Рассмотрим, что представляет собой тарификационный список, а также кому и в каком порядке его необходимо составлять.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Чем отличается тарификационный список от штатного расписания
- Нужен ли тарификационный список
- Форма тарификационного списка
- Утверждение тарификационного списка
- Составление тарификационного списка
- Как внести изменения в тарификационный список
- Срок хранения тарификационного списка
- Образец заполнения тарификационного списка
Чем отличается тарификационный список от штатного расписания
Штатное расписание представляет собой документ, в котором закреплены структура организации, штатный состав сотрудников и их численность. При этом нормативно не установлена обязанность составлять указанное расписание. Работодатель делает это на свое усмотрение для своего удобства (определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2021 № 88-22621/2021, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2022 № 88-25932/2022, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2023 № 88-18872/2023 по делу № 2-1946/2023).
В указанном расписании отражены все должности компании, в том числе и вакантные.
Штатное расписание может быть необходимо, когда речь идет о сокращении штата сотрудников. Работодатель может подтвердить документом наличие или отсутствие подходящих для сотрудника должностей.
В некоторых ситуациях сотруднику может потребоваться выписка из расписания, например, для подтверждения размера заработной платы. В ней будут указаны только сведения о конкретном работнике.
Обязательной для применения формы штатного расписания нет. Можно скачать унифицированную форму № Т-3 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1). Также может быть использована собственная форма, которая должна быть закреплена в локальных актах организации.
Тарификационный список — это локальный акт компании, в котором более детально раскрываются данные штатного расписания: поименно указаны сотрудники, их должности, оклад, применяемые надбавки и премии к заработной плате и трудовые функции. В данном случае в документе обозначают только работающих в компании сотрудников. Свободные вакансии в нем не отражают.
Нужен ли тарификационный список
Тарификационный список в общем случае не является обязательным для коммерческих организаций. Компания может составить его для своего удобства.
В отношении же государственных и муниципальных медицинских учреждений нормативно закреплена обязанность по составлению тарификационных списков работников. Примером нормативного акта является Приказ ФМБА РФ от 11.11.2009 № 749 (пп. 3, 4 указанного документа), а также информационное письмо Департамента здравоохранения города Москвы от 19.01.2009 № 61-18-13. Тарификационные списки указанные учреждения должны составлять каждый год по состоянию на 1 января.
Также тарификационный список необходим для установления системы оплаты труда педагогических сотрудников (методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02). Его следует составлять перед началом учебного года. А если в учебном плане предусмотрено разное количество часов по предмету на полугодия, документ нужно составлять отдельно на каждое из них (п. 1.3 приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601).
Форма тарификационного списка
На законодательном уровне форма тарификационного списка для коммерческих организаций не утверждена. Поэтому если вы решили составить указанный документ, нужно разработать форму самостоятельно и закрепить ее в локальных актах компании.
В отношении сотрудников образовательных организаций форма разработана на основе приложения № 1 к методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02). Но она носит только рекомендательный характер. Поэтому образовательные учреждения могут использовать и свою форму (п. 3.4 методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций).
А вот для медицинских учреждений обязательно применение установленных нормативными актами форм. Во временном порядке, утвержденном Приказом ФМБА РФ от 11.11.2009 № 749, говорится о четырех обязательных формах (п. 4 указанного документа):
• форма № 1 предусмотрена для тарификации руководителя учреждения, его заместителей, директора, главного бухгалтера;
• форма № 2 предназначена для тарификации должностей служащих, руководителей структурных подразделений их заместителей;
• форма № 3 нужна для тарификации медицинского, фармацевтического персонала и главной медсестры;
• форма № 4 необходима для тарификации рабочих.
Форма списка № 3 должна заполняться по категориям персонала:
• врачи,
• средний медицинский персонал,
• младший медицинский персонал,
• фармацевтический персонал.
При этом заполнять нужно сведения по каждой из указанных должностей каждого структурного подразделения в последовательности, соответствующей структуре штатного расписания учреждения по основной должности и специальности, занятой в порядке совместительства.
