Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Закупка у единственного поставщика в 2026 году

Единственным поставщиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, с которым можно заключить договор без проведения конкурентной процедуры. Рассмотрим, в каких случаях законодательство допускает возможность заказчика произвести закупку у единственного поставщика, и какие особенности установлены относительной процедуры заключения такой сделки.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Закупка у единственного поставщика по закону № 44-ФЗ
  2. Закупка у единственного поставщика по закону № 223-ФЗ
  3. Случаи закупки у единственного поставщика
  4. Преимущество закупки у единственного поставщика
  5. Обоснование закупки у единственного поставщика
  6. Образцы обоснования закупки у единственного поставщика
  7. Согласование закупки с единственным поставщиком
  8. Электронные закупки у единственного поставщика
  9. Контракт с единственным поставщиком
  10. Сроки закупки у единственного поставщика
  11. Штрафы за нарушение закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика по закону № 44-ФЗ

Прежде чем принять решение о проведении неконкурентной закупки необходимо определить, возможно ли заключение контракта таким способом. Это зависит от предмета сделки, так как он определяет возможный субъектный состав и саму возможность заключения договора с конкретным исполнителем. Так, только учреждения исполнения наказаний могут заключить контракт с поставщиком без конкурентной процедуры, если закупаются сырье, материалы, комплектующие, необходимые для организации труда осужденных (пп. 12 п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Заключить же договор на аренду квартиры или другого помещения, предназначенного для проживания, могут только федеральные органы исполнительной власти или федеральные государственные органами, в которых предусмотрена военная служба, а также уполномоченные ими органы или учреждения. При этом контракт заключается для передачи этих помещений семьям военнослужащих (пп. 63 п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Ограничения установлены и относительно самих возможных поставщиков. Например, только естественные монополисты могут поставлять производимые ими виды товаров (работ), или если конкретный исполнитель определен законодательным актом Президента или Правительства Российской Федерации.

При организации закупок малого объема, а также в некоторых иных случаях, для единственного поставщика установлены требования, такие как (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании компании или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
• деятельность лица не была приостановлена в порядке, установленном ст. 3.12 КоАП РФ;
• отсутствие у поставщика за прошедший календарный год недоимки по налогам, сборам, и иных задолженностей перед бюджетом РФ, размер которых превышает 25 % балансового размера активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Участник закупки будет соответствовать установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании сумм задолженностей и решение по нему на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не было принято.
При определении размера задолженности участника также не будут учитываться:
 — суммы, на которые была предоставлена отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
 — задолженности, которые были реструктурированы в установленном законом порядке;
 — долги, в отношении которых есть вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по их уплате исполненной;
 — суммы, признанные безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
• отсутствие у поставщика — физического лица судимости за преступление в экономической сфере или предусмотренного статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Такие же требования установлены и относительно руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — потенциального исполнителя по контракту;
Неприменение в отношении таких лиц наказания в виде лишения права занимать конкретные должности или заниматься какой-либо деятельностью, дисквалификации. При этом запрещенные должность или вид работ должны быть связаны с объектом закупки;
• отсутствие у участника административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица за последние 2 года (ст. 19.28 КоАП РФ);
• обладание лицом исключительными интеллектуальными правами в отношении объекта закупки. Исключением будут только договоры на создание произведений литературы или искусства, финансирование проката или показа национального фильма;
• отсутствие семейных и родственных связей между должностным лицом госзаказчика, наделенного полномочиями по принятию решений относительно закупки, и:
 — физическим лицом — участником закупки;
 — руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации — участника закупки;
 — единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица — участником закупки.
При этом выгодоприобретателем в данном случае будет признаваться физическое лицо, которое владеет прямо или косвенно более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо непосредственно или косвенно владеет долей, размер которой превышает 10% в уставном капитале хозяйственного товарищества или общества;
• отсутствие статуса офшорной компании, а также участников, имеющих указанный статус. Кроме этого, указанные компании не должны владеть косвенно и напрямую более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества — участника либо долей, размер которых свыше 10 процентов в уставном капитале хозяйственного товарищества или общества — участника;
• участник закупки не признан иностранным агентом;
• отсутствие у поставщика ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Ситуации, когда заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком, разберем ниже.

