Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Жалоба на коллекторов

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Слово «коллектор» у многих вызывает неприятные ассоциации. Это человек, который профессионально занимается «выбиванием» долгов из клиентов банков и других заемщиков. Принято считать, что коллекторы действуют более напористо и даже агрессивно, чем обычные банковские работники. Некоторое время назад, до того, как был принят закон о коллекторской деятельности, это представление во многом соответствовало истине. Но времена меняются, и сейчас у должников есть свои законные методы противостояния работникам коллекторских служб. О них мы и расскажем в этой статье.
Содержание

  1. Куда подается жалоба на коллекторов
  2. Жалоба в НАПКА на коллекторов
  3. Как написать жалобу на коллекторов приставам
  4. Жалоба на коллекторов в прокуратуру
  5. Жалоба онлайн в ФССП на коллекторов

Куда подается жалоба на коллекторов

Коллекторами называют коммерческие организации, которые создаются, чтобы помогать возвращать просроченные долги. Такая работа — основной вид деятельности коллекторов.

Коллекторские организации являются юридическими лицами со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями.

Зачастую коллекторами также называют работников таких организаций.

Юридические лица, профессионально занимающиеся возвратом просроченных долгов, могут действовать по двум схемам:

1) они выкупают долги по договору цессии и становятся новыми кредиторами, приобретают право требовать долг и забрать его в случае, если процесс взыскания пройдет успешно;
2) по договору с кредитной организацией, МФО или иным кредитором они принимают на себя обязанность вести переговоры с должником, всячески склоняя его к возврату долга. В этом случае коллекторская организация не вправе присвоить себе возвращенные деньги. Ее задача — заставить должника вернуть их кредитору.

Коллекторы должны выстраивать свою работу в строгом соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Этим нормативно-правовым актом очерчены довольно узкие рамки поведения, выходить за которые коллекторы не имеют права.

В статье 6 данного закона перечислены действия, которые коллекторам совершать запрещено. В частности, при выполнении работы по взысканию долга нельзя:

1) применять физическую силу;
2) угрожать убийством или физической расправой;
3) портить имущество должника и совсем уничтожать его;
4) совершать действия, которые могут быть потенциально опасны для жизни и здоровья должника и третьих лиц;
5) психологически давить на должника, оскорблять и унижать его;
6) обманывать должника и других лиц, сообщая неверную информацию о сумме долга, причинах и сроках его неисполнения;
7) информировать должника и третьих лиц о том, что дело о взыскании долга передано в суд, если на самом деле это не так;
8) преувеличивать последствия невозврата задолженности;
9) вводить в заблуждение насчет административных и уголовно-процессуальных норм, которые могут быть предприняты по отношению к должнику;
10) убеждать в том, что кредитор или его представитель принадлежат к органам власти;
11) другими способами причинять вред или злоупотреблять своими возможностями.

Рассматриваемым законом предусмотрены и другие запреты для коллекторов, пренебрежение которыми трактуется как нарушение прав должников.

На случай таких нарушений и предусмотрена возможность обжалования действий коллекторских организаций и их работников.

Обратиться с жалобой можно в различные структуры и ведомства:

1) в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА);
2) Федеральную службу судебных приставов;
3) Роспотребнадзор;
4) прокуратуру;
5) суд;
6) ЦБ РФ.

Если действия коллекторов выходят за рамки закона, их можно привлечь к административной, а в некоторых случаях даже к уголовной ответственности (к примеру, по ст. 137 УК РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни).

Жалоба в НАПКА на коллекторов

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) — это добровольное объединение взыскателей. По сведениям с официального сайта ассоциации, по состоянию на дату написания статьи в ней состоят 75 действующих коллекторских организаций.

Данное объединение имеет свой устав и кодекс этики, в соответствии с которыми регулярно проводит проверки вступивших в него членов на предмет соблюдения ими законодательства о коллекторах.