В медицинских учреждениях регионов также закрепляется отдельный порядок проведения тарификации. Так, Департамент здравоохранения города Москвы установил, что применяются три формы тарификационного списка (п. 4 порядка проведения тарификации работников учреждений здравоохранения (информационное письмо Департамента здравоохранения города Москвы от 19.01.2009 № 61-18-13):
• форма тарификационного списка № 1 нужна для тарификации руководителя учреждения, главного бухгалтера и их заместителей, главной медицинской сестры, служащих, в том числе руководителей структурных подразделений и их заместителей;
• по форме списка № 2 осуществляется тарификация медицинского и фармацевтического персонала;
• по форме № 3 проводится тарификация рабочих.
Тарификационный список нужно заполнять по категориям каждой должности каждого структурного подразделения в последовательности, соответствующей структуре штатного расписания учреждения здравоохранения.
Для Московской области установлена одна форма тарификационного списка, применяемого учреждениями здравоохранения (п. 3 порядка, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.07.2024 № 674-ПП, приложение № 1 к указанному документу).
Кроме того, муниципальные образования также могут устанавливать собственный порядок проведения тарификации и, соответственно, закреплять формы тарификационных списков (постановления администрации Ступинского муниципального района МО от 24.06.2011 № 1943-п, главы Волоколамского муниципального района МО от 15.08.2007 № 2120, администрации Рузского муниципального района МО от 10.05.2011 № 1988 и прочие).
Утверждение тарификационного списка
Тарификационный список утверждается тарификационной комиссией, создаваемой на основании приказа руководителя организации (п. 5.3 методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02), п. 1 временного порядка, утвержденного Приказом ФМБА РФ от 11.11.2009 № 749, п. 1 порядка проведения тарификации работников учреждений здравоохранения (информационное письмо Департамента здравоохранения города Москвы от 19.01.2009 № 61-18-13)).
При этом в комиссию должны входить:
• главный бухгалтер,
• сотрудник кадровой службы,
• руководитель планово-экономического отдела,
• представитель профсоюзного комитета,
• другие лица, которые привлекаются руководителем учреждения к работе по тарификации.
Председателем тарификационной комиссии будет руководитель учреждения или назначенный им заместитель руководителя.
Указанный выше порядок утверждения применяется для учреждений здравоохранения и образования. Могут его взять за основу и коммерческие организации. Также они вправе разработать свои правила, которые будут применять при разработке и утверждении локального акта.
Составление тарификационного списка
Как было указано выше, составляется документ специально назначенной комиссией. При формировании списка она должна руководствоваться отраслевыми нормативными актами, которые устанавливают систему оплаты труда (например, примерное положение, утвержденное Приказом ФМБА России от 03.09.2008 № 305), так и действующими правилами в конкретной организации.
В результате работы комиссии создается тарификационный список. Помимо этого, могут быть составлены протоколы и любые иные документы. Данный вопрос должен быть уже урегулирован внутренними актами учреждения.
Как внести изменения в тарификационный список
Могут быть разные основания для внесения изменения в уже разработанный тарификационный документ. Это и изменение оклада, например, в связи с ростом МРОТ, изменение нагрузки на сотрудника, а также кадровые перестановки.
Все эти поправки необходимо отразить в списке. Поэтому тарификационная комиссия разрабатывает предложения по необходимым изменениям. После их утверждения руководитель компании должен издать приказ о внесении изменений в действующий список.
Для учреждений ФМБА России установлено, что изменения и дополнения вносятся вкладышами к списку, которые заверены членами тарификационной комиссии (п. 6 временного порядка, утвержденного Приказом ФМБА РФ от 11.11.2009 № 749).
Срок хранения тарификационного списка
Срок хранения рассматриваемого документа составляет 50 или 75 лет (п. 400 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236).
Следует пояснить, что документы, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранятся 75 лет, а те, что закончены делопроизводством после 1 января 2003 года, хранятся 50 лет (сноска 3 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236).
Образец заполнения тарификационного списка
Образец тарификационного списка на примере образовательного учреждения.
Вы можете оставить первый комментарий