В ряде случаев судимость становится препятствием для восстановления физлицом прежнего образа жизни. Сотрудник не сможет работать в ранее занимаемой должности, если факт уголовного преследования является препятствием для трудоустройства. И дело не только в том, что работодатель предпочитает не брать в компанию лиц с ненадежной репутацией. По закону в ряде случаев он обязан отказать в трудоустройстве кандидату, подвергшемуся уголовному преследованию.
Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Александр Чепенко
Содержание
Берут ли на работу с судимостью
При приеме на работу существуют гарантии, которые не допускают в отношении физлиц необоснованный отказ в трудоустройстве (ст. 64 ТК РФ).
Запрещается отказывать в приеме на работу физлицам, устанавливая любые прямые или косвенные ограничения прав в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами нанимаемого сотрудника.
Для вступления в должность физлицо подает работодателю комплект документов, в который входит паспорт, трудовая книжка, СНИЛС, документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).
По общему правилу документ, подтверждающий отсутствие судимости, в этот комплект не входит. Поэтому если предполагаемая работа не связана с деятельностью, для которой установлены законодательные ограничения относительно судимости, то требование работодателя предоставить справку — незаконно.
В то же время согласно статье 65 Трудового кодекса такую справку необходимо представлять при проведении конкурса на должность, к работе на которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В этом случае подтверждение несудимости обязательно при заключении трудового договора.
Поэтому в определенных случаях судимость действительно является препятствием к трудоустройству, и предусмотрено это целым рядом федеральных законов.
Куда не берут с судимостью
Ограничения для трудоустройства лиц с судимостью возникает при поступлении на должности:
а) связанные с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа (ст. 328.1 ТК РФ);
б) в школу (ст. 331 ТК РФ);
в) в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).
Ограничения для трудоустройства судимых установлены не только Трудовым кодексом, но и федеральными законами.
Лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, не могут трудоустроиться:
а) в сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);
б) охранником в ЧОП (п. 5 ч. 2 ст. 11.1 Закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», пп. 4 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2024 № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности», действующего с 1 сентября 2026 года);
в) водителем в такси (пп. 14 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»);
г) в бюджетное учреждение на работу, связанную с определением кадастровой стоимости (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»);
д) на гражданскую службу (п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
е) на службу в Следственный комитет (п. 2 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»);
ж) в органы ФСБ или МВД (п. «в» ч. 3 ст. 16, ст. 14 федеральных законов от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
з) сотрудником таможни (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
и) специалистом авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).
Лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против госвласти, не могут выступать членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, занимать директорские кресла, в том числе:
а) в МФО (пп. 1 п. 1 ст. 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
б) ломбардах (ст. 2.1 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»);
в) региональных гарантийных организациях (ст. 15.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);
г) инвестфондах (ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);
д) компаниях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг (ст. 10.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
е) лизинговых фирмах (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).
В ряде случаев в компании не может быть не только руководителя, но и главбуха с судимостью. Такое требование предъявляется:
а) к ПАО (за исключением кредитных организаций), страховщикам, НПФ, акционерным инвестфондам, управляющим компаниям ПИФов, иным экономическим субъектам, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), бюджетным организациям, составляющим консолидированную бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
б) компаниям – операторам фискальных данных (п. 3 ст. 4.5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»);
в) жилищным кооперативам (ч. 1 ст. 116.1 ЖК).
Факт судимости повлияет на участие лица в СВО.
В период мобилизации, военного положения и военное время контракт о прохождении военной службы в ВС может заключаться с лицами:
а) у которых есть судимость. Исключение — если физлицо привлекалось к ответственности за совершение ряда преступлений. К примеру, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за контрабанду, захват заложников, совершение терактов;
б) совершившими преступления небольшой или средней степени тяжести, производство по которым приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК;
в) отбывшими наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена.
Это следует из пункта 5.1 статьи 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Ограничения для лиц с судимостью касаются также и большинства избирательных должностей — депутатов, членов государственных квалификационных комиссий, членов арбитражей, должности президента страны.
Погашенная судимость
По общему правилу погашение или снятие судимости аннулирует все предусмотренные в связи с этим уголовно-процессуальным законодательством правовые последствия. Физлицо при этом считается несудимым (ч. 6 ст. 86 УК РФ).
В связи с этим физлица нередко полагают, что факт уголовного преследования не отражается на их дальнейшем трудоустройстве. Однако это не так.
Одним из обязательных документов, представляемых работодателю при заключении трудового договора, является справка о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331, ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ).
В справке о судимости физлица все равно будет отражен факт привлечения к уголовной ответственности. Исковые требования об удалении этой информации из документа судьи отклоняют.
Справки о судимости или ее отсутствии выдают в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 27.09.2019 № 660.
К примеру, физлицо осудили по пункту «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на три года условно, с испытательным сроком на два года. Впоследствии судимость с физлица сняли на основании ч. 1 ст. 74 УК РФ.
Суд указал, что у должностного лица, выдавшего справку, основания проставлять отметку: «Не имеется» — отсутствовали. Содержание справки соответствует требованиям приказа № 660, справка содержит в том числе сведения о снятии судимости. Доводы истца, что на момент выдачи справки он не являлся судимым вследствие ее снятия, следовательно, информация об исторических событиях и наличии судимости в прошлом власти не могли отражать в выдаваемой справке, были отклонены как необоснованные (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2021 № 88А-3664/2021).
Должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства или пребывания проверяемого лица, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки (п. 73 приказа № 669).
В графе «Имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации» при наличии сведений об осуждении указывают:
а) дату осуждения;
б) наименование суда, вынесшего приговор;
в) пункт, часть, статью уголовного закона, по которым лицо было осуждено;
г) срок и вид наказания;
д) сведения о переквалификации деяния;
е) дату и основание освобождения;
ж) дату и основание снятия судимости.
Это следует из пункта 76.3 приказа № 660.
То есть отражение сведений о погашении судимости в справке о наличии (отсутствии) судимости не предусмотрено.
Судьи отмечают, что содержание и объем подлежащей внесению в справку информации отвечают целям обработки персданных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах.
Поэтому предусматривается включение в справку в том числе сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости для их предоставления работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 № 88а-30039/2022).
В то же время некоторые законы прямо говорят о возможности полноценного участия в предпринимательской деятельности лиц, подвергшихся ранее уголовному преследованию, если их судимость погашена или снята.
К примеру, участники тендеров подтверждают отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главбуха компании судимости за преступления в сфере экономики или преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если судимость таких лиц снята или погашена, компании допускаются к торгам (п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Вы можете оставить первый комментарий