Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 № 17АП-10938/2023-АК по делу № А60-19722/2023

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2023 г. N 17АП-10938/2023-АК

Дело N А60-19722/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Климашевской К.И.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 августа 2023 года по делу N А60-19722/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление N 5» (ИНН 6685080975, ОГРН 1146685051105)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — конкурсного управляющего Гордиенко Евгения Дмитриевича
о признании безнадежной к взысканию задолженности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление N 5» (далее — заявитель, общество, ООО «СМУ-5») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее — заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области) с требованием о признании безнадежными к взысканию суммы задолженности ООО «СМУ-5» в размере 302 650,94 руб., в том числе: — 63 720 руб. — недоимка по НДС со сроками уплаты 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019, — 27 361,83 руб. — пени на недоимку по НДС в размере 63 720 руб.; — 108 855,80 руб. — задолженность по страховым взносам на ОМС со сроками уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, — 48 300,39 руб. — пени на задолженность по страховым взносам на ОМС в размере 108 855,80 руб.; — 24 771,08 руб. — задолженность по страховым взносам на ОМС со сроками уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, — 11 140,79 руб. — пени на задолженность по страховым взносам на ОМС в размере 24 771,08 руб.; — 14 085,51 руб. — задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование со сроками уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, — 6 270,54 руб. — пени на задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 14 085,51 руб.; признании прекращенной обязанность по уплате указанных сумм.
Определением Арбитражного суда Свердловской от 14.06.2023 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО «СМУ-5» Гордиенко Евгений Дмитриевич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2023 года (резолютивная часть от 01.08.2023) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных ООО «СМУ-5» требований отказать.
В апелляционной жалобе налоговый орган со ссылками на особенности взыскания с 01.01.2023 сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, установленные ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 263-ФЗ) и направление по состоянию на 11.04.2023 в адрес заявителя требования об уплате задолженности N 370, в связи с тем, что не были предприняты меры принудительного взыскания, полагает отсутствующими основания для признания безнадежной для взыскания спорной задолженности по уплате налогов, пени.
ООО «СМУ-5» в отзыве на апелляционную жалобу против ее удовлетворения возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы судом в их отсутствие.
Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 08.10.2018 ООО «СПЕЦЦЕМРЕМОНТ» (ИНН 6672355478, ОГРН 1116672027306) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании ООО «СМУ-5» несостоятельным (банкротом), которое определением от 18.10.2018 принято судом, возбуждено производство по делу о банкротстве N А60-57719/2018.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2018 (резолютивная часть от 19.11.2018) по делу N А60-57719/2018 были признаны обоснованными требования ООО «СПЕЦЦЕМРЕМОНТ» о признании ООО «СМУ-5» несостоятельным (банкротом). В отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Гордиенко Е.Д.
Решением суда от 29.05.2019 (резолютивная часть от 22.05.2019) по делу N А60-57719/2018 процедура наблюдения в отношении ООО «СМУ-5» прекращена, ООО «СМУ-5» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Гордиенко Е.Д.
Определением суда от 22.12.2021 (резолютивная часть от 15.12.2021) в связи с утверждением между кредиторами ООО «СМУ-5» и должником мирового соглашения производство по делу N А60-57719/2018 о банкротстве ООО «СМУ-5» прекращено.
В соответствии с условиями п.п. 1, 2 утвержденного судом мирового соглашения непогашенные требования кредиторов первой и второй очереди отсутствуют; непогашенные требования кредиторов первой и второй очереди по текущим платежам отсутствуют.
Как усматривается из банкротного дела в отношении ООО «СМУ-5», прекращению производства по нему и заключению мирового соглашения предшествовало погашение ООО «СМУ-5» требований Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области, включенных в реестр требований кредиторов определением от 06.06.2019 в размере 469 528,55 руб., в том числе 236 034,11 руб. в состав второй очереди и 233 494,44 руб. — в состав третьей очереди.
Определением от 03.12.2021 было удовлетворено заявление учредителя (участника) должника — закрытого акционерного общества «Специализированное монтажное управление N 5» (ИНН 6662113695) (ЗАО «СМУ N 5») о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей. ЗАО «СМУ N 5» в срок до 10.01.2022 (включительно) предложено погасить требования кредитора — Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области в сумме 469 528,55 руб., из которой 455 849,83 руб. — основной долг, 13 678,72 руб. — пени.
Определением от 18.01.2022 по делу N А60-57719/2018 требования об уплате обязательных платежей признаны судом погашенными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства отсутствия задолженности по обязательным платежам ввиду признания их погашенными в полном объеме, установив наличие ограничений по расчетным счетам, ООО «СМУ-5» обратилось в адрес инспекции с заявлением об исправлении технической ошибки в карточке предприятия, представлении обновленного акта сверки расчетов с бюджетом на дату исправления, полученное налоговым органом 22.02.2023 (представлено 22.05.20232 в электронном виде с рассматриваемым заявлением).
В ответ на обращение ООО «СМУ-5» Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области письмом от 17.03.2023 исх. N 08-24/05224 (представлено 22.05.20232 в электронном виде с рассматриваемым заявлением) сообщила о числящейся у ООО «СМУ-5» по состоянию на 15.12.2021 следующей, возникшей после 18.10.2018 (дата возбуждения производства по делу о банкротстве ООО «СМУ-5»), текущей задолженности в общей сумме 302 650,94 руб., в том числе основной долг — 209 432,39 руб., пени — 93 073,55 руб., штраф — 145 руб., подлежащей удовлетворению согласно ст. 134 Закона о банкротстве.
Задолженность по НДС в сумме основного долга 63 720 руб., образовавшаяся в связи с неуплатой налога по представленной в инспекцию декларации по НДС за 4 квартал 2018 г. по срокам уплаты за 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019, а также в сумме пени 27 361,83 руб. за неуплату указанного долга по НДС.
Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 106 855,80 руб., образовавшаяся в связи с неуплатой налога по представленным организацией расчетам по страховым взносам за 2018 г. по срокам уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, а также пени в размере 48 300,39 руб. за неуплату страховых взносов.
Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 24 771,08 руб., образовавшаяся в связи с неуплатой налога по представленным организацией расчетам по страховым взносам за 2018 г. по срокам уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, а также пени в размере 11 140,79 руб. за неуплату страховых взносов.
Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 085,51 руб., образовавшаяся в связи с неуплатой налога по представленным расчетам по страховым взносам за 2018 г. по срокам уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, а также 6 270,54 руб. пени, доначисленные за неуплату указанной задолженности.
Полагая, что вышеуказанная задолженность на общую сумму 302 650,94 руб. является безнадежной к взысканию, поскольку сроки на принудительное взыскание данной задолженности истекли, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из пропуска инспекцией установленных законом сроков на принудительное взыскание указанной задолженности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 59 НК РФ установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Одним из таких оснований в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Из взаимосвязанного толкования норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса следует, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Изложенное разъяснение приведено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Для удовлетворения требований плательщика (налогов, страховых взносов) о признании задолженности безнадежной к взысканию суд должен установить, что на момент обращения плательщика в суд с таким иском установленные НК РФ сроки взыскания налогов или страховых взносов истекли.
В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено Кодексом.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 70 НК РФ).
Само по себе нарушение срока, предусмотренного статьей 70 НК РФ, не является основанием для признания требования незаконным.
Однако, как указано в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.
При проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
Аналогичный вывод содержится также в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71), пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика в банках.
Пунктом 2 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (пункты 9 — 10 статьи 46 НК РФ).
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (пункты 8 — 9 статьи 47 НК РФ).
После истечения упомянутых сроков налоговый орган утрачивает право на взыскание обязательных платежей, соответствующая задолженность становится безнадежной, а все действия по ее взысканию — незаконными.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Начиная с 02.09.2010 в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), а в настоящее время в пункте 4 статьи 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 — 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.
В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
В отношении возникновения спорных сумм долга и предпринятых мер по его взысканию, апелляционным судом, в том числе с учетом пояснений налогового органа в отзыве на заявление суду первой инстанции с представлением обосновывающих их документов, установлено следующее.
С 01.01.2023 все категории налогоплательщиков переходят на новую форму оплаты налогов и страховых взносов — единый налоговый платеж, распределяющийся на единый налоговый счет в соответствии с Федеральным законом N 263-ФЗ.
По данным инспекции по состоянию на 22.05.2023 отрицательное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента составляет 315 177,44 руб., в том числе по налогам 172 820,56 руб., пени — 138 478,08 руб., штрафам — 3 878 руб.
Из расшифровки задолженности, приводимой в табличной форме в отзыве, усматривается, что соответствующий долг сформирован, в том числе из спорных сумм НДС в размере 63 720 руб. и штрафной санкции в сумме 145 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 по 31.12.2022) — 46 091,04 руб., страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 — 10 684,73 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 01.01.2017 по 31.12.2022) — 6 075,62 руб., а также по налогу на прибыль организаций — 46 249,17 руб., НДФЛ — 3 733,80 руб.,
В отношении возникновения спорных сумм задолженности по НДС в размере 63 720 руб. по срокам уплаты 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019, штрафной санкции в размере 145 руб. установлено следующее.
