При заключении договора на бухгалтерское обслуживание важно точно согласовать, какие функции возьмет на себя исполнитель. Недостаточно написать лишь о ведении учета. Нужно детализировать каждую операцию, иначе заказчик рискует столкнуться с претензиями, штрафами и даже судебными тяжбами.
Над статьей работали:
Автор: Тимошкина Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Для чего нужен перечень услуг в договоре на бухгалтерское обслуживание
- Основные виды бухгалтерских услуг
- Услуги по ведению бухгалтерского учета
- Услуги по ведению отдельных операций
- Услуги по ведению налогового учета
- Услуги по составлению учетной политики
- Услуги по восстановлению бухгалтерского учета
- Консультационные бухгалтерские услуги
- Образец перечня бухгалтерских услуг — приложения к договору
Для чего нужен перечень услуг в договоре на бухгалтерское обслуживание
Договориться о передаче на аутсорсинг бухгалтерских задач можно как с одним человеком (это может быть ИП, самозанятый или физлицо), так и с компанией.
Договор на бухгалтерское сопровождение — это документ, фиксирующий обязательства исполнителя. При его заключении определяют предмет договора – конкретные действия, которые будет совершать исполнитель.
Нежелательно ограничиваться фразой: «Ведение бухгалтерского и налогового учета». Без четкого перечисления действий исполнителя такой договор может привести к спору. Например, клиент ожидает, что бухгалтерская фирма, кроме ведения налогового учета, возьмет на себя консультации по оптимизации платежей в бюджет. Но исполнитель считает, что его обязанности ограничиваются только сдачей отчетности. Чтобы избежать недопонимания, в договор включают приложение с подробным списком услуг.
Во-первых, конкретизация предмета договора помогает определить границы ответственности бухгалтера. Такой список снижает риски конфликтов.
Во-вторых, он помогает определить стоимость услуг. Какие-то фирмы устанавливают детальный прайс, в котором оценена каждая операция. Другие, напротив, предлагают комплексные тарифы, предусматривающие фиксированные цены (базовый, расширенный). Но даже подписывая договор под ключ, надо внимательно проверить, что исполнитель под ним понимает. Будет ли он отвечать на требования госорганов, сопровождать выездную проверку и оптимизировать фискальные платежи.
В-третьих, детализация услуг выступает доказательством в суде, если возникнет спор о невыполнении обязательств. Например, если исполнитель не отвечал на требования ИФНС, но в договоре эта обязанность зафиксирована, клиент сможет взыскать убытки.
Детализация услуг может быть приведена в договоре или оформлена в виде приложения к нему.
Основные виды бухгалтерских услуг
Бухгалтерское сопровождение бизнеса — это комплексная услуга, которая может включать как передачу всех функций бухгалтерии, так и выполнение отдельных операций. Клиент вправе выбрать только необходимые ему. Например, ИП на УСН может ограничиться сдачей отчетности, а более крупной компании на ОСН потребуется полноценный бухгалтерский и налоговый учет с аналитикой. Спрос на профессиональное бухгалтерское сопровождение особенно высок в крупных городах, таких как Москва, где сосредоточено множество предприятий разного масштаба.
Условно все бухгалтерские услуги можно разделить на периодические и разовые. Первые выполняют регулярно (например, отражение операций в учете, сдачу отчетности). Вторые – востребованы в специфических ситуациях: восстановление учета, консультации по сложным сделкам или помощь во время налоговой проверки.
Также бухгалтерские услуги принято делить по направлениям учета:
• бухгалтерский учет;
• налоговый учет.
Это основные направления, которые чаще всего являются предметом договора на бухгалтерское сопровождение. При этом исполнители могут брать на себя и иные функции, такие как:
• финансовый (управленческий) учет – составление аналитики для собственника (например, расчет рентабельности или себестоимости);
• юридическое сопровождение по финансовым вопросам, а также помощь при возникновении споров с проверяющими органами;
• сопровождение налоговых проверок.
Услуги по ведению бухгалтерского учета
Ведение бухгалтерского учета – это основа финансовой дисциплины компании. Данная услуга особенно актуальна для организаций на ОСН, обязанных вести полноценный бухучет. Однако даже ИП и компании на спецрежимах часто заказывают отдельные элементы бухгалтерского сопровождения для контроля над финансами.
