Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Какие последствия могут возникнуть у магазина в случае обслуживания или отказа в обслуживании покупателя без маски

Вопрос:

Если покупатель отказывается надеть маску, обязаны ли мы его обслуживать? Какая грозит ответственность, если кассир окажет услугу такому покупателю? Ждут ли торговое учреждение негативные последствия, если оно откажет в обслуживании? Интересует практика, сложившаяся по этому вопросу в Москве.

Ответ:

Если в магазине предприняты все необходимые меры, установленные требованиями к организации работы по обслуживанию в период действия режима повышенной готовности, то риск привлечения к ответственности за обслуживание покупателей, отказывающихся надеть маску, минимален.

В то же время отказ в обслуживании покупателей без масок может повлечь за собой провоцирование многочисленных конфликтов с покупателями. В свою очередь, создание нервозной обстановки в магазине при спорах с покупателями неизбежно скажется на репутации магазина и на его выручке. В условиях экономического спада и массового закрытия обслуживающих и торговых предприятий магазинам очень важно сохранить лояльность своих покупателей и их количество.

Наиболее принципиальные или возмущенные покупатели могут не только апеллировать к конституции и закону о защите прав потребителей, но и устраивать скандалы с вызовом полиции и порчей товара. Несомненно, такие покупатели могут быть привлечены к ответственности за хулиганство и даже за нарушение масочного режима, но вряд ли такие ситуации желательны для торгового предприятия: издержки магазина в данном случае неизмеримо выше наказания рассерженного покупателя во имя безопасности здоровья.

Во избежание таких рисков руководству торговых предприятий следует внимательно отнестись к принимаемым распоряжениям относительно действий администрации и кассиров в таких случаях.

Остановимся подробнее на выводе о минимальности рисков привлечения к ответственности за обслуживание покупателей, не носящих маски.
В КоАП РФ установлена серьезная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Штрафные санкции составляют от 50 тыс. рублей на должностное лицо до 500 тыс. рублей на организацию или приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).
Найдено только два решения суда по Москве за весь период действия масочного режима, когда оштрафовали торговые организации за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В одном решении, в числе прочих нарушенй, было указано, что сотрудниками магазина не проводится контроль за соблюдением покупателями перчаточно-масочного режима, обслуживали покупателей без масок и перчаток (Постановление Никулинского районного суда города Москвы от от 29.06.2020 № 5-542/2020).
В другом же решении, вдобавок к обслуживанию покупателя без СИЗ, нарушение выявлено в том, что в торговом зале находился покупатель без маски с признаками ОРВИ (Постановление Никулинского районного суда города Москвы от 11.08.2020 № 05-0887/2020).
Организации оштрафованы на 300 тыс. рублей каждая.
Но обратите внимание, что упоминание об обслуживании безмасочных покупателей лишь довершает большой список иных нарушений: «…в предприятии торговли не обеспечена организация дезинфекционного режима, не проводится дезинфекция оборудования, инвентаря, терминала оплаты, кассовой зоны; в торговом зале (в зоне самообслуживания и в зоне торгового прилавка), где постоянно находятся сотрудники предприятия и покупатели, отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха; отсутствуют антисептики для рук в кассовой зоне и санузле для персонала; в предприятии не организовано выявление лиц, с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, не проводится термометрия сотрудников, термометр отсутствует; отсутствуют дезинфицирующие средства, для уборки помещений используется бытовая химия, в связи чем кратность проведения ежедневной уборки с применением дезинфицирующих средств не соблюдается, а именно полы — 2 раза в день утром и вечером, терминал оплаты — каждый час, не упорядочено хранение уборочного инвентаря, он хранится в туалете, маркировка отсутствует; не выделен уборочный инвентарь для туалета; покупателями не соблюдается социальная дистанция, обслуживаются покупатели без масок и перчаток; в реализации находилась продукция без сопроводительной документации и этикеток производителя; в реализации находилась продукция с истекшим сроком годности (продукция снята с реализации, предписание о снятии вручено продавцу в присутствии двух понятых); отсутствует маркировка разделочного инвентаря; выявлено наличие мух на предприятии, не представлена документация, подтверждающая проведение регулярной дезинсекции и дератизации; отсутствует контейнерная площадка для сбора мусора и пищевых отходов, мусор складируется в пакетах на крыльце магазина, договор на вывоз ТБО и пищевых отходов не представлен; нарушение температурного режима при реализации продукции в охлаждаемых витринах по реализации кондитерских изделий, молочной и мясной гастрономии (по температурным датчикам охлаждаемых витрин температура в витринах +10,3  и + 12,6 градусов по Цельсию ) при необходимой температуре до +6 градусов по Цельсию, установленной производителями; предприятие не обеспечено запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены с 8 часов до 23 часов и смены масок не реже 1 раза в три часа, в наличии у двух сотрудников 2 маски) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук; не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены персонала предприятий; в санузле отсутствует полотенце, кожные антисептики; не представлена документация, подтверждающая регулярную централизованную стирку санитарной одежды; не выделено помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств».
В другом решении суда список чуть поменьше, но тоже достаточно внушительный. Как видно из решений, один лишь факт обслуживания покупателей без маски вряд ли стал бы предметом сколь-нибудь пристального внимания проверяющих органов в отсутствие других нарушений.
А одной организации, правда, не в Москве, а в Ленинградской области, удалось и вовсе отменить штрафные санкции:
«В данном случае главный санитарный врач Ленинградской области, обязывая руководителей организаций, учреждений, предприятий, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей Ленинградской области проводить ежедневную термометрию сотрудников (входной фильтр), соблюдение дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, проведение дезинфекции рабочих мест и т.п., вышел за рамки предоставленных полномочий, в связи с чем не подлежит применению. Предписания и требования от органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ООО «Сторге БК» не выносились.
Суд не находит оснований для привлечения ООО «Сторге БК» к административной ответственности за нарушение рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, направленных письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 года № 02/3853-2020-27, поскольку оно носит рекомендательный характер» (Постановление Кировского городского суда Ленинградской области от 28.04.2020 по делу № 5-131/2020).
Теперь рассмотрим, что же нужно предпринять торговой организации, чтобы избежать такой ответственности.
Минпромторг РФ выпустил письмо от 11.05.2020 года № ЕВ-32091/15 с рекомендациями в случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты.
Документ обращен как к органам исполнительной власти субъектов РФ, так и к торговым организациям. В нем, в частности, рекомендовано органам исполнительной власти: «Не привлекать к ответственности представителей организаций торговли за нарушение посетителями объектов торговли режима обязательного ношения СИЗ, в случае если представителями организаций торговли приняты меры по недопущению нарушения (посетителю рекомендовано использовать СИЗ, для пресечения нарушения возможно вызвать представителей правоохранительных органов, нарушителю отказано в отпуске товара на кассе).
В соответствии с частью 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение» (п. 6 рекомендаций).
А торговым организациям даны следующие рекомендации: «При наличии в продаже СИЗ организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных норм и правил.
При попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли ее представитель осуществляет:
— информирование посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию торгового объекта (при наличии такой возможности), а также на его территории (например, выделенная касса);
— в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима;
— в случае несогласия посетителя исполнять такие требования представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения» (пп. 7-9 рекомендаций).

Чуть позже письма Минпромторга с рекомендациями вышла информация Роспотребнадзора «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования», в которых ведомство разъясняет, что «…действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации)».

Таким образом, Роспотребнадзор легитимизирует право торговых организаций не обслуживать покупателей, не соблюдающих масочный режим.

Однако следует заметить, что основаниями, на которые ссылается Роспотребнадзор в своем информационном сообщении, являются нормативные акты, вводящие обязательный режим ношения масок в зоне чрезвычайной ситуации или в условиях возникновения ее угрозы.

С другой стороны, Роспотребнадзор дает такую информацию: «В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов РФ с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения могут во исполнение правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, предусматривать дополнительные, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

А в данных правилах говорится следующее: «В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством РФ < > организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (пп. «б» п.6 правил).

Как видите, организации обязаны снабжать как своих работников, так и иных граждан, находящихся на их территории, средствами защиты, причем бесплатно, но только в условиях, связанных с чрезвычайной ситуацией.

Подведем итог.

Организация торговли обязана принять меры по недопущению нарушений санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предписанных Роспотребнадзором, главными санитарными врачами субъектов, другими ведомствами, уполномоченными на издание соответствующих нормативных актов.
И если такие меры приняты, то достаточно корректного напоминания покупателям о необходимости использования масок. Не стоит заставлять кассиров и продавцов вставать на принципиальную позицию отказа в обслуживании покупателя без СИЗ.
Все же Конституция РФ, Гражданский кодекс и закон о защите прав потребителя превалируют над информационными и рекомендательными письмами ведомств любого уровня.

А спокойная, доброжелательная обстановка в магазинах – залог здоровья как работников, так и покупателей. Многие болезни возникают в том числе из-за ослабленного иммунитета, который снижается в том числе за счет стрессов, которых и так хватает в жизни.

В любом случае ответственность за принимаемые решения лежит на руководстве торговых организаций.