В общем случае составлять извещение о проведении закупки у единственного поставщика не нужно. Необходимо только определить цену контракта. При этом обоснование стоимости и включение его в контракт требуется не всегда, а только при наличии такого требования в Законе № 44-ФЗ. В частности, это нужно сделать, если предметом договора является выполнение работ по мобилизационной подготовке (п. п. 3, 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Если основанием для заключения контракта с единственным поставщиком стала несостоявшаяся конкурентная процедура, то нужно соблюсти следующие требования (п. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• заключить договор на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке;
• цена контракта не должна превышать НМЦК, цену контракта, предложенную участником закупки или цену за единицу товара, работы, услуги;
• согласовать с контрольным органом в сфере закупок цену, если она превышает предельный размер НМЦК, установленной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 961).

Из последних новшеств по закупкам отметим, что Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2025 № 2710-р дан старт эксперименту по созданию единого каталога товаров для государственных закупок малого объема. Напомним, закупки малого объема — это закупки у единственного поставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В обоих случаях предельная цена одного контракта — 600 тыс. руб. Если закупки проводятся в электронной форме по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, предельная цена контракта не должна превышать 5 млн руб.

Период проведения эксперимента с 1 октября 2025 года до 31 марта 2026 года. Его цель — создание единого каталога товаров, закупаемых малыми государственными заказчиками у единственного поставщика согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Участие в данном эксперименте является добровольным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В каталоге будут указаны конкретные товары с указанием товарного знака, марки или модели продукта. Оператором каталога выступает АО «Единый каталог товаров, работ и услуг», организованное на платформе народного художественного промысла.

Методические рекомендации и график реализации проекта утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Среди товаров, вошедших в список для формирования каталога, значатся:

  • бумага прочая и картон для графических целей (код ОКПД 17.12.14);
  • портативные компьютеры весом менее 10 кг (код ОКПД 26.20.11);
  • электронно-вычислительные системы автоматической обработки данных (код ОКПД 26.20.14);
  • офисная и торговая мебель (код ОКПД 31.01).

Закупка у единственного поставщика по закону № 223-ФЗ

Процедура закупки у единственного поставщика не регламентирована Законом № 223-ФЗ.

Порядок и случаи проведения закупки у конкретного исполнителя должен быть установлен заказчиком в Положении о закупке (ст. 3.6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ).

Суды указывают, что должны быть объективные причины определения подрядчика именно неконкурентным способом. Если таковых нет, то это может быть признано злоупотреблением со стороны заказчика. ФАС в таком случае может выдать предписание о внесении изменений в Положение о закупке (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 по делу N А57-6544/2020, Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24).

Может быть признано неправомерным поведение заказчика и тогда, когда большая часть его закупок осуществляется у единственного поставщика (Письмо Минфина России от 19.04.2019 N 24-04-07/28730).

Обоснованным будет установление неконкурентного способа закупки в случае, когда, например, возникла необходимость купить российское ПО у его разработчика (Письмо Минфина России N 24-00-07/22259, Минцифры России N СК-П11-22106, ФАС России N ПИ/20386/24 от 13.03.2024).

Если неконкурентный способ в отношении закупки не был установлен внутренним положением лица, а ее все равно провели, то это может быть признано нарушением.

Кроме этого, заказчик должен включить информацию о договоре с единственным поставщиком в план-график. Исключением будут случаи проведения закупок (п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 N 932):
• товаров (услуг), сведения о которых составляют государственную тайну;
• на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры, осуществляемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности РФ;
• указанных в пунктах 1 — 3 части 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
• необходимых для организации срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Случаи закупки у единственного поставщика

В Законе N 223-ФЗ не установлены случаи, когда можно осуществить закупку у единственного поставщика. Компания вправе установить их самостоятельно.
А вот Закон № 44- ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, когда можно выбрать конкретного поставщика без проведения конкурса или аукциона. Так, государственные и муниципальные заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком, например, в таких случаях, как (п. п. 1, 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• закупка товаров, работ или услуги у субъекта естественной монополии. Это может быть закупка услуг почтовой связи, железнодорожных перевозок, по передаче тепловой энергии и прочее (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ). Реестр указанных субъектов размещен на официальном сайте ФАС (http://fas.gov.ru/);
• приобретение услуг центрального депозитария;
• подача единственной заявки, отвечающей требованиям законодательства на участие в закрытом конкурсе или аукционе (в том числе и в электронной форме);
• признания несостоявшимися закрытого конкурса или аукциона;
• единственный поставщик определен указом или распоряжением Президента РФ, постановлением Правительства РФ. При этом в названных актах указаны предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность исполнителя исполнить свои обязательства по контракту лично или с привлечением субподрядчиков, соисполнителей. Также должны быть прописаны и требования к объему исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту лично;
• выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
• сумма закупки составляет менее 600 тыс. рублей (малая закупка). При этом указанное ограничение по сумме контракта не применяется в отношении тех заказчиков, которые находятся на территории иностранного государства. Если процедура проводится в электронном виде, то сумма должна быть не более 5 млн рублей. Также установлено ограничение относительно годового объема закупок у единственного поставщика – он не должен превышать 2 млн рублей или 10 % совокупного годового объема закупок заказчика. В последнем случае сумма за год не должна превышать 50 млн рублей. Ограничения годового объема закупок не применяются относительно закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Важно, что при расчете годового объема закупок не нужно учитывать сделки, совершенные на основании электронной процедуры;
• заказчиками являются учреждения культуры, государственные или муниципальные учреждения, образовательные и научные организации, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физкультурно-спортивной организации и сумма заказа при этом составляет менее 600 тыс. рублей. В случае проведения электронной процедуры сумма будет выше, но не должна превышать 5 млн рублей или 10 % совокупного годового объема закупок. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн рублей или 50 % совокупного годового объема закупок заказчика. В последнем случае общая сумма контрактов не должна быть больше 30 млн рублей. Совокупный объем контрактов в случае, когда применена электронная форма заключения договора, рассчитается отдельно и не должен превышать 100 млн рублей;
• предметом контракта является оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности;
• заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
• необходимо арендовать нежилое сооружение, помещение или земельный участок, а также жилое помещение, которые находятся за пределами нашей страны. Заказчик при этом должен находиться и работать на территории этого иностранного государства;
• предметом контракта является оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода физическими лицами;
• предметом договора является услуга по выдаче независимой гарантии. Заказчиками при этом должны являться бюджетные учреждения или государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
• закупка производится для обеспечения органов внешней разведки РФ необходимыми средствами;
• закупка производится за счет средств, выделенных для ведения оперативно-розыскной деятельности;
• контракт нужно заключить для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств закупаются юридические услуги;
• производится закупка материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва;
• предметом контракта являются товары, услуги или работы, оказываемые предприятиями уголовно-исполнительной системы. При этом Правительством РФ регламентирован перечень таких товаров, работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292) и прочее.

При заключении контрактов на дополнительных основаниях, необходимо придерживаться следующих правил (ч. 3 — 6 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ):
• при планировании закупки — правил, установленных п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
• сведения о заключенных контрактах должны быть включены в реестр контрактов. При этом размещать документы и информацию в ЕИС не нужно;
• при исполнении контрактов применяются положения п. п. 13, 14 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Документы, предусмотренные указанными нормами, также не нужно размещать в ЕИС;
• при осуществлении закупок не будут действовать ограничения, установленные нормами о защите конкуренции (ст. ст. 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

Преимущество закупки у единственного поставщика

Бесспорным преимуществом является простота процедуры по сравнению с конкурентными закупками. Это свою очередь минимизирует риски нарушения порядка ее проведения, а значит, меньше шансов быть привлеченным к ответственности.

Как правило, единственного поставщика выбирают из числа тех компаний или физических лиц, с которыми ранее уже были оформлены взаимоотношения. Поэтому при таком способе закупки меньше рисков недобросовестного поведения со стороны поставщика.

Кроме этого, заключить контракт можно в гораздо более короткие сроки.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Законодательство о контрактной системе в общем случае не предусматривает обязанности заказчика обосновывать закупку у единственного поставщика.

Однако, в некоторых случаях, заказчик обязан направить в контрольные органы сведения о заключении контракта, а также обоснование его заключения с единственным поставщиком. Это необходимо сделать, если (пп. 6, 6.1, 9, 34, 50 п. 1, п. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):

• услуги могут быть оказаны (работы выполнены) исключительно органом исполнительной власти, «Роскосмосом», государственным учреждением, государственным унитарным предприятием или акционерным обществом, 100 % акций которого принадлежит РФ;

• производится закупка лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий. При этом заказчиком является исполнительный орган субъекта РФ, государственное учреждение субъекта РФ, а поставщиком государственное унитарное предприятие соответствующего субъекта РФ либо акционерное общество, 100 % акций которого принадлежит соответствующему субъекту РФ;

• необходимо закупить товары, работы, услуги для оказания экстренной медицинской помощи для предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом нельзя обосновать закупку у единственного поставщика наступлением чрезвычайной ситуации, если ранее был проведен аукцион и определен его победитель, а также в случае, когда исполнение контракта никак не могло повлиять на деятельность заказчика в чрезвычайных обстоятельствах (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.2021 N Ф02-6686/2021, Ф02-6690/2021 по делу N А78-3116/2021, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.02.2022 N Ф03-242/2022 по делу N А73-11367/2021);

• федеральный орган исполнительной власти заключает контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами страны;

• производится закупка услуг транспортировки для перевозки военных в случае возникновения угрозы безопасности РФ, а также для обеспечения участия Вооруженных Сил РФ, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами страны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Образцы обоснования закупки у единственного поставщика

Рассмотрим пример Обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, которое указано в образце Уведомление о заключении контракта с единственным поставщиком.

Согласование закупки с единственным поставщиком

Согласовывать с контролирующим органом закупку у единственного поставщика необходимо только в том случае, когда конкурентная процедура была признана несостоявшейся и начальная (максимальная) цена контракта превышает установленные Правительством пределы, а именно (п. 4 ч. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961):
• 500 млн рублей – если закупка необходима для обеспечения федеральных нужд;
• 250 млн рублей – для обеспечения нужд субъекта РФ, а также муниципальных нужд посредством заключаемого договора;
• 1 тыс. рублей – если открытый конкурс или аукцион в электронной форме, а также закрытая закупка были признаны несостоявшимися в случаях, когда не было подано ни одной заявки, все заявки были отклонены или все участники признаны уклонившимися от заключения контракта.

Для получения одобрения необходимо составить обращение по форме, утвержденной Правительством РФ (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 N 961, Приложение к указанному документу).

Обращение о согласовании заказчик обязан направить в соответствующий орган в течение 5 рабочих дней, который исчисляются (п. 6 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании определения исполнителя несостоявшимся;
• с момента подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика несостоявшимся. Отсчет начинается с этой даты в случае, когда такой документ не подлежит размещению в ЕИС.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть обращение в течение 8 рабочих дней с момента его поступления (п. 8 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Если в согласовании заказчику было отказано, он обязан провести новую закупку (п. 10 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Отказать же могут, если в ходе проведенной внеплановой проверки контролером было выявлено:
• неверно выбран способ закупки;
• закрытый способ определения исполнителя осуществлен без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
• описание объекта закупки, привело к ограничению количества участников закупки;
• установление требований к участникам закупки с нарушением законодательства о закупках;
• сокращен установленный нормативными актами срока подачи заявок;
• нарушение законодательства при:
 — отклонении заявки на участие в закупке либо ее части;
 — признании заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке,
 — оформлении приглашения принять участие в определении поставщика;
 — отказе в допуске к участию в определении исполнителя;
• несоответствие заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком требованиям извещения и документации о закупке;
• несоответствия единственного поставщика требованиям, установленным в извещении и документации о закупке.