Единого перечня услуг, входящих в бухгалтерское сопровождение, не существует. Он формируется индивидуально при заключении договора с исполнителем, либо у исполнителя есть свой готовый перечень, который он предложит заказчику.
При составлении списка отдельных действий следует отталкиваться от общего определения понятия бухгалтерского учета, которое приведено в ч. 2 ст. 1 закона о бухучете. Согласно данной норме, это формирование информации о фактах хозяйственной жизни, активах и обязательствах компании, ее доходах и расходах, а также формирование бухгалтерской отчетности.
Приведем примеры того, что может делать исполнитель в рамках этого направления:
• обрабатывать первичную документацию (проверять счета-фактуры, накладные, акты);
• формировать проводки в бухгалтерской программе («1С», «Контур», «Парус»);
• осуществлять расчет налогов, сборов и других обязательных платежей;
• формировать и представлять отчетность;
• заниматься расчетом зарплаты и иных платежей работникам (отпусков, премий, материальной помощи);
• формировать платежные поручения;
• вести персонифицированный учет сотрудников;
• проводить инвентаризации;
• производить сверки расчетов с контрагентами, фискалами, СФР.
Обычно если компания обращается за ведением бухучета, то одновременно она, как правило, заказывает и налоговое сопровождение.
Отсутствие профессионального бухучета грозит:
• административным штрафом по ст. 15.11 КоАП;
• налоговыми рисками – неверные проводки могут привести к занижению налоговой базы;
• потерей контроля над финансовыми потоками.
Услуги по ведению отдельных операций
Далеко не всем предприятиям требуется полный комплекс бухгалтерских работ. Многие фирмы предпочитают заказывать точечные услуги – только для конкретных участков бухгалтерии или сложных операций. Это экономит бюджет и позволяет сохранить контроль над ключевыми процессами.
Такие услуги могут потребоваться, если:
• компания имеет штатного бухгалтера, но ему требуется помощь в сложных вопросах;
• надо выполнить отдельные функции отсутствующего работника (например, разово подготовить декларацию на основании имеющихся у заказчика данных учета);
• необходимо разово отразить в учете специфическую операцию (например, импортную сделку);
• бизнес хочет проверить корректность ведения определенного участка учета.
Услуги по ведению налогового учета
В отличие от бухгалтерского учета, который отражает финансовое состояние компании, налоговый учет фокусируется исключительно на правильном расчете налоговой базы и соблюдении сроков отчетности. Эта услуга особенно актуальна для организаций на ОСНО, но может быть полезна и компаниям на спецрежимах.
Этот вид учета может включать:
• ведение налоговых регистров;
• расчет налоговой базы;
• подготовку и сдачу налоговой отчетности;
• ответы на запросы, поступающие из налоговой и ФСР;
• налоговое планирование (оптимизацию налоговой нагрузки, выбор наиболее выгодного режима налогообложения, расчет налоговых последствий сделок или отдельных условий договора);
• работу с налоговыми льготами (например, подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС).
• информирование об изменениях в налоговом законодательстве, влияющих на деятельность компании.
Ошибки в налоговом учете могут привести к штрафам, доначислениям налогов и пеней, выездным налоговым проверкам, а также репутационным рискам для бизнеса. Так, обнаруженные налоговым органом ошибки в учете, повлекшие за собой занижение налоговой базы, грозят штрафом в размере 20–40 процентов (ст. 122 НК РФ).
Услуги по составлению учетной политики
Учетная политика – это документ, определяющий особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в конкретной компании. Именно в этом документе фиксируют:
• критерии существенности ошибок;
• какие формы учетных документов компания будет применять: унифицированные или разработанные самостоятельно. В последнем случае их формы прилагаются к учетной политике;
• какие методы учета использовать (например, способы начисления амортизации, порядок списания материалов, методику раздельного учета НДС);
• разработанные компанией формы бухгалтерских и налоговых регистров;
• рабочий план счетов;
• график документооборота;
• и другие моменты.
Учетная политика – это один из первых документов, которые запросят при аудите или выездной проверке.
В Сети доступно большое количество образцов. Однако составление учетной политики, которая максимально будет отвечать интересам компании, требует не только глубокого знания законодательства, но и понимания специфики конкретного бизнеса. Хорошая учетная политика позволяет легально оптимизировать налоговую нагрузку и влияет на финансовые результаты компании. Она способствует упрощению ведения учета (например, сближение бухгалтерского и налогового учета), а также защите интересов фирмы при проверках.
Данная услуга особенно востребована для недавно зарегистрированных компаний при смене режима налогообложения или изменении законодательства. Например, с первого апреля 2025 года стал обязательным ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который внес существенные коррективы в порядок проведения инвентаризации. В частности, изменились требования к количеству присутствующих при инвентаризации членов комиссии. Ранее при отсутствии даже одного из них результаты инвентаризации признавались недействительными. Сейчас же допускается отсутствие до 1/5 членов комиссии (п. 21 ФСБУ). Такие изменения фиксируют в учетной политике.
Услуги по восстановлению бухгалтерского учета
Восстановление бухгалтерского учета – это комплексная услуга, которая необходима, если компания теряет контроль над учетом своих финансов. Ситуации, когда может понадобиться такая услуга, встречаются чаще, чем кажется: от банальной халатности предыдущего бухгалтера до последствий компьютерного сбоя или форс-мажорных обстоятельств.
Типичные случаи, когда может потребоваться восстановление учета:
1. Последствия неграмотного ведения учета:
- отсутствие первичных документов;
- неправильные проводки;
- накопившиеся ошибки за несколько периодов.
Пример: новый главный бухгалтер обнаруживает, что предыдущий специалист не отражал реализацию в течение полугода. Либо продавец товаров через маркетплейс с УСН «Доходы» несколько лет ошибочно не учитывал в доходах удержанные онлайн-площадкой комиссии.
2. Подготовка к проверке
Пример: фирма применяла опасные или серые схемы, но судебная практика в отношении них изменилась. Теперь компания хочет исправить порядок учета этих операций.
3. Технические проблемы:
- потеря данных из-за сбоя программы;
- повреждение архивов.
Пример: после вирусной атаки оказались недоступны базы данных «1С» за последний квартал.
4. Для ответов на запросы
Пример: ИП на УСН не вел бухгалтерский учет, поскольку законодательство не требует от него этого. Но ИФНС запросила данные об остаточной стоимости основных средств для обоснования соблюдения лимитов в целях применения УСН. Или банк просил данные для решения вопроса о предоставлении кредита.
5. Форс-мажор
Пример: в результате пожара в офисе утрачены документы и данные учетных программ, хранившиеся на жестких дисках компьютеров.
При восстановлении учета исполнитель:
• анализирует состояние данных бухгалтерского и налогового учета;
• готовит недостающую первичную документацию;
• выполняет корректирующие проводки;
• представляет уточненную отчетность за предыдущие периоды.
Консультационные бухгалтерские услуги
Актуальность консультационных услуг в области бухгалтерии объясняется часто меняющимся законодательством в этой сфере и усложнением бизнес-процессов. В отличие от комплексного бухгалтерского сопровождения консалтинг предоставляет точечные решения для конкретных вопросов, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности компании, как то:
• разъяснение принципов отражения специфических операций, порядка перехода на новые ФСБУ в компании;
• консультации по заполнению бухгалтерской отчетности, деклараций и других форм;
• анализ налоговых последствий всего договора или его отдельных положений, группы сделок;
• подбор оптимальной системы налогообложения;
• услуги по легальным способам снижения фискальной нагрузки компании как в отношении отдельных операций, так и бизнеса в целом;
• разъяснение сложных положений НК РФ;
• подготовка ответов на запросы проверяющих.
Помимо консультаций, возможны услуги по представлению интересов в суде и госорганах, а также сопровождение компании при проведении в отношении нее налоговой проверки.
Консалтинг позволяет заказчику сэкономить собственное время и снизить риски. Это достигается за счет высокой квалификации консультантов, узкой специализации и огромного практического опыта.
Образец перечня бухгалтерских услуг — приложения к договору
Представлен список услуг, оформленный в качестве приложения к договору. Обратите внимание: это не исчерпывающий перечень, а именно образец перечня бухгалтерских услуг — приложения к договору.
Вы можете оставить первый комментарий