Работает ассоциация и с обращениями граждан, пострадавших от неправомерных действий коллекторов.

На своем официальном сайте НАПКА напоминает об основных принципах законной работы коллектора. Он должен:

  • представиться должнику при звонке или личной встрече;
  • назвать кредитора и коллекторскую организацию, которую представляет;
  • проинформировать о размере долга;
  • не звонить чаще двух раз в неделю;
  • не отправлять больше четырех сообщений в неделю;
  • соблюдать режим звонков и другого общения (с 08:00 до 22:00 в будни и с 09:00 до 20:00 в выходные дни);
  • не настаивать на встречах чаще одного раза в неделю;
  • общаться в строго деловом стиле.

Если указанные правила коллектор не соблюдает или допускает иные нарушения, НАПКА предлагает заполнить форму обращения прямо на своем сайте https://zhaloba.napca.ru/.

В форме нужно:

1) указать личные данные заявителя (его Ф.И.О., дату рождения, контактные данные);
2) назвать коллекторскую компанию, ее ИНН, дать ссылку на ее сайт;
3) подробно описать допущенные коллекторами нарушения;
4) приложить доказательства нарушения коллекторами закона. Это могут быть, например, скрины, подтверждающие, что коллекторы беспокоили должника в неурочное время, или скрины, из которых следует, что они нарушали режим звонков или переписки, тревожа должника чаще, чем следовало это делать в соответствии с законом;
5) дать согласие на обработку персональных данных.

Каждое обращение подлежит рассмотрению контрольным комитетом НАПКА. По результатам к коллекторской организации, чей сотрудник нарушил требования закона при общении с должниками, может быть применен одно из следующих дисциплинарных взысканий:

1) предписание, в котором будет указано на необходимость устранить нарушение,
2) предупреждение,
3) штраф в размере от 5 до 100 тыс. рублей за каждое допущенное нарушение;
4) приостановка членства в НАПКА;
5) исключение из числа членов НАПКА.

Перечисленные виды взысканий установлены разделом 3 положения о мерах дисциплинарного воздействия, применяемых в некоммерческой организации НАПКА.
Стоит отметить, что прежде чем направлять в рассматриваемую ассоциацию жалобу на действия коллекторов, необходимо уточнить, является ли коллекторское агентство, которое допустило нарушение прав должника, членом НАПКА. Если это агентство в число членов ассоциации не входит, следует избрать иных адресатов для направления жалобы, так как на сторонних коллекторов влияние НАПКА не распространяется. Перечисленные взыскания могут применены только к коллекторским организациям — членам ассоциации.

Как написать жалобу на коллекторов приставам

Как уже упоминалось, законом предусмотрена административная ответственность коллекторов за нарушение установленных требований в области взыскания просроченных долгов (ст. 14.57 КоАП РФ).

Одним из органов, который управомочен рассматривать жалобы на коллекторов, является Федеральная служба судебных приставов. Это означает, что должники, полагающие, что их права нарушены в процессе взыскания сотрудниками коллекторской организации, могут подать жалобу в ФССП.

Сделать это можно одним из следующих способов:

1) передать в канцелярию ФССП бумажную жалобу лично. Желательно подготовить два экземпляра — один останется у приставов, а второй вернут должнику с отметкой о принятии;
2) отправить письмо с жалобой в отделение ФССП. Лучше выбирать отправку письмом с описью вложения, чтобы можно было подтвердить факт того, что посылалась именно жалоба;
3) заполнить специальную форму для обращений на официальном сайте ФССП в электронном виде;
4) передать жалобу приставам через представителя. В этом случае придется побеспокоиться об оформлении доверенности.

Жалоба на коллекторов подлежит рассмотрению  в течение 30 календарных дней (п. 1 ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Составить письменную жалобу можно в вольной форме, придерживаясь обычных правил оформления подобных документов. Необходимо указать:

— адресата (наименование отдела судебных приставов, его адрес);
— отправителя (Ф.И.О., адрес, контактные данные);
— суть претензий к коллектору (в чем именно заключалось допущенное нарушение, какие нормы Закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ нарушены, кто допустил нарушение, чем подтверждаются описываемые обстоятельства);
— суть требования (провести проверку деятельности коллекторской организации, привлечь нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством РФ);
— дату и подпись заявителя.

