Многие жители многоквартирных домов сталкиваются с плохим качеством воды. В статье разберем, куда жаловаться в таких случаях, как составить жалобу и направить ее получателю.
Над статьей работали:
Автор: Елена Ошмарина; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Куда подать жалобу на качество воды
- Как подать жалобу на качество воды
- Образец жалобы на качество воды
Куда подать жалобу на качество воды
Изношенные водопроводные сети, плохая водоочистка, ремонтные работы становятся причиной того, что из под крана течет грязная, ржавая вода. Конечно, такого быть не должно. В идеале она должна соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным главой III Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (п. 75 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
Конечно, проверить качество и безопасность воды можно только с помощью специального исследования, но поводом для подачи жалобы может стать:
• неприятный запах и привкус воды;
• частые перебои с подачей воды;
• пониженная температура горячей воды;
• цвет и мутность воды;
• наличие в воде взвешенных веществ и плавающих примесей;
• увеличение расходов на фильтрацию воды;
• повышение тарифов при низком качестве воды.
Для подачи жалобы достаточно одной из названных или иных причин. Но все зависит от обстоятельств. Например, если из крана течет ржавая вода, это может свидетельствовать о ремонтных работах на одном из участков водопроводной сети. После их завершения достаточно оставить кран открытым, чтобы слить ржавую воду. Как правило, через несколько минут вода становится прозрачной. Но если ржавая вода идет постоянно, это говорит о том, что нужна ее проверка.
Если вы решили подать жалобу, можете действовать следующим образом.
Шаг 1. Позвоните на горячую линию Единой диспетчерской службы
Номер телефона данной службы можно найти в любом подъезде, лифте или на информационных стендах. Также узнать контакты экстренных служб вы можете на сайте администрации.
Сообщите диспетчеру свои Ф.И.О., адрес и расскажите о проблеме. Информацию должны передать в управляющую компанию или водоканал. А если проблема небольшая, вам расскажут, как ее решить. Но на всякий случай запишите Ф.И.О. диспетчера, номер заявки и время ее регистрации. Информация пригодится, если придется жаловаться в другие инстанции.
Шаг 2. Обратитесь в управляющую компанию либо ЖЭК
Как сказано в части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом (МКД) предусматривает обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания людей, постоянную готовность коммуникаций и иного оборудования к предоставлению коммунальных услуг.
Коммунальщики должны владеть ситуацией на своей зоне ответственности. Также они могут заменить фильтры или обновить (отремонтировать) коммуникации, если причина ржавой воды заключается в этом.
Номера телефонов, а также электронный и почтовый адреса вы можете найти в квитанции на оплату коммунальных услуг. На ваше письменное обращение должны отреагировать на протяжении 3 дней (пп. «к» п. 31 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Шаг 3. Обратитесь в водоканал
Если обращение в управляющую компанию не помогло, а вода так и осталась грязной, свяжитесь с организацией, которая снабжает дом водой и отвечает за контроль качества водоснабжения. Ответственными за контроль качества питьевой воды являются компании, эксплуатирующие системы водоснабжения и отвечающие за качество подаваемой потребителям питьевой воды (п. 3.3 ГОСТ Р 51232-98).
Узнайте, кто отвечает за водоснабжение на вашей улице. Например, в Москве подачей горячей воды занимается ПАО «Московская объединенная энергетическая компания», а холодной – районные водоканалы. Контакты вам обязаны дать в управляющей компании. К обращению приложите фото грязной воды.
Специалисты водоканала обязаны отреагировать на обращение и устранить причину. Кроме того, у вас имеется возможность потребовать у водоканала оплаты и проведения экспертизы качества воды. Но если по ее результатам нарушений не будет выявлено, вам придется возместить все затраты. Акт проверки воды направят вам на протяжении трех рабочих дней (п. 110 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Шаг 4. Подайте жалобу в Роспотребнадзор или Государственную жилищную инспекцию
Если нет времени и финансов на проведение проверки качества воды, жалуйтесь в данные инстанции. Легче всего это сделать через официальные сайты ведомств. Потребуется авторизация через портал «Госуслуги». К обращению прикрепите документы, подтверждающие ваши жалобы на плохое качество воды. Такими документами и станут обращения в управляющую компанию, водоканал, поступивший вам ответ, а также акт проверки качества воды от водоканала.
Если вы не получили акт, придется письменно подтвердить бездействие управляющей компании и водоканала. Для этого напишите заявление в свободной форме, поставьте на нем свою подпись, а также попросите подписать его двум или более соседям. Лучше, если это будут члены правления домом и председатель. Также потребуется подпись работника управляющей компании или водоканала.
Специалисты обязательно проверят воду и направят вам ответ на протяжении 30 дней с момента регистрации обращения (п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Если будет выявлено, что в дом подается вода несоответствующего качества, контролирующий орган направит ответственной организации требование об устранении неисправности.