Электронные закупки у единственного поставщика

В электронном виде у единственного поставщика может быть проведена закупка только малого объема (до 600 тыс. рублей) и лишь в случае, когда ее предметом является предоставление права на использование программы для ЭВМ, в том числе, путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети и «Интернет» (пп. 4, 5 п. 1, п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Минимальное значение цены договора, заключаемого рассматриваемым способом, не установлено. Максимальная же цена не должна превышать 5 млн. рублей. При этом годовой объем закупок такого вида не может быть свыше 100 млн рублей.

Заказчик обязан сформировать и разместить в ЕИС извещение о проведении электронной закупки, которое должно содержать обоснование цены и проект контракта (пп. 3, 4 п. 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Потенциальные исполнители формируют предложения товаров (услуг) и размещают их на электронной площадке заранее, еще до формирования извещения заказчиком. В них должна быть указана в том числе цена за единицу товара, его количество, а также минимальные и максимальные сроки поставки. Кроме этого, исполнители должны указать срок, в течение которого указанное предложение будет действительным. При этом он не должен превышать 1 месяц (пп. 1 п. 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Оператор электронной площадки после размещения заказчиком извещения в течение 1 часа должен отобрать не более 5 подходящих предварительных предложений и присвоить им номера. Порядковый номер определяется в зависимости от цены предложения. Так, первый номер будет присвоен заявке с наименьшей ценой.

Заказчик в свою очередь проверяет отобранные оператором заявки на соответствие установленным документацией требованиям. Предложениям, которые признаны соответствующими, также будут присвоены порядковые номера в зависимости от цены (пп. 5, 6 п. 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф).

Победителем признается участник под номером 1 (предложение с наименьшей ценой).

С 1 января 2026 года упрощена процедура подачи сведений, подтверждающих соответствие участников закупок требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Теперь участники закупок, включая малые электронные закупки, могут вместо предоставления подтверждающей документации указать ссылку на сайт в сети Интернет, где размещена соответствующая открытая и общедоступная государственная регистрационная запись. Эта ссылка указывается в декларации, предусмотренной подпунктом «о» пункта 1 части 1 статьи 43 указанного закона, в которой также должно быть зафиксировано подтверждение соответствия указанному требованию (подпункт «н», «о» пункта 1 части 1 статьи 43, подпункт «к» пункта 1 части 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ). Данные изменения внесены Федеральным законом от 26.12.2024 № 484-ФЗ.

Контракт с единственным поставщиком

Контракт с единственным поставщиком должен содержать обязательные условия, присущие любому договору на оказание услуг (выполнение работ) ли поставку товаров.

В нем должно быть указано, что цена является твердой и сохраняется на весь срок действия договора. Кроме этого, обязательным условием является включение раздела об ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения обязательств (п. п. 2, 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Стороны вправе претендовать на получение неустойки за просрочку исполнения противной стороны. Причем для заказчика размер санкции составляет 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы. В отношении исполнителя размер пени также 1/300 ставки ЦБ РФ, но исчисляется она от суммы контракта за вычетом суммы фактически исполненных обязательств поставщика (п. п. 5-7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

В случае заключения договора на оказание определенных услуг (закупку товаров) Правительством РФ установлены типовые условия. Например, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445).

В некоторых случаях допускается заключение контракта в простой письменной форме. В частности, это можно сделать, если закупаются товары, услуги или работы у естественного монополиста (п. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Заключение соглашение в устной форме при этом не допускается (п. 1 Информационного письма Минфина России от 18.02.2025 N 24-01-10/15030).

По общему правилу при заключении контракта можно использовать единую информационную систему (ЕИС). При этом в некоторых случаях допускается формирование документов и информации и без нее, например, когда предметом договора являются услуги по водоснабжению, управлению многоквартирным домом или купля-продажа электроэнергии (п. 14 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

С 1 июля 2026 года для контрактов, заключаемых на основании п. п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ появится возможность их формирования с помощью ЕИС.

В некоторых случаях необходимо направить проект контракта сначала в контролирующий орган для проверки. Такая необходимость закреплена, например, если предметом соглашения будет поставка вооружения и техники, которые не производятся в нашей стране (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193).

Сроки закупки у единственного поставщика

Для заключения договора с единственным поставщиком необходимо, чтобы такая закупка была внесена в план-график. Если она не была запланирована, то придется внести изменения в указанный график (п. п. 1, 8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

После внесения изменений в план, договор с единственным исполнителем может быть заключен только на следующий день. Исключением будет закупка медикаментов и оборудования, которые необходимы для предупреждения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций. В этом случае внести изменения и график и заключить контракт можно в один день (п. 9 ст. 16, пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).

Если контракт заключается с единственным поставщиком из-за того, что конкурентная процедура не состоялась, то срок заключения будет зависеть от необходимости согласовать закупку с контролирующим органом и от вида назначенной изначально закупки. Так в случае, когда не нужно получать одобрение от контрольного органа, и, например, не состоялся закрытый конкурс, то срок заключения контракта будет складываться следующим образом (п. 14 ст. 73, пп. 3 п. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола направляет участнику проект контракта;
• участник в свою очередь должен подписать направленный проект в течение срока, установленного в документации о закупке и отправить его обратно заказчику;
• заказчик обязан подписать контракт в срок, не ранее чем через 10 рабочих дней после подписания протокола.

Если нужно согласовать предстоящую закупку с единственным поставщиком, то подписать с ним соглашение необходимо не ранее чем через 10 дней после размещения в ЕИС информации о том, что торги не состоялись, но не позднее 20 дней после того, как было получено одобрение от контролера (пп. 3 п. 9 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). При этом подписание контракта до получения согласования не допускается.

В случае проведения закупки малого объема в электронном виде, заключить соглашение можно не ранее чем через 10 дней после размещения протокола в ЕИС, при этом (п. 6 ст. 50, п. 1 ст. 51, пп. 7 п. 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
• заказчик размещает проект контракта на электронной площадке и в ЕИС не позднее рабочего дня после подписания итогового протокола;
• участник обязан подписать его ЭЦП также в течение 1 рабочего дня после размещения;
• после этого госзаказчик должен подписать проект также в течение 1 рабочего дня, но не ранее 2 рабочих дней после подписания итогового протокола.

Штрафы за нарушение закупки у единственного поставщика

За нарушения, связанные с закупкой у единственного посевщика, законодательством предусмотрены штрафы, которые назначаются как должностным лицам заказчика, так и юридическим лицам.

Если был выбран неверный способ определения поставщика, контракт заключен неконкурентным способом без получения предварительного согласия контролера (если предусмотрено его обязательное получение) или заключение соглашения произошло в случае, не предусмотренном п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, то должностному лицу будет грозить штраф от 30 до 50 тыс. рублей (п. 4 ст. 7.30.1 КоАП РФ).

В случае, когда был нарушен порядок определения цены контракта, должностному лицу будет назначен штраф в размере 1 % цены договора, но не менее 10 и не более 50 тыс. рублей (п. 3 ст. 7.30.1 КоАП РФ).

Если вопреки требованиям Закона № 223-ФЗ была осуществлена закупка, не внесенная в план-график, то нарушителю будет грозить штраф в размере (п. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ):
• от 3 до 10 тыс. рублей для должностного лица или предупреждение;
• от 10 до 30 тыс. рублей для компаний.

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь