Что представляет собой надбавка за классность, кому она положена и в каком размере выплачивается, разъяснено в статье.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Что такое надбавка за классность
- Присвоение классности
- Установление надбавки за классность
- Размер надбавки за классность
- Что с налогами
Что такое надбавка за классность
Ежемесячная надбавка за классность представляет собой прибавку к окладу сотрудника, размер которой зависит от его квалификации, должности, а также выслуги лет.
Такая надбавка выплачивается военнослужащим, сотрудникам МВД и военного следственного комитета.
Кроме этого, работодатель может установить ее водителям, работающим в компании. Законодательством такая обязанность не предусмотрена, однако это можно сделать по собственной инициативе.
Присвоение классности
Порядок присвоения классности зависит от сферы деятельности работника и его должности.
Так, в отношении военнослужащих установлено, что классная квалификация присваивается по результатам проведенных испытаний (п. 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198).
Предусмотрены следующие классные квалификации (п. 7 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198):
• для военнослужащих, поступивших на службу по призыву:
специалист 3-го класса;
специалист 2-го класса;
специалист 1-го класса.
• для военнослужащих по контракту:
специалист 3-го класса;
специалист 2-го класса;
специалист 1-го класса;
мастер.
При этом лицам, занимающим должности высших офицеров, будет присваиваться квалификация «мастер» без прохождения испытаний.
Контрактники допускаются до первого испытания для установления классности квалификации по истечении 1 года после начала службы (п. 9 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198).
Срочники будут допущены до испытаний уже после 3 месяцев службы. Очередная квалификация может быть установлена им только через 3 месяца после первого экзамена. Срок действия классности будет действовать до окончания прохождения срочной службы (п. 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198).
Определены сроки, на которые военнослужащему по контракту устанавливается определенная квалификация. Так (п. 8 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198):
• специалист 3-го класса — на 2 года;
• специалист 2-го класса — на 3 года;
• специалист 1-го класса — на 3 года;
• квалификация «мастер» первый раз присваивается на 3 года. Далее ее нужно подтверждать не ранее чем через 5 лет.
По окончании указанных сроков лицо снова будет проходить испытания для подтверждения или повышения класса своей квалификации. Если они пройдут неудачно, военнослужащему присвоят более низкий класс. Повысить его можно по окончании срока действия соответствующей квалификации. Также предусмотрена досрочная переэкзаменовка, но провести ее можно не ранее чем через 1 год после понижения уровня классности (п. 17 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198).
При этом лица, которым до экзамена был присвоен 3-й класс, будут считаться не имеющими классной квалификации в случае провала испытания. Они смогут снова получить ее только через 6 месяцев (п. 11 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198).
Установлены также основания лишения военнослужащего классной квалификации (п. 18 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1198):
• увольнение с военной службы по таким основаниям, как (пп.«д»—«з» п. 1, пп. «в»—«е.2», пп. «к» «л» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
лишение звания в связи с совершением тяжкого или особо тяжкого преступления;
утрата доверия;
вступление в силу приговора суда, которым лицу установлено наказание в виде лишения свободы, в том числе условно;
вступление в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
невыполнение условий контракта;
отказ в допуске к государственной тайне или прекращение указанного допуска;
лицо не выдержало испытания;
лицо нарушило запреты, ограничения и обязанности, связанные с прохождением военной службы (п. 7 ст. 10, ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ);
военнослужащий не отвечает требованиям, не исполняет обязанности, нарушает запреты, не соблюдает ограничения, установленные законодательством РФ, которые связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти;
• применение дисциплинарного взыскания в виде:
предупреждения о неполном служебном соответствии;
снижения в воинской должности;
снижения в воинском звании на одну ступень;
снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
В отношении сотрудников МВД установлены следующие классы (пп. 2.1—2.4 порядка, утвержденного Приказом МВД России от 14.09.2020 № 640):
• специалист 3-го класса;
• специалист 2-го класса;
• специалист 1-го класса;
• мастер.
При установлении класса квалификации учитывается не только результат испытания, но и стаж работы (службы).
Для специалиста 3-го класса необходимо наличие 3 лет стажа службы или 6 лет работы по специальности.
Для присвоения 2-го, 1-го класса или «мастера» должно пройти не менее 3 лет с момента присвоения предыдущего класса. При этом перешагнуть через ступень нельзя.
Сотруднику присваивается квалификация последовательно.
Для единообразия оценки результатов испытаний установлены нормативы как теоретической части экзамена, так и практической. Например, для присвоения 3-го класса необходимо дать не менее 80 процентов правильных ответов при прохождении тестирования и удовлетворительно пройти физическую и огневую подготовку (пп. 365.1, 365.2, 365.3 порядка, утвержденного Приказом МВД России от 02.02.2024 № 44).
В отношении водителей действующими профессиональными и квалификационными требованиями (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 282) не установлены положения о разделении указанных сотрудников на квалификационные классы. Однако работодатель может установить их в своей компании добровольно и назначить выплату надбавки за присвоение квалификации.
Правила присвоения классной квалификации можно разработать самостоятельно, закрепив их в локальных актах. При этом критерии, которыми следует руководствоваться при установлении той или иной квалификации, могут быть любые. Можно учитывать стаж работы, выслугу лет, достижение определенных результатов в работе и прочее.
Виды и последовательность присвоения классов компания также может закрепить на свое усмотрение.
Если же возникают трудности с разработкой указанного порядка, можно использовать «Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады», утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102. В соответствии с указанным документом для водителей автомобиля предусмотрены 3, 2 и 1-й классы. Для каждого из них определен необходимый объем знаний и умений, стаж работы, а также характеристика выполняемых сотрудником работ (раздел «Атомототранспорт и городской электротранспорт» указанного квалификационного справочника). Кроме этого, при присвоении более высоких классов должно учитываться наличие (отсутствие) дисциплинарных взысканий, нарушений ПДД и правил эксплуатации транспорта.
Установление надбавки за классность
Если работодатель решит установить классность для своих сотрудников, он должен разработать внутренние локальные акты, где будет прописан порядок и основания присвоения классов, а также размер надбавки для каждой из квалификаций (ст. 135 ТК РФ).
С указанными документами сотрудники должны быть ознакомлены под подпись.
Размер надбавки за классность
Для установления размера надбавки, к примеру, водителю важно, является ли работодатель участником отраслевого соглашения, которое регулирует данный вопрос.
На сегодняшний день действует «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023—2025 годы» от 02.12.2022.
От имени работников оно подписано Общероссийским Профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
От имени работодателей документ подписан:
• Федеральным дорожным агентством (оно является представителем бюджетных, унитарных и казенных предприятий дорожного хозяйства);
• союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (это представитель работодателей — организаций, входящих в состав указанного союза, и организаций, уполномочивших АСПОР заключить соглашение от их имени);
• Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (она представляет интересы работодателей, поручивших ей подписание соглашения).
Соглашение распространяется на работодателей и работников (пп. 1.3, 1.4):
• подрядных организаций;
• организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков);
• государственных и муниципальных учреждений, не являющихся государственными служащими, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных и муниципальных учреждений;
• проектных и изыскательских организаций.
Важно, что обязательным такое соглашение будет только для (ст. 48 ТК РФ):
• организаций, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных НКО, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. При этом прекращение участия в объединении работодателей не освобождает организацию от выполнения соглашения, заключенного в период его членства;
• работодателей, которые вступили в объединение работодателей в период действия отраслевого соглашения;
• организаций, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
• органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Рассматриваемый документ устанавливает, что водителям, имеющим 1-й класс квалификации, назначается надбавка в размере не ниже 25 процентов от оклада. Для лиц с 2-м классом надбавка составляет не менее 10 процентов (п. 2.13 отраслевого соглашения). Конкретный размер должен быть установлен коллективным соглашением.
Если на компанию не распространяется действие отраслевого соглашения, установить процент надбавки можно на свое усмотрение в локальном акте.
Для военнослужащих размер надбавки регламентирован на федеральном уровне и составляет от оклада (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ):
• 5 процентов — за 3-й класс;
• 10 процентов — за 2-й квалификационный класс;
• 20 процентов — за 1-ю квалификационную категорию;
• 30 процентов — за квалификационный класс «мастер».
Что с налогами
Работодатель сможет учесть надбавки к заработной плате в расходах по налогу на прибыль, если их выплата предусмотрена законодательством, трудовым или коллективным договором (ст. 255 НК РФ).
Для сотрудника такая выплата будет признаваться доходом, а значит, станет облагаться подоходным налогом в общем порядке (ст. 209 НК РФ).
Вы можете оставить первый комментарий