АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2025 г. по делу N А09-8458/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2025.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Бессоновой Е.В.
Радвановской Ю.А.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лемзиной Л.И.
При участии в заседании:
от ООО «Бизнес Актив» (ОГРН 1163256063244; ИНН 3245011615) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от УФНС России по Брянской области (г. Брянск, ул. Крахмалева, 53) Грамм О.Г. — представителя (доверен. от 13.05.2024 N 53)
от МИ ФНС России по Центральному федеральному округу (г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66 стр. 1) Грамм О.Г. — представителя (доверен. от 07.05.2025 N 00-21/01773@)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.10.2024 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу N А09-8458/2023,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Актив» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области об исполнении обязанности по предоставлению налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организации за 12 месяцев, квартального за 2021 по сроку 30.03.2022, обязании налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.11.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2024 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора общество уточнило свои требования и просило признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области о направлении уведомления от 02.03.2023 N 3934 о неисполнении обязанности ООО «Бизнес Актив» по представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций за 2021 год в отношении недвижимого имущества с кадастровым номером 32:02:0040902:328, находящегося по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Малое Полпино, ул. Комсомольская, д. 71 А.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.10.2024, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Брянской области обществу направлено уведомление от 27.01.2023 N 215 о вызове в налоговый орган, в связи с непредставлением налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год, в котором указано, что в нарушение ст. 378.2 НК РФ вами не уплачен налог на имущество организаций за 2021 год, а именно, по стр. 100 раздела 3 в отношении недвижимого имущества с кадастровым номером 32:02:0040902:328, находящегося по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Малое Полпино, ул. Комсомольская, д. 71 А.
В ответ на уведомление от 27.01.2023 N 215 общество письмом от 02.02.2023 N 2023/01 сообщило, что находится на упрощенной системе налогообложения и на 01.01.2021 недвижимое имущество с кадастровым номером 32:02:0040902:328, находящееся по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Малое Полпино, ул. Комсомольская, д. 71 А, не было включено в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. При этом общество сослалось на письмо Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-05-01/95999.
В адрес общества инспекцией было направлено письмо от 10.02.2023 N 18-32/02946@, в котором указано, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 32:02:0040902:328 с 01.01.2020 включен в данный Перечень, утвержденный Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723.
Обществу инспекцией направлено уведомление от 02.03.2023 N 3934 о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций за 2021 год, квартального по сроку 30.03.2022, в котором указано о вынесении решения о приостановлении операций по счетам общества на основании подпункта 1 пункта 3, пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.
Инспекцией принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 03.04.2023 N 531, с указанием на непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 12 месяцев, квартального за 2021 год сроком до 30.03.2022.
Обществом в июле 2023 года была подана жалоба в УФНС России по Брянской области о признании незаконными указанных действий инспекции и отмене решения от 03.04.2023 N 531, которая согласно письму управления от 31.07.2023 N 36-24/19021 перенаправлена в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу.
Ссылаясь на отсутствие обязанности по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество за 2021 год, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
— 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
— 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
— 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
— 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Подпунктом 2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений настоящей статьи.
Согласно пункта 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Как установлено судами, ООО «Бизнес Актив» с 01.01.2019 применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем не является плательщиком налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно приобщенной к материалам дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 22.05.2024 кадастровый номер 32:02:0040902:328 присвоен сооружению, назначение и наименование которого «автозаправочный комплекс», адрес: Брянская область, Брянский район, с. Малое Полпино, ул. Комсомольская, д. 71 А.
Сведений о том, что автозаправочный комплекс является вновь образованным объектом недвижимого имущества, в материалах дела не имеется.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержден Перечень соответствующих объектов недвижимого имущества, в котором объект с кадастровым номером 32:02:0040902:328 отсутствует.
В Приложении к Приказу Управления имущественных отношений Брянской области от 01.02.2021 N 125 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 N 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в разделе «здания, строения, сооружения» указан кадастровый номер 32:02:0040902:328, в разделе адрес объекта недвижимого имущества: Брянская область, Брянский район, с. Малое Полпино, ул. Комсомольская, д. 71 А.
Руководствуясь вышеприведенными нормами статьи 378.2 НК РФ и исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что спорный объект 01.02.2021 был обнаружен и внесен в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, суды сделали правомерный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для направления обществу спорного уведомления.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 12.07.2022 N 1717-О, от 12.07.2022 N 1716-О, в которых разъяснено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат, по общему правилу, включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется с этим и подпункт 2 пункта 12 той же статьи, в силу которого в случае, если кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) такой объект не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации без учета положений его статьи 378.2.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный объект был обнаружен ранее в 2020 году, не подтверждены материалами дела и опровергаются Приложением к Приказу Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2020 N 1723, которым по состоянию на 01.01.2021 был определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.10.2024 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу N А09-8458/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Ю.А.РАДВАНОВСКАЯ
——————————————————————