Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС МО от 18.04.2023 г. по делу № А40-25060/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2023 г. по делу № А40-25060/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Гречишкина А.А., Нагорной А.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: Шанов А.А. по дов. от 19.12.2019,

от ответчика: Голубых В.В. по дов. от 29.08.2022;

рассмотрев 11 апреля 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу

АО «Атомстройэкспорт»

на решение от 27 июля 2022 года

Арбитражного суда г. Москвы,

постановление от 24 ноября 2022 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по заявлению АО «Атомстройэкспорт»

к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6,

о признании недействительным решения,

установил:

Акционерное общество «Атомстройэкспорт» (далее — заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения № 15 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и № 24 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (далее — заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2022 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2022 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО «Атомстройэкспорт» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт.

Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.

Письменный отзыв представлен в материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года от 26.04.2021, проводимой в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено Решение, в соответствии с которым Обществу предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС на 6 203 176 рубля.

Также решением от 03.09.2021 № 15 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 6 203 176 рублей.

Основанием для вынесения данного Решения послужил вывод Инспекции о том, что Общество заявило право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным в рамках оказанных услуг по контракту от 18.07.2012 № 77-598/1110700 и отраженным в строке 040 «Сумма налога, ранее исчисленная по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0 процентов по которым не была документально подтверждена» по коду операции 1010421 «Реализация товаров (не указанных в пункте 2 статьи 164 Кодекса) на территорию государств — членов ЕАЭС» Раздела 4 налоговой декларации за 1 квартал 2021, по истечению срока, установленного пунктом 1.1 статьи 172, пунктом 2 статьи 173 Кодекса.

Общество обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу. Решением ФНС России от 11.11.2021 № СД-4-9/15805@ указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

Общество не согласилось с данным решением ФНС России и обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 165 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 НК РФ, пунктом 2 статьи 173 НК РФ, исходил из соответствия оспариваемых решений Инспекции действующему законодательству.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Общество указывает, что суд ошибочно истолковал пункт 2 статьи 173 НК РФ, по мнению Общества, установленный трехлетний срок на применение вычета НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту, должен исчисляться с момента возникновения у налогоплательщика права на применение ставки НДС 0 процентов и не должен быть связан с периодом отгрузки товара.

Инспекция считает вышеуказанный довод налогоплательщика необоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ указанные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ (пункт 10 статьи 171 Кодекса).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетом и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ в случае пропуска срока, предоставленного для сбора пакета документов, подтверждающих экспорт товаров (работ, услуг), налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 17473/08 по делу № А40-24726/08-128-79 определено, что указание в пункте 2 статьи 173 НК РФ на соответствующий налоговый период по операциям реализации товаров (работ, услуг), по которым ранее обоснованность применения нулевой ставки НДС не подтверждена, связано не с налоговым периодом, в котором применяются налоговые вычеты, а с налоговым периодом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о применении положения статьи 165 НК РФ, подпункта 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 НК РФ, пункта 2 статьи 173 НК РФ, правильность применения судом указанных положений Обществом не опровергнута.

При таких обстоятельствах выводы судов являются правомерными.

Общество указывает, что судом при вынесении Решения не учтены условия заключенного с заказчиком договора о том, что помимо товарных накладных по форме Торг-12 между Обществом и заказчиком оформляются акты приема-передачи оборудования, свидетельствующие о переходе права собственности на поставленное оборудование к заказчику.

По мнению Общества, право на применение налоговых вычетов по НДС возникло в 1 квартале 2019 года, поскольку именно в этом налоговом периоде товар был принят к учету (оприходован) заказчиком, и у налогоплательщика появилась возможность получения недостающих документов (заявление о ввозе товаров).

Общество полагает, что до указанного налогового периода по объективной причине (непринятие товара заказчиком) было лишено возможности сформировать полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, подтвердить право на применение налоговой ставки 0 процентов и заявить налоговый вычет по НДС.

Инспекция считает вышеуказанный довод налогоплательщика необоснованными по следующим основаниям.

Суды в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, правильно установили, что из материалов камеральной налоговой проверки следует, что между АО «Атомстройэкспорт» (Генподрядчик) и РУП «Белорусская атомная электростанция» (Республика Беларусь) (Заказчик) заключен договор от 18.07.2012 № 77-598/1110700 на сооружение Белорусской АЭС (далее — Контракт), отгрузка товара по Контракту, произошла в 1, 3 кварталах 2016 года, 1-4 квартале 2017 года, 1 квартале 2018 года.

