 282 ТК РФ). Совместители делятся на внутренних и внешних. Первые работают в одной фирме, но на разных должностях. Вторые трудятся у разных работодателей (ст. 60.1 ТК РФ).

Если по поводу внутренних совместителей вопросов относительно ведения воинской регистрации не возникает, то с внешними совместителями ситуация менее однозначная. Разберемся в том, должна ли компания ставить на военный учет внешних работников-совместителей.

Согласно российскому законодательству все компании обязаны вести воинский учет оформленных на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). При этом в пункте 9 Положения от 27.11.2006 № 719 не прописано, что учет ведется исключительно по основному месту работы.

В Положении от 27.11.2006 № 719 указаны следующие категории граждан, подлежащие специальной регистрации (п. 14):

  • лица, пребывающие в запасе;
  • призывники;
  • женщины с определенными военно-учетными специальностями.

В то же время не подлежат воинскому учету среди прочих следующие граждане (п. 15 положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

  • женщины, у которых нет военно-учетных специальностей;
  • лица, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе.

В числе лиц, не подпадающих под воинскую регистрацию, внешние работники-совместители не указаны. Поэтому работодатель должен вести регистрацию таких работников.

Сложность для работодателя здесь кроется в том, что согласно ст. 283 ТК РФ документы воинского учета не относятся к обязательным документам при приеме на работу внешнего совместителя. Такой работник при приеме на работу обязан предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • диплом или иной документ об образовании или о квалификации либо его надлежаще заверенную копию в случае, если предстоящая работа требует специальных знаний;
  • справку о характере и условиях труда по основному месту работы, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда.

В то же время за отсутствие данных по воинской регистрации на внешнего совместителя работодателя могут привлечь к административной ответственности. Поэтому при приеме на работу такого сотрудника рекомендуется запросить документы воинского учета (пп. «а» п. 30 Положения от 27.11.2006 № 719).

Как вести воинский учет совместителей

По внешним совместителям воинский учет ведется также как и по основным сотрудникам. Эта тема подробно освещена нами в статье «Ведение воинского учета в организации в 2022 году». Сейчас же коснемся только основных моментов.

Осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:

  • положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719;
  • инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700;
  • методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Минобороны РФ 11.07.2017. Этот документ применяется в части, не противоречащей положениям инструкции по воинскому учету.

Основные цели и задачи воинского учета изложены в пп. 2, 3 Положения от 27.11.2006 № 719 и п. 3 методических рекомендаций от 11.07.2017. Это осуществление полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • нужд ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки в их состав граждан, пребывающих в запасе;
  • потребностей органов госвласти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах с помощью закрепления за ними нужного числа руководителей и специалистов из граждан, пребывающих в запасе и трудящихся в этих органах и организациях.

В соответствии с пунктом 9 методических рекомендаций от 11.07.2017 компании обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию. За состояние воинского учета, проводимого компаниями, отвечают их руководители. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств (п. 20 методических рекомендаций от 11.07.2017).

Для организации воинского учета работодатель может утвердить соответствующее положение. Хотя составлять его этот документ по российскому законодательству необязательно.

Работник, осуществляющий воинский учет в компании, обязан:

  • направлять в 2-недельный срок в соответствующие военкоматы или органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, которые приняты или уволены с работы. Для этого при приеме на работу внешнего совместителя нужно выяснить, является ли он военнообязанным. В паспорте гражданина на 13-й странице должна стоять отметка о воинской службе. Кроме того, у сотрудника нужно запросить документ воинского учета;
  • направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • ежегодно до 1 января составлять и передавать в территориальный военный комиссариат отчет по форме № 6;
  • не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в карточках организаций, со сведениями из документов воинского учета соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет.

Воинский учет военнообязанных бывает специальным и общим (п. 16 Положения от 27.11.2006 № 719). На спецучете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами госвласти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Также регистрируются те, кто проходит службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы и органах принудительного исполнения РФ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

При выявлении граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица компаний должны (абз. 5, 6 п. 1 ст. 4 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

  • направлять в военные комиссариаты сведения о таких случаях;
  • вручать этим гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

В организациях воинский учет должен вестись по документам, перечень, формы, порядок заполнения и хранения которых устанавливается Минобороны РФ (п. 27 Положения от 27.11.2006 № 719). В частности, формы документов воинского учета, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения установлены разделом IV инструкции от 22.11.2021 № 700. При ведении воинского учета следует применять также документы, предусмотренные для данных целей методическими рекомендациями от 11.07.2017, если их положения не противоречат положениям инструкции по воинскому учету.

Согласно разделу IV инструкции от 22.11.2021 № 700 каждой организации для осуществления воинского учета необходимы:

  • карточки граждан, подлежащих воинскому учету в организации (форма карточки приведена в приложении № 22 к инструкции);
  • картотека указанных карточек.

Кроме того, этим документом предусмотрено, что в компаниях должны храниться вторые экземпляры списков граждан, пребывающих в запасе, с указанием регистрационного номера и даты отправки. Форма списков установлена приложением № 23 к инструкции от 22.11.2021 № 700.

В организации также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. В нем отражаются результаты соответствующих проверок. Форма журнала установлена приложением № 29 к инструкции от 22.11.2021 № 700. Указанный журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации. Результат проверки может также отображаться в акте, составляемом по результатам проверки. При составлении такого акта в журнале проверок делается запись о его наличии (п. 62 инструкции от 22.11.2021 № 700).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь