ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2025 г. N 09АП-8017/2025
Дело N А40-210959/24
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2025 по делу N А40-210959/24 (140-1554), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению АО «ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ» (ОГРН: 1027700002660, ИНН: 7710022410)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения
без вызова сторон
установил:
АО «ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ» (далее — Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее — заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения от 08.07.2024 N 77112450000179.
Решением суда от 24.01.2025 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Отделения Фонда, в случае компенсации организацией расходов работника на прохождение медицинских осмотров не в рамках договоров добровольного личного страхования работников или договоров на оказание медицинских услуг работникам, заключаемых с медицинскими организациями на срок не менее одного года, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Также, по мнению Отделения Фонда, компенсация за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не поименована, в связи с чем, подлежит обложению страховыми взносами.
От общества поступил отзыв, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям ч. 5 ст. 228 АПК РФ, по представленным в дело доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением Фонда в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2021-2023 годы.
По итогам проверки составлен акт выездной проверки от 04.06.2024 N 77112450000177 (далее — Акт), в соответствии с которым страховщиком выявлены нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обществом представлены возражения по Акту N ГТП-170-110-20/58153 от 25.06.2024.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Отделением Фонда вынесено решение от 08.07.2024 N 77112450000179 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Решение).
В соответствии с Решением установлено нарушение пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), Отделение Фонда пришло к выводу о занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 126 786,00 руб., ввиду невключения Обществом в облагаемую страховыми взносами базу сумм компенсаций работникам расходов за прохождение обязательных предварительных медицинских осмотров.
Согласно резолютивной части Решения Обществу доначислены страховые взносы в сумме 253,57 руб., начислены пени в сумме 24,29 руб., Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 50,71 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение нарушает Федеральный закон N 125-ФЗ, поскольку спорные компенсационные выплаты работникам не облагаются страховыми взносами.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с решением Отделением Фонда установлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2021-2023 годы на сумму 126 786,00 руб., ввиду невключения Обществом в облагаемую страховыми взносами базу сумм компенсаций работникам расходов за прохождение предварительных медицинских осмотров. Доначислены страховые взносы в сумме 253,57 руб.
По мнению фонда, работники непосредственно обращались в медицинские организации с последующей компенсацией произведенных расходов работодателем.
Однако Отделением Фонда не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователем в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Статья 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно положениям ч. 5 и ч. 8 ст. 220 ТК РФ порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, их периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Упомянутые порядки утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», от 20.05.2022 N 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование».
В соответствии с Уставом (п. 4.2) основными видами деятельности Общества, в том числе являются:
— архитектурно-строительное проектирование путем подготовки проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, природного, попутного и сжиженных углеводородных газов и других жидкостей и иных объектов капитального строительства;
— инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, природного, попутного и сжиженных углеводородных газов и других жидкостей и иных объектов капитального строительства, в том числе лабораторные исследования материалов инженерных изысканий, камеральная обработка материалов инженерных изысканий, оформление результатов инженерных изысканий, выполнение буровых и поисковых работ;
— научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по проблемам транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, газов и сжиженных газов, включая разработку генеральных схем развития и размещения магистральных трубопроводов;
— оказание транспортных услуг;
— осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (защитой государственной тайны), оказанием услуг по защите государственной тайны.
Приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.05.2022 N 342н определены виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, в соответствии с п. 1 которого туда относится деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, а также согласно п. 10 — деятельность, связанная с работами с использованием сведений, составляющими государственную тайну.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 988н/1420н, в соответствии с п. 18 в перечень которого, в частности, включены работы по управлению наземными транспортными средствами.
Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья определены в ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ), согласно которой:
— в целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры (часть 1);
— перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2);
— в случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ (часть 3);
— работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения (часть 5).
В соответствии со ст. 65 Федерального закона N 323-ФЗ медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (часть 1).
На основании п. 18 совместного приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 988н/1420н, п. 1 и п. 10 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.05.2022 N 342н Обществом определились 34 работника, подлежащие прохождению предварительного медицинского осмотра, подлежащие прохождению предварительного медицинского осмотра, а именно водители автомобиля 5 разряда Абакумов А.Н., Акимов А.А., Богомолов А.В., Герасимов А.В., Захаров С.Ю., Киселев Е.В., Кругов П.М., Кушнаренко В.В., Литвиненко Н.Н., Лукин В.В., Пашовкин А.Н., Федоров И.А., Якунин А.С.; водители автомобиля 4 разряда Обухов С.Ф., Хазиахмедов Р.Ш.; водитель вездехода 5 разряда Егоров Д.А.; руководитель группы Ананин А.В.; ведущий специалист по ИБ Афанасьев Н.Н.; главный специалист Бурдюков А.Б.; геодезисты 2 категории Васькова Е.С., Марков В.В.; геодезист Мурсалимов Р.И.; инженеры 1 категории Жигунов А.М., Шувалова О.Д.; техник 2 категории Кирсанова Н.Д.; техник 1 категории Подгорнов В.А.; лаборант 5 разряда Котлярова Н.А.; геолог 2 категории Красильников И.А.; геолог 1 категории Марков В.С.; начальник отдела Молчанова О.Ю.; главный специалист Переверзев А.В.; ведущие инженеры Скварко В.С., Хоренко С.В.; гидролог 2 категории Чудиновская Л.А.
По данным случаям компенсации реестром Общества от 29.05.2024 N 1 в ответ на требование Отделения Фонда от 24.04.2024 N 77112450000172 были представлены подтверждающие первичные учетные документы, претензии к их полноте и оформлению у Отделения Фонда в ходе выездной проверки отсутствовали (приложения 18, 19 к заявлению).
Например, в период 2021-2023 годы работниками, проходившими медицинские осмотры, представлены следующие документы (приложение 20 к заявлению, приложения 5-7 к ходатайству от 11.09.2024):
— инженером 1 категории Жигуновым А.М. представлены договор на оказание медицинских услуг от 11.02.2021 N 1002, кассовый чек, согласно которым он проходил медицинский осмотр в лицензированной медицинской организации ООО «БАН» по адресу: Москва, Новочеркасский бульвар, д. 55, корп. 2, общая стоимость услуг 2200 руб.;
— водителем автомобиля 5 разряда Пашовкиным А.Н. представлены договор на оказание платных медицинских услуг от 12.05.2022 N 05/12, кассовый чек, согласно которым он проходил медицинский осмотр в лицензированной медицинской организации ООО «Лекарь-2006» по адресу: Москва, ул. Зюзинская, д. 3, общая стоимость услуг 2850 руб.;
— водителем автомобиля 4 разряда Обуховым С.Ф. представлены договор об оказании платных медицинских услуг от 02.02.2023 N 195695-3, кассовый чек, согласно которым он проходил медицинский осмотр в лицензированной медицинской организации ООО «Центр Медицины Труда» по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Химиков, д. 1, общая стоимость услуг 4 290 руб.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В рассматриваемом случае осуществлявшиеся Обществом спорные выплаты (компенсации) не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения работы, не являлись стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда. Соответственно, они не являются объектом обложения страховыми взносами на основании п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Приведенная Отделением Фонда норма пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежит применению к рассматриваемым обстоятельствам, поскольку она устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, Решение Отделения Фонда подлежит признанию недействительным в силу нарушений Федерального закона N 125-ФЗ, поскольку спорные компенсационные выплаты работникам не облагаются страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах. По существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статей 15, 24, 57, 129, 135, 164, 325 Трудового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, спорные выплаты носят социальный характер, в связи с чем, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Названные выше выплаты не предусмотрены трудовыми договорами; основанием для таких выплат являлись нормы, предусмотренные коллективным договором и отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности Российской Федерации.
Спорные выплаты не связаны с трудовыми показателями работников, не входят в состав заработной платы, не зависят от трудовых успехов работников и не являются средством вознаграждения их за труд; не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выводы судов соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2025 по делу N А40-210959/24, оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
——————————————————————