Шаг 5. Обратитесь в прокуратуру
Если указанные выше организации бездействовали и не устранили вашу проблему, подавайте жалобу в прокуратуру. К такой мере обычно прибегают, если антисанитарное качество воды носит постоянный, массовый характер и нет реакции со стороны контролирующих органов. Прокуратура проведет проверку, по итогам которой нарушителю будет выдано представление, постановление или предостережение, которое обязательно к исполнению (ст. 24, 25, 25.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).
Шаг 6. Подайте иск в суд
Одновременно с прокуратурой можете сразу направить иск в суд. В зависимости от причины проблемы изложите в нем требование к местной администрации или обслуживающей (ресурсоснабжающей) организации об устранении правонарушения. Например, о приведении системы водоочистки или водопроводной сети в надлежащее состояние. Суд разберется, кто виноват в плохом качестве воды (ресурсоснабжающая или обслуживающая сети организация, муниципалитет и прочее).
Но помните, при обращении в суд истец оплачивает госпошлину, услуги независимого оценщика, адвоката и прочее. Если вы сумеете выиграть дело, все эти расходы возместит проигравшая сторона. Кроме того, если у ответчика не будет возможности быстро устранить нарушение, тариф на воду должны пересчитать в меньшую сторону.
Как подать жалобу на качество воды
Существует несколько способов, которыми можно направить жалобу в любую из указанных выше организаций (органов, ведомств):
• личная передача документов в руки уполномоченному сотруднику. В этом случае сделайте два экземпляра жалобы: один вы отдадите адресату, на другом уполномоченный сотрудник проставит отметку о принятии документов и вернет вам;
• отправка жалобы почтой. Отправляйте обращение заказным письмом с описью вложенных документов и уведомлением о получении;
• отправка документов на электронную почту. Для этого отсканируйте или сделайте фото жалобы, всех документов, которые прикладываете к ней, и вышлите файлы на электронный адрес организации или госоргана.
Образец жалобы на качество воды
Рассмотрим, что необходимо указать в жалобе в управляющую компанию или водоканал. Обычно на информационных стендах таких организаций размещаются образцы обращений и жалоб (пп. «в» п. 31 правил, утвержденных постановлением № 416). Но вы можете составить жалобу и в свободной форме. В ней необходимо указать следующее:
• сведения о получателе жалобы: название управляющей компании (водоканала), адрес, а также по желанию можно указать номер телефона и электронную почту. Данные возможно взять из квитанции на оплату услуг ЖКХ либо в государственной информационной системе ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ);
• информацию об отправителе (о себе): Ф.И.О., адрес проживания или пребывания, номер телефона, адрес электронной почты, если есть;
• причины жалобы. Напишите, на что именно вы жалуетесь, какие нарушения допущены управляющей компанией. Также рекомендуется указать, какой именно пункт договора на управление МКД нарушила организация;
• требование об устранении нарушения. Здесь же можно изложить требование о проверке качества воды, выплате компенсации за ремонт испорченного имущества (например, стиральной машины). На это указано в пунктах 5 и 10 правил, утвержденных постановлением правительства № 491. Также вы можете потребовать перерасчета тарифа за воду за весь период, пока поступала вода ненадлежащего качества. Требование на перерасчет тарифа необходимо подать на протяжении 6 месяцев после нарушения (п. 8 правил изменения платы, утвержденных постановлением правительства № 491);
• срок, на протяжении которого вы готовы ждать ответ. Как указывалось, при обращении в управляющую компанию по поводу плохого качества воды ответ вы должны получить на протяжении 3 дней;
• перечень документов, которые вы прикладываете к жалобе. Это могут быть: копия письменного обращения в Единую диспетчерскую службу, акт проверки качества воды, если имеется, договор на управление МКД и прочее;
• дату составления жалобы, свою подпись и расшифровку подписи.
Написать жалобу в управляющую компанию или водоканал можно по нашему готовому образцу.
При составлении претензии в Роспотребнадзор можете придерживаться тех же рекомендаций. Только немного поменяйте просительную часть. Например, в ней не следует указывать требование о пересчете тарифа и получении компенсации — это ответственность управляющей компании. Вместо этого укажите требование о проведении проверки надлежащего соблюдения управляющей организацией правил предоставления качественных коммунальных услуг.
Скачать образец жалобы в Роспотребнадзор.
Если вы решили подать жалобу в прокуратуру, используйте рекомендации, представленные выше. В обращении изложите, в чем состояло нарушение со стороны управляющей компании, водоканала или даже Роспотребнадзора. Также напишите, как это отразилось на ваших законных правах (пп. 4 п. 1.9 тнструкции, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45).
Вы можете оставить первый комментарий