Заявителем 07.03.2019 представлена уточненная налоговая декларация (корр. N 1) по НДС за 4 квартал 2018 г., согласно которой сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет 73 399 руб., в том числе по сроку уплаты 25.01.2019 — 24 466 руб., по сроку 25.02.2019 — 24 466 руб., по сроку 25.03.2019 — 24 467 руб.
Обществу на основании статей 69, 70 НК РФ по ТКС направлено требование N 44863 по состоянию на 15.04.2019 об уплате налога, пени, штрафа, согласно которому включена задолженность по уплате НДС в сумме 73 399 руб.: по сроку уплаты 25.01.2019 — 24 466 руб., по сроку 25.02.2019 — 24 466 руб., по сроку 25.03.2019 — 24 467 руб., а также пени по НДС — 1 352,56 руб. (требование представлено 22.05.2023 в электронном виде с отзывом инспекции). Срок исполнения требования установлен до 08.05.2019.
Заявителем 17.04.2019 представлена уточненная налоговая декларация (корр. N 2) по НДС за 4 квартал 2018 г., согласно которой сумма, подлежащая уплате в бюджет, увеличена на 726 руб. (по каждому из приведенных сроков уплаты на 242 руб.).
Обществу на основании статей 69, 70 НК РФ по ТКС направлено требование N 47248 по состоянию на 20.04.2019 об уплате налога, пени, штрафа, согласно которому включена задолженность по уплате НДС в сумме 726 руб., пени по НДС — 14,95 руб. (требование представлено 22.05.2023 в электронном виде с отзывом инспекции). Срок исполнения требования установлен до 15.05.2019.
Кроме того, в адрес заявителя направлено по ТКС требование N 68551 по состоянию на 01.10.2019 об уплате налога, пени, штрафа, согласно которому включена задолженность по уплате штрафа по НДС в сумме 145 руб. (требование представлено 22.05.2023 в электронном виде с отзывом инспекции). Срок исполнения требования установлен до 24.10.2019.
В дальнейшем уполномоченным органом приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 19263 от 09.05.2019, N 20202 от 16.05.2019, N 39591 от 09.12.2019.
18.12.2020 налоговым органом приняты решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога, (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа): N 89542, N 89543.
В результате произведенных зачетов сумма недоимки по уплате НДС за 4 квартал 2018 г. составила — 63 720 руб.
Спорная задолженность по страховым взносам, отраженная инспекцией в письме от 17.03.2023 в ответ на обращение общества, основывается на представленном генеральным директором ООО «СМУ-5» Грузновым А.А. по телекоммуникационным каналам связи 30.01.2019 расчете по страховым взносам за 2018 г. (представлен в электронном виде 22.05.2023 с отзывом инспекции на заявление, 14.04.2023 с заявлением общества).
В соответствии с указанным расчетом исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 106 855,80 руб., в том числе 83 715,40 руб. сроком уплаты 15.11.2018, 11 518,94 руб. — 17.12.2018, 11 621,46 руб. — 15.01.2019; 24 771,08 руб. на обязательное медицинское страхование, из которых 19 406,72 руб. — сроком уплаты 15.11.2018, 2 670,30 руб. — 17.12.2018, 2 694,06 — 15.01.2019; 14 085,51 руб. на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, из них 11 035,18 руб. сроком уплаты 15.11.2018, 1 518,40 руб. — 17.12.2018, 1 531,93 руб. — 15.01.2019.
Доказательств применения каких-либо мер принудительного взыскания в отношении указанной задолженности не представлено. Из пояснений налогового органа в отзыве следует, что меры принудительного взыскания в отношении задолженности по страховым взносам за 2018 г. не применялись.
10.09.2022 в адрес заявителя инспекция направила требование N 40357 по состоянию на 01.09.2022, согласно которому включена задолженность по уплате пени в размере 112 930,95 руб., в том числе за неуплату долга по НДС — 35 380,39 руб. (начислены на задолженность по НДС со сроками уплаты 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019, ранее нашедшую отражение в требованиях N 44863 по состоянию на 15.04.2019 и N 47248 по состоянию на 20.04.2019), по страховым взносам на ОПС — 56 870,46 руб., на ОМС — 13 183,60 руб., на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности — 7 496,50 руб. (начислены на вышеуказанную задолженность по страховым взносам, отраженную в расчете за 2018 г., со сроками уплаты 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019) (представлено 22.05.2023 с отзывом инспекции на заявление). Срок исполнения требования установлен до 03.10.2022.
Меры принудительного взыскания в отношении пени, указанных в требовании N 40357 от 01.09.2022, согласно пояснениям инспекции в отзыве суду первой инстанции, не применялись.
По расчету налогового органа по состоянию на 22.05.2023 задолженность по уплате страховых взносов составила: 46 091,04 руб. — на обязательное пенсионное страхование, 6 075,62 руб. — на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, 10 684,73 руб. — на обязательное медицинское страхование.
Указанную задолженность по страховым взносам, а также недоимку по НДС в сумме 63 720 руб. (сроки уплаты 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019) и 145 руб. штрафной санкции в связи с неуплатой НДС, пени в размере 129 446,20 руб., исчисленных на задолженность, налоговый орган включил в требование N 370 об уплате задолженности по состоянию на 11.04.2023 (представлено 22.05.2023 с отзывом инспекции на заявление). Срок исполнения требования установлен до 23.06.2023.
Направление требования N 370 по состоянию на 11.04.2023 в отношении задавненной задолженности, принудительные меры взыскания которой не предпринимались, налоговый орган считает правомерным со ссылками на внесенные с 01.01.2023 в налоговое законодательство Федеральным законом N 263-ФЗ изменения, а также установленные п. 1 ч. 9 ст. 4 указанного закона особенности взыскания с 01.01.2023 сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, заключающиеся в том, что требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 в соответствии со ст. 69 НК РФ (в редакции Федерального закона N 263-ФЗ), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 263-ФЗ).
По результатам повторной оценки представленных сторонами доказательств с позиции требований статьи 71 АПК РФ и установления юридически значимых обстоятельств, апелляционной коллегией установлено, что в отношении спорных сумм задолженности истекли установленные законом сроки по взысканию с общества в принудительном (бесспорном) и судебном порядке.
Налоговым органом не оспаривается, что все возможные, предусмотренные НК РФ меры принудительного взыскания, представляющие собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, в отношении ООО «СМУ-5» по НДС и страховым взносам за 2018 г. не применялись; в отношении задолженности по страховым взносам в адрес ООО «СМУ-5» в установленные сроки вообще не было предпринято никаких мер (требование об уплате недоимки и пени по страховым взносам за 2018 год не выставлялось). С заявлением в суд о взыскании с ООО «СМУ-5» задолженности налоговый орган в установленные сроки также не обращался.
Непринятие налоговым органом таких мер в установленные сроки влечет утрату им права на взыскание налога, страховых взносов и пени с налогоплательщика в принудительном (бесспорном) и судебном порядке.
С явным нарушением двухлетнего предельного срока принудительного взыскания задолженности, установленного пунктом 1 статьи 47 НК РФ, и в судебном порядке, по состоянию на 01.09.2022 в адрес налогоплательщика было направлено требование N 40357 по уплате пени в размере 112 930,95 руб., в том числе за неуплату страховых взносов на ОПС — 56 870,46 руб., на ОМС — 13 183,60 руб., на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности — 7 496,50 руб., начисленных на задолженность по страховым взносам, отраженную в расчете за 2018 г., неуплату долга по НДС — 35 380,39 руб. (начислены на задолженность по НДС со сроками уплаты 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019, ранее нашедшую отражение в требованиях N 44863 по состоянию на 15.04.2019 и N 47248 по состоянию на 20.04.2019) (представлено 22.05.2023 с отзывом инспекции на заявление).
При этом, утрата возможности принудительного или судебного взыскания страховых взносов за 2018 год и недоимки по НДС влечет также невозможность взыскания пени за неуплату этих взносов, налога. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога и после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога, страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, пункт 5 статьи 75 НК РФ, пункт 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Апелляционный суд также обращает внимание, что само по себе нахождение налогоплательщика в процедуре банкротства не отменяет установленных законодательством предельных сроков судебного взыскания задолженности (применительно к налогоплательщику-банкроту и в отношении требований, не относящихся к текущим, — сроков для признания требований обоснованными).
Требования в отношении спорных сумм долга, применительно к статье 5 Закона о банкротстве, и исходя из разъяснений, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», с учетом их возникновения после возбуждения дела о банкротстве в отношении ООО «СМУ-5» носили текущий характер и подлежали предъявлению в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Тем самым, каких-либо объективных препятствий для реализации возможности принудительного взыскания спорных сумм НДС, страховых взносов, в том числе в судебном порядке, у налогового органа не имелось.
Установление текущих требований за рамками дела о банкротстве, не означает, что кредиторы по текущим платежам не защищены в ходе процедур банкротства. Несмотря на свой статус, они могут обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего, которые непосредственно нарушают их права, а также обращаться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности полного погашения их денежных требований.
Каких-либо мер, направленных на исполнение ООО «СМУ-5» обязательств перед инспекцией, в том числе посредством взаимодействия с конкурсным управляющим на предмет необходимости обеспечения погашения текущих требований налогового органа, последним предпринято не было.
Из материалов банкротного дела в отношении ООО «СМУ-5» усматривается, что налоговый орган в силу наличия у должника перед ним также обязательств, возникших до возбуждения в отношении него дела о банкротстве, являлся реестровым кредитором общества, соответственно, в полной мере был осведомлен о движении дела о банкротстве ООО «СМУ-5», которое определением от 22.12.2021 по делу N А60-57719/2018 было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, констатирующего отсутствие у ООО «СМУ-5» непогашенных требований кредиторов первой и второй очереди, а также первой и второй очереди по текущим платежам. Заключению мирового соглашения предшествовало погашение требований инспекции по обязательным платежам второй, третьей очереди.
Указанное определение налоговым органом не было обжаловано, вступило в законную силу.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (часть 6.1 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ).
В отношении спорных сумм задолженности, момент обнаружения налоговым органом которых относится к 2018-2019 г.г. (сроки уплаты НДС 25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019; страховых взносов 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019), установленные законом сроки по взысканию с общества в принудительном (бесспорном) и судебном порядке истекли.
Установив, что на момент обращения ООО «СМУ-5» в суд с рассматриваемым заявлением налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности по НДС, недоимки и пени по страховым взносам за 2018 год, установленный законодательством предельный срок взыскания задолженности по налогам и страховым взносам пропущен, принимая во внимание, что сведения о наличии уважительных причин со стороны уполномоченного органа не приведены, соответствующее ходатайство не заявлено, суд первой инстанции правомерно признал задолженность по ним безнадежной к взысканию.
Включение в требование об уплате задолженности N 370 по состоянию на 11.04.2023 сумм по НДС, страховым взносам из числа спорных и соответствующих штрафных санкций на суммы долга, вопреки позиции налогового органа со ссылками на обновленное с 01.01.2023 налоговое законодательство в связи с принятием Федерального закона N 263-ФЗ и особенности, установленные ч. 9 ст. 4 указанного Федерального закона, положениями которой предусматривается, что требование об уплате задолженности, направление после 01.01.2023 в соответствии со статьей 69 НК РФ (в ред. Федерального закона N 263-ФЗ), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), и, как следствие, неутраченную возможность их взыскания, признано неправомерным апелляционным судом.
Налоговым органом допущено неверное толкование соответствующих правовых положений.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ с 01.01.2023 осуществлен переход налогоплательщиков на единый налоговый счет.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 263-ФЗ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 263-ФЗ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
По смыслу положений названного Федерального закона, сальдо единого налогового счета на 01.01.2023 формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 01.01.2023) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов. При этом, в силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ, в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания. Неисполнение обязанности по уплате налогов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета, является основанием для направления налоговым органом требования об уплате задолженности и принудительного взыскания задолженности. При этом требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023, прекращает действие требований, направленных до 31.12.2022 (включительно), если налоговым органом не были приняты меры взыскания на основании таких требований (п.п. 2, 3 ст. 45, ст. 48, п. 1 ст. 69 НК РФ; п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона N 263-ФЗ).
С учетом изложенного спорные суммы неисполненных обязательств ООО «СМУ-5» в силу истечения по состоянию на 31.12.2022 сроков их взыскания, как в бесспорном, так и в судебном порядке, не подлежали учету в составе сумм неисполненных обязательств в целях формирования сальдо единого налогового счета, а их включение в требование об уплате задолженности по состоянию на 11.04.2023, правомерность которого мотивируется налоговым органом ссылками на п. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона N 263-ФЗ и непринятие каких-либо мер принудительного взыскания ранее, неправомерно.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы; решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта. Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В удовлетворении жалобы налогового органа следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2023 года по делу N А60-19722/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ

Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.М.ТРЕФИЛОВА

——————————————————————