Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2021 № Ф03-5238/2021 по делу № А73-822/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2021 г. N Ф03-5238/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от Акционерного общества «Дакгомз» — Чуденин А.А., представитель по доверенности от 01.01.2021 N 16-28/858;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края — представитель Логинова Т.В. по доверенности от 24.05.2021 N 03-23/008149;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю — представитель Логинова Т.В. по доверенности от 18.05.2021 N 05-12/064046;
рассмотрев в онлайн-заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Дакгомз»
на решение от 20.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021
по делу N А73-822/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества «Дакгомз» (ОГРН 1022700516849, ИНН 2726000036, адрес: 681007, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Радищева, д. 2)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1042700034585, ИНН 2703003087, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 68); Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
о признании незаконным решения

установил:

Акционерное общество «Дакгомз» (далее — общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее — инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.08.2020 N 14-18/1232.
К участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее — управление).
Решением суда от 20.04.2021, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021, в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество в жалобе и его представитель посредством онлайн участия в судебном заседании суда округа, настаивают, что изменения, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 300-ФЗ) в статью 427 НК РФ в виде дополнения данной статьи пунктом 10.1, в части применения пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, учитывая правила пункта 1 статьи 5 НК РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, могли применяться только с 01.01.2019 и к нему за период 2018 года не применимы. Полагают, что поскольку общество уже было признано резидентом ТОСЭР по заключенному с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашению от 28.06.2017 N 1-Р-138 (далее — Соглашение) в период ранее внесенных законодателем изменений, которые ухудшили положение налогоплательщика, то указанные изменений не должны применяться к обществу и после 01.01.2019. Также считают, что суды не учли, что общество руководствовалась публикацией на сайте ФНС России от 06.11.2018 о том, что плательщики страховых взносов, являющиеся резидентами ТЭСЭР до внесения изменений в порядок их исчисления Законом N 300-ФЗ, могут продолжать применять ранее существующий льготный режим обложения, новые условия на него не распространяются. Следовательно, выводы судов об отсутствии оснований для учета обстоятельств, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, считают ошибочными. Кроме того, указывают, что так как сразу после того как возникла определенность относительно уплаты страховых взносов за 2019 год, общество сообщило налоговому органу о пересмотре своих обязательств, уплатило в бюджет страховые взносы и пени до даты составления акта проверки, действия инспекции и выводы судов о верном начислении штрафа ошибочны.
Управление и инспекция в отзыве и их представитель в судебном заседании суда округа доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменений как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с заключенным с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашением 28.06.2017 N 1-Р-138 (далее — Соглашение), было признано резидентом ТОСЭР.
На основании решения от 10.03.2020 N 14-18/03569 инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование за период с 01.07.2018 по 31.12.2019.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акте проверки от 09.07.2020, по результатам рассмотрения которого и возражений общества, инспекцией принято решение от 24.08.2020 N 14-18/1232 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу доначислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в общем размере 14 417 757,52 руб., пени в сумме 2 349 762,40 руб., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 79 433,00 руб.
Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который решением от 23.10.2020 N 13-09/19926@ оставил жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилась с заявлением арбитражный суд, который придя к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов, в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Общество, в силу приведенных положений Кодекса, является плательщиком страховых взносов и обязано отдельно в отношении каждого физического лица исчислять и уплачивать страховые взносы и вправе согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Для плательщиков, указанных в подпунктах 11 — 14 пункта 1 статьи 427, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в иных размерах, а именно: в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование — 0,1 процента (подпункт 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 настоящей статьи, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 — 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ).
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ определено одно из условий, согласно которому им является получение организацией или индивидуальным предпринимателем статуса резидента ТОСЭР в соответствии с Законом N 473-ФЗ.
Частью 2 статьи 2 Закона N 473-ФЗ закреплено, что резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), и которые заключили в соответствии с настоящим законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Такие лица признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Закона N 473-ФЗ).
ТОСЭР предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР; особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; иные предусмотренные данным федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
С 03.08.2018 вступил в силу Закон N 300-ФЗ, которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1 о том, что плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ или Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 300-ФЗ закреплено, что действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.
Таким образом, по общему правилу резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@ резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, инспекцией установлено, что Соглашением от 28.06.2017, заключенным между обществом, в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2017, от 09.04.2019 и бизнес-планом предусмотрено, что резидент создает 10 новых рабочих место в рамках реализации инвестиционного проекта.
Общество стало резидентом с даты внесения соответствующей записи в реестр и выдачи свидетельства — 28.06.2017. Следовательно, на него распространяются изменения порядка исчисления страховых взносов, внесенные Законом N 300-ФЗ с 03.08.2018.
При этом судами мотивировано отклонены доводы общества о неприменении к нему данных положений и незаконном ухудшении его налогового бремени в части спорных страховых взносов.
Суды правомерно указали, ссылаясь на позицию, отраженную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935 «Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@», что нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов ТОСЭР и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности.
Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, по существу, лишь уточнил условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Иное понимание обществом положений законодательства, непринятие их в отношении себя как налогоплательщика, правильных выводов судов опровергнуть не может.
Вместе с этим судами по материалам налоговой проверки в отношении общества установлено, и не оспаривается налогоплательщиком, что в проверяемый период количество физических лиц, занятых на новых рабочих местах (в буквальном толковании положений законодательства), составило: в 3 квартале 2018 г. — 1; в 4 квартале 2018 г. — 1; в 1 квартале 2019 г. — 3; во 2 квартале 2019 г. — 5; в 3 квартале 2019 г. — 10; в 4 квартале 2019 г. — 10.
Факт начисления обществом страховых взносов в указанные периоды с применением льготных тарифов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отношении всех работников общества: в 3 квартале 2018 года — 517; в 4 квартале 2018 года — 465; в 1 квартале 2019 года — 426; во 2 квартале 2019 года — 470; в 3 квартале 2019 года — 491; в 4 квартале 2019 года — 459, а не только в отношении занятых на новых рабочих местах, подтверждается представленными инспекцией доказательствами (приказами о приеме на работу, расчетными ведомостями по заработной плате, карточками учета сумм начисленных страховых взносов) и обществом не оспаривается.
При установленных обстоятельствах, применительно к положениям действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу о наличии у налогового органа законных оснований для доначисления страховых взносов за период с августа по декабрь 2018 год включительно, в отношении сумм выплат в отношении лиц, не занятых на новых рабочих местах, в общем размере 14 417 757,52 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование — 10 295 748,8 руб., на обязательное социальное страхование — 866 356,32 руб. и на обязательное медицинское страхование — 3 255 652,40 руб.
При этом, вопреки утверждению общества, инспекцией и в дальнейшем судами учтено, что страховые взносы за 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев 2019 года в отношении лиц, не занятых на новых рабочих местах в общем размере 36 419 320,50 руб. были самостоятельно уплачены обществом в ходе выездной налоговой проверки.
Вместе с тем, в связи с несвоевременной уплатой сумм страховых взносов за проверяемый период инспекцией обоснованно на основании статьи 75 НК РФ начислены пени в общей сумме 2 349 762,40 руб.
Довод, повторно заявленный в суде округа о том, что налогоплательщик должен быть освобожден от налоговой ответственности ввиду того, что он руководствовался разъяснениями, опубликованными 06.11.2018 на официальном сайте ФНС России по адресу www/nalog.ru/rN27/news/tax_doc_news/7941422, правильно отклонен судами, исходя из того, что как установлено судом непосредственно в судебном заседании, на дату судебного разбирательства данная страница на сайте ФНС России отсутствует; из письменных отзывов налоговых органов и пояснений в суде второй инстанции их представителя установлено, что указанная публикация была размещена в разделе «Новости налогового законодательства» и не представляла собой какого-либо официального документа, подписанного должностным лицом ФНС России; соответствующего документа от ФНС России в нижестоящие налоговые органы не направлялось.
Таким образом, как указали суды, в данном случае отсутствуют основания для применения положений статьи 111 НК РФ.
Доводы общества о необоснованном привлечении к ответственности за 2019 год в связи с представлением уточненных расчетов за 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев 2019 года и уплатой доначисленных страховых взносов в размере 36 419 320,50 руб. и пени в размере 3 521 924,14 руб. судами правомерно отклонены.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса предусмотрено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается, что назначению налоговой проверки предшествовало проведение инспекцией мероприятий, направленных на побуждение общества к уточнению обязательств по страховым взносам, и в частности обществу были направлены: требование от 02.07.2019 N 886 о представлении пояснений или внесение исправлений в расчеты по страховым взносам за 9 и 12 месяцев 2018 года и 1 квартал 2019 года, уведомление от 25.07.2019 N 2078 о вызове в налоговый орган для дачи пояснений.
Налогоплательщику была предоставлена фактическая возможность самостоятельно устранить допущенные нарушения и тем самым избежать привлечения к налоговой ответственности в порядке применения пункта 1 части 4 статьи 81 НК РФ.
Вместе с тем, уточненные расчеты по страховым взносам за 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев 2019 года представлены обществом в инспекцию 16.03.2020, то есть после получения решения инспекции от 10.03.2020 N 14-18/003569 о проведении выездной налоговой проверки (получено обществом по ТКС 12.03.2020).
Поскольку уточненные налоговые декларации поданы обществом после истечения срока на их подачу и срока уплаты страховых взносов, а также после получения им решения инспекции о проведении выездной налоговой проверки по этим страховым взносам за и этот период, суд пришел к правильному выводу о том, что основания для освобождения от ответственности в указанном порядке отсутствуют.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что из оспариваемого решения усматривается, что при расчете суммы налоговых санкций по статье 122 НК РФ инспекцией были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, в том числе социальная направленность деятельности (производство социально значимой продукции), осуществление благотворительной деятельности и значительная численность работников. В результате применения статьи 114 НК РФ, размер налоговой санкции уменьшен в 128 раз по сравнению с размером, установленным частью 1 статьи 122 НК РФ.
Каких-либо иных обстоятельств, смягчающих ответственность, обществом не приведено и судами не установлено.
На основании изложенного, заключение судов об обоснованном выводе налогового органа в оспариваемом решении о нарушении налогоплательщиком пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, в виде неправомерного применения пониженных тарифов по страховым взносам, и верном доначислении недоимки, пени и штрафов, соответствует материала дела.
В связи с чем, в удовлетворении требований обществу отказано правомерно.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене — не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 20.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А73-822/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Н.НИКИТИНА

——————————————————————