К жалобе нужно приложить документы, подтверждающие факт совершения нарушения.
Жалобу должник может подать в территориальный отдел по своему местожительству.

Жалоба на коллекторов в прокуратуру

Кроме судебных приставов, жалобу на недобросовестные действия коллекторов можно адресовать также прокурорским работникам. Важно понимать, что прокуратура — это не следующая инстанция после приставов, равно как подача жалобы на коллекторов в иные органы не исключает возможности одновременной подачи ее в прокуратуру. Должник вправе выбрать адресата по своему усмотрению либо пожаловаться на коллекторов сразу в несколько из возможных инстанций (в Роспотребнадзор, полицию, ФССП, НАПКА, прокуратуру). Но все же нужно учитывать специфику деятельности каждого из этих органов и организаций. Допустим, в ЦБ РФ целесообразно обращаться, если первоначальный кредитор (банк) не уведомил должника о продаже долга коллекторам. А в полицию и прокуратуру есть смысл идти, если коллекторы слишком рьяно взялись за дело и, к примеру, угрожают должнику физической расправой.

По своей сути жалоба на деятельность коллекторской организации в прокуратуру мало чем отличается от аналогичной жалобы в ФССП.

В документе нужно:

1) написать, кто ее подает, кому она адресован;
2) сообщить, в связи с чем создано обращение, какие именно нормы закона и права должника нарушены действиями коллектора (к примеру, можно пожаловаться на звонки в неурочное время или на несогласованный визит коллекторов на дом);
3) указать, какое коллекторское агентство допустило нарушения;
4) обозначить, чем подтверждаются незаконные действия;
5) сформулировать требование (обычно прокуратуру просят о проведении проверки в отношении коллектора);
6) указать, когда составлена жалоба;
7) поставить подпись заявителя.

Срок рассмотрения жалобы прокуратурой такой же, как и в ФССП, — 30 календарных дней (п. 5.1 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45).

В соответствии со статьей 10 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», рассмотрев жалобу, работники прокуратуры должны дать на нее мотивированный ответ. Если есть основания для привлечения виновных лиц к ответственности, обязаны принять решение о таком привлечении.

Жалоба онлайн в ФССП на коллекторов

Как уже отмечено, один из способов подать жалобу на коллектора — сделать это в электронном виде через сайт ФССП.

Для этого на данном сайте нужно зайти в раздел «Интернет-приемная» и заполнить предложенную форму.

Сведения предстоит внести следующие:

1) указать, что жалобу подает физическое лицо;
2) написать Ф.И.О. подателя документа;
3) указать субъект РФ, муниципальное образование и населенный пункт, а также улицу, номер дома, квартиры, индекс. Часть этих данных нужно выбирать из выпадающего списка. Если нужного значения в списке нет, следует поставить галочку в окошке, подтверждающую, что требуемое название в списке не обнаружено;
4) написать электронную почту и телефон заявителя;
5) выбрать вид обращения (жалоба);
6) определиться с темой обращения («Другие вопросы комплексного характера, требующие детального изучения обращения»);
7) указать территориальный орган и структурное подразделение (из выпадающего списка);
8) написать текст обращения. Нужно иметь в виду, что длина текста ограничена 4 тыс. знаков;
9) приложить подтверждающие документы (если они есть);
10) поставить отметку о принятии условий использования сервиса;
11) ввести код с картинки;
12) отправить жалобу нажатием специальной кнопки с надписью: «Отправить».

Форму с сайта ФССП можно взять за образец при составлении бумажной жалобы.

Кроме того, жалобу в ФССП можно отправить через госуслуги.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь