Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 21 июня 2022 г. № 03-07-11/58763

Вопрос: Предлагается разъяснить порядок применения ставки НДС в следующей ситуации: юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения, основной код вида деятельности — 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». При гостинице есть ресторан, не выделенный в отдельное юридическое лицо. Выручка от деятельности ресторана составляет менее 70% от всей выручки юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ с 2022 г. решено освободить организации общепита (кафе, рестораны и т.д.), применяющие общий режим налогообложения, от НДС. Такая мера поддержки введена в связи со снижением доходов от услуг общепита из-за пандемии коронавируса и из-за ограничений на посещение предприятий общепита отдельными гражданами.

Кроме этого, Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ дополнен Перечень операций, при совершении которых НДС рассчитывается по ставке 0 процентов, установлен п. 1 ст. 164 НК РФ. В этот перечень добавили услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
На практике гостиница не может работать без услуг ресторана, который находится на ее территории, так как завтрак для гостей является неотъемлемой частью услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Если бы ресторан был выделен в отдельное юридическое лицо, то он смог бы применять льготу по НДС.

Получается, что юридическое лицо, не желая дробить бизнес, так как это противоречит законодательству, вынуждено отказаться от мер поддержки малого бизнеса, которые предлагает государство в кризисное время.

На основе вышеизложенного: каким образом организации общепита при гостинице могут применить меры поддержки бизнеса (освобождение от НДС или НДС 0%)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июня 2022 г. № 03-07-11/58763

 

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость организацией, осуществляющей виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

— сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона № 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).

При этом в целях применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг общественного питания сумма доходов, размер которой не должен превышать в совокупности 2 млрд рублей, определяется по всем видам деятельности, осуществляемым налогоплательщиком, и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов должен составлять не менее 70 процентов.

Таким образом, организация, осуществляющая виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании услуг общественного питания, в случае если организацией соблюдаются установленные подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса условия, в том числе в части суммы доходов от осуществляемых видов деятельности и удельному весу доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов.

Что касается услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, то согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) пункт 1 статьи 164 Кодекса дополнен подпунктом 19, в соответствии с которым налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

При этом на основании положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ налоговая ставка в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется налогоплательщиками по 30 июня 2027 года включительно.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 67-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Федеральный закон № 67-ФЗ опубликован 26 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации в сети Интернет по адресу http://www.pravo.gov.ru.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2022 года.

Таким образом, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно реализуемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.

При этом применение налоговой ставки в размере 0 процентов в отношении услуг общественного питания, реализуемых через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, Федеральным законом № 67-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, либо освобождаются от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ

21.06.2022