АО «Атомстройэкспорт» 26.04.2021 в налоговый орган представлена декларация за 1 квартал 2021 года, в которой заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС размере 164 730 577 рублей, в том числе в размере 6 203 176 рублей по счетам-фактурам, датированным 2016 — 2018 годами, выставленным Обществом в адрес Заказчика при реализации ТМЦ (оборудования) в рамках Контракта.

В ходе проверки Инспекцией в адрес АО «АСЭ» направлено требование от 08.06.2021 № 1868 о представлении письменных пояснений и требование от 08.06.2021 № 1113 о представлении документов.

В ответ на требование Инспекции от 08.06.2021 № 1113, Общество письмом от 30.06.2021 № 007-007/296-02/19122 представило документы, в том числе товарные накладные, согласно которым отгрузка оборудования по счетам-фактурам, датированным 2018 годом, производилась в налоговых периодах: 1, 3 кварталах 2016 года, 1-4 квартале 2017 года, 1 квартале 2018 года.

Исходя из условий Контракта, товарная накладная ТОРГ-12 является первым по времени составления документом, выставленным в адрес РУП «БелАЭС». ТОРГ-12 оформляется исходя из рублевого эквивалента и является предварительной стоимостью. В соответствии с условиями Дополнительного соглашения № 17 от 27.04.2015 к Контракту, помимо товарных накладных по форме ТОРГ-12, оформляются акты приема-передачи оборудования РУП «БелАЭС», в которых указывается стоимость оборудования в долларах США, свидетельствующие о переходе права собственности на поставленное Оборудование.

Акты приема-передачи оборудования оформляются датой перехода права собственности на оборудование к РУП «БелАЭС», в которых определена цена реализации оборудования.

В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов РУП «БелАЭС» ссылается на акты приема-передачи оборудования, указывая дату перехода права собственности на товары от Общества к РУП «БелАЭС» 1 квартал 2019 года.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными документами, а также первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной жизни.

Таким образом, как верно указали суды, что датой отгрузки товаров, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставления счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя.

Товарные накладные составлены и датированы — 1, 3 кварталами 2016 года, 1-4 кварталами 2017 года, 1 кварталом 2018 года — периодами отгрузки, в которых АО «АСЭ» произвело исчисление НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 9 статьи 167, пунктом 10 статьи 171, пунктом 3 статьи 172 Кодекса, пунктами 2, 3, 22 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137.

В ответ на требование Инспекции от 08.06.2021 № 1868, Общество письмом от 25.06.2021 № 007/04-04/08/142 представило пояснения, из которых следует, что причина позднего подписания указанных актов приема-передачи оборудования заключается в наличии у Заказчика замечаний к качеству и комплектности сопроводительной документации и поставленного Обществом оборудования.

В силу положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия подтверждающих документов является налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Следовательно, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 17473/08 по делу № А40-24726/08-128-79, правом на вычет сумм НДС, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих правомерность применения данной ставки, налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, из фактических обстоятельств следует, что НДС с неподтвержденных экспортных операций исчислен налогоплательщиком в уточненных налоговых декларациях по НДС за соответствующие налоговые периоды отгрузки (реализации) товаров: 1, 3 кварталы 2016 года, 1 — 4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года.

Таким образом, как верно указали суды, срок предъявления НДС к вычету в отношении операций по отгрузке товаров за: 1 квартал 2016 года истекает 31.03.2019; 3 квартал 2016 года истекает 30.09.2019; 1 квартал 2017 года истекает 31.03.2020; 2 квартал 2017 года истекает 30.06.2020; 3 квартал 2017 года истекает 30.09.2020; 4 квартал 2017 года истекает 31.12.2020; 1 квартал 2018 года истекает 31.03.2021.

Декларация, в которой заявлены спорные суммы налоговых вычетов по НДС, представлена Обществом в налоговый орган 26.04.2021, то есть по истечении трехгодичного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.

Обществом не приведены документально подтвержденные обстоятельства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для своевременной реализации права Общества на применение налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.

Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой.

Ссылки Общества на письма Минфина России и арбитражную практику оценены судами и признаны несостоятельными, поскольку в указанных письмах и судебных актах рассмотрены иные фактические обстоятельства, отличные от настоящих.

Таким образом, вывод судов о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов по НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, в отношении операций по реализации (отгрузке) товаров в адрес РУП «Белорусская атомная электростанция» в 1, 3 кварталах 2016 года, 1-4 квартале 2017 года, 1 квартале 2018 года, являются обоснованными и соответствующими законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 года по делу № А40-25060/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

О.В.КАМЕНСКАЯ

Судьи

А.А.ГРЕЧИШКИН

А.Н.НАГОРНАЯ