Расходы на рекламу на автобусах не нормируются

ИФНС по итогам выездной проверки решила, что компания нарушила НК РФ, когда в полном объеме отнесла к расходам 944 тыс. рублей, потраченные на рекламные баннеры, расклеенные на автобусах, так как затраты на такой вид рекламы нормируются – учитываются только в рамках 1 процента от выручки.

Дело в том, что компания ошибочно отнесла баннеры на автобусах к наружной рекламе, расходы на которую не нормируются (п. 4 ст. 264 НК РФ).

По мнению инспекции, фирма ошиблась.

В кодексе понятия «наружная реклама» нет. Поэтому нужно обратиться к закону о рекламе. В нем же есть две отдельные статьи: наружная реклама (ст. 19) и реклама на транспортных средствах (ст. 20). Значит, это разные вещи. Наружная реклама – это баннеры на стабильных конструкциях, например, на автобусных остановках. Сами же автобусы, равно как троллейбусы, трамваи и другой транспорт, к таким конструкциям не относятся. Машины выделены в отдельную категорию. Таким образом, реклама на автобусе к наружной не относится. Следовательно, расходы на нее должны нормироваться (об этом сказано в последнем абзаце п. 4 ст. 264 НК РФ).

Три судебные инстанции не нашли изъянов в логике инспекторов.

ВС РФ нашел.

1. В законе о рекламе нет определения понятия «наружная реклама», которое бы подходило для использования в целях налогообложения с опорой на п. 1 ст. 11 НК РФ. В статьях 19 и 20 этого закона прописаны нюансы распространения рекламы, а именно отдельные правила для размещения рекламы на стационарных рекламных конструкциях и на транспорте. К налогообложению это не имеет никакого отношения.

2. В главе 25 НК РФ нет норм, указывающих на то, что законодатель проявил волю ограничить размер расходов на рекламу, который можно учесть лишь по критерию места ее размещения – стационарные это объекты, как то остановки общественного транспорта, или транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, личные автомобили и так далее. Такого рода дифференциация затрат не имела бы разумного экономического обоснования и приводила бы неравному налогообложению.

3. Изготовленные рекламные баннеры могли быть размещены не только на наземном общественном транспорте, но и на любой другой открытой поверхности, в том числе на статичной.

Требование ИФНС о доплате налога признано недействительным.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО