Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как заказать выписку из ЕГРН в 2023 году

Над статьей работали:

Наличие выписки из ЕГРН является неотъемлемой частью многих сделок, связанных с недвижимостью. Поэтому любой может рано или поздно столкнуться с проблемой ее получения. Как и везде, тут есть свои особенности. О них лучше знать заранее, чтобы получение прошло без проволочек. Каков порядок выдачи выписки в 2023 году, читайте в нашей статье.

Что такое ЕГРН

В части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дано определение единого государственного реестра недвижимости. Исходя из него, ЕГРН — это свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. В него также включаются данные о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и др.

Проще говоря, в этом реестре находятся данные о зарегистрированных земельных участках, домах, квартирах и иных объектах.

Ведением реестра занимается Росреестр (его территориальные органы). С момента вступления в силу вышеупомянутого федзакона (с 01.01.2017) в документ также включаются сведения государственного кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Состав ЕГРН выглядит так (ч. 2 ст. 7 закона № 218):

— кадастр недвижимости. Это все основные и дополнительные данные об объекте. В частности, вид объекта, кадастровый номер, площадь, стоимость, адрес и так далее (ч. 4—5 ст. 8 закона № 218);

— реестр прав на недвижимость. Он включает в себя сведения о правах на объект, их ограничении и обременениях. Также он содержит дополнительные сведения, например, о размере доли, о проживающих и так далее (ч. 2—3 ст.9 закона о госрегистрации);

— реестр сведений о границах. Это сведения о зонах с особыми условиями, проекте межевания и прочее (ст. 10 закона);

— реестровые дела. Совокупность документов, на основании которых вносятся сведения в ЕГРН;

— кадастровые карты. То есть тематические карты, составленные на картографической основе, на которых воспроизводятся сведения из ЕГРН;

— также в документ входят книги учета документов и перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Также нужно добавить, что сведения из ЕГРН являются общедоступными в определенных законом пределах. Приказом Росреестра от 30.08.2021 № П/0375 утвержден состав и порядок сведений из ЕГРН, которые размещаются на официальном сайте. Это могут быть вид объекта, кадастровые номера и другие общедоступные сведения. 

Что указывается в выписке ЕГРН

Содержание справок из ЕГРН может быть различным, потому что они бывают разного вида. Весь список вариантов предоставления сведений можно найти в форме запроса. В частности, в приложении 2 к Приказу Росреестра от 08.04.2021 № П/0149. Также формы выписок содержатся в Приказе Росреестра от 04.09.2020 № П/0329.

Чаще всего заказывают выписки:

— об объекте недвижимости. Соответственно в содержании выписки будет максимально полная информация о самом объекте и зарегистрированных правах на него;

— об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Тут название говорит само за себя. Данная справка поменьше, чем предыдущая, потому что в ней не будет полной информации, а лишь основные характеристики;

— о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

— о переходе прав на объект недвижимости.

Содержание также зависит от того, есть ли запись о том, можно ли предоставлять сведения третьим лицам. Если записи нет, то сведения о принадлежности недвижимости физлицам будут предоставлены без их персональных данных. 

Кто может получить выписку из ЕГРН в 2023 году

По общему правилу получить документ может непосредственно правообладатель недвижимого имущества. Возможность получения справки другими лицами обусловлена тем, что сведения из реестра являются общедоступными (в пределах установленных законом).

При этом если справка содержит сведения ограниченного доступа, получить их сможет только правообладатель. Это могут быть выписки:

— о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

— о содержании правоустанавливающих документов.

С первого марта 2023 года Росреестр перестал публиковать сведения о собственниках в выписке из реестра, если ее заказывали третьи лица. Теперь данные из ЕГРН будут доступны только с согласия собственников объектов.

Запрос может быть подан как в бумажном, так и в электронном виде.

В первом случае вы можете подать запрос лично в ППК «Роскадастр» или в МФЦ. При этом при подаче через МФЦ не будет иметь значения, где находится имущество. Также неважно, где находится заявитель (физлицо или компания). Помимо этого, запрос может быть подан по почте в ППК «Роскадастр».

Про случаи подачи в электронном виде мы расскажем в отдельных разделах ниже.

В общем же порядке при подаче запроса вам нужны будут следующие документы:

— паспорт (другой удостоверяющий документ) при личной подаче запроса;

— доверенность без нотариального заверения. На случай, если документы подаются через представителя.

Далее нужно будет заполнить запрос. С его формой вы можете ознакомиться в приложении № 2 Приказа Росреестра от 08.04.2021 № П/0149. На каждую выписку заполняется отдельный запрос.

Выписка выдается в течение трех рабочих дней со дня, когда запрос будет получен. Выдачу осуществляют тем способом, который был вами указан. О ходе предоставления услуги вас должны проинформировать.

Также может быть и так, что выписку не выдадут. Такое бывает, если:

— в реестре нет сведений о запрашиваемом вами объекте. В этом случае вам направят уведомление;

— из запроса неясно, о каком объекте недвижимости идет речь. Сначала вам должны будут прислать сообщение с уточнением;

— вам не может быть предоставлен такой документ. Такое возможно при запросе сведений ограниченного доступа. Когда вы не являетесь правообладателем (залогодержателем). При данных обстоятельствах вы получите решение об отказе.

Законодательство никак не ограничивает срок действия предоставленной выписки. Однако все же рекомендуется, чтобы она была предоставлена ближе к событию (сделке и так далее).  

Можно ли заказать выписку из ЕГРН бесплатно

Как правило, компании и физические лица получают документ на платной основе.

Но есть исключение для одного из видов выписки, в частности, о кадастровой стоимости. В этом случае ее предоставление будет бесплатным. Еще у Росреестра есть онлайн-сервис, который позволяет быстро и безвозмездно узнать кадастровую стоимость.

Также вы можете уменьшить стоимость, если вместо организации за получением справки обратится физическое лицо. 

Размер платы за предоставление сведений из ЕГРН

Размер оплаты определяется в зависимости:

— от способа предоставления (в бумажном, электронном виде, через МФЦ или нет);

— заявителя (физическое, юридическое лицо);

— вида выписки.

Так, например, по общему правилу выписка об объекте недвижимости будет иметь следующий размер:

— при личном обращении или по почте (в бумажном виде) – 870 рублей для физлица и 2 550 рублей — для юрлица;

—  при получении в МФЦ (в бумажном виде) – 740 и 2 170 рублей соответственно;

— при получении в электронном виде – 350 и 700 рублей соответственно.

Более подробно с размерами оплаты вы можете ознакомиться в приложении № 1 к Приказу Росреестра от 13.05.2020 № П/0145.

Оплата происходит после подачи запроса. Также вам должен быть предоставлен уникальный идентификатор начисления (УИН). При этом если запрос направляется почтой, допускается оплата заранее.

Выдача УИН происходит следующим образом:

— в момент подачи запроса, если вы обращаетесь лично;

— не позднее следующего рабочего дня — при направлении запроса по почте. УИН приходит на указанную вами электронную почту или на номер телефона;

— в момент обращения, если вы подаете запрос в электронном виде. Идентификатор также может быть направлен по электронной почте или в том же веб-сервисе, через который вы направляли запрос.

Срок оплаты составляет 7 календарных дней с момента получения идентификатора. Оплата осуществляется именно заявителем. Каждый запрос оплачивается отдельно. 

Как заказать выписку онлайн

Получить справку онлайн можно несколькими способами, заполнив форму запроса через:

— официальный сайт Росреестра или ППК «Роскадастр»;

— единый портал госуслуг;

— веб-сервис.

Для начала нужно авторизоваться и через личный кабинет направить запрос. Если у вас уже есть госуслуги, этот процесс будет проходить проще.  Для подачи запроса нужно будет на соответствующем сервисе заполнить форму, указав свои данные, сведения об объекте недвижимости и способ получения. Например, на сайте Росреестра есть вкладка «Электронные услуги и сервисы». Если все в порядке, запрос будет отправлен, и вам предложат оплатить услуги.

Запрос направляется в виде документа в формате XML. Другие дополнительные документы могут быть поданы как в XML, так и в PDF. Электронный документ, который вы получите в результате, приравнивается к бумажному документу. Поэтому он будет иметь такую же юридическую силу.

О том, как получить справку через портал «Госуслуги», читайте подробнее в следующем разделе. 

Как получить выписку через госуслуги

Получить на портале вы можете следующие выписки:

— об объекте недвижимости;

— об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

— о переходе прав на объект недвижимости.

Сначала авторизуйтесь, если у вас нет учетной записи. Далее вам нужно будет в электронном виде заполнить специальную форму на портале. Там же можно сразу оплатить предоставление услуги. Для того чтобы найти нужную услугу, достаточно вбить в поисковой строке «Выписка из ЕГРН». После чего выбрать то, что вам нужно.

Так же как и при подаче, лично вам нужно будет предоставить свои данные, в частности, паспорт. Еще нужно будет заполнить данные об объекте недвижимости, его адрес, вид, номер и так далее.

Результат вы также получите в электронном виде. Документ будет заверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Он поступит в ваш личный кабинет 

Как заказать выписку через МФЦ

Получить документ вы можете также через специальные центры государственных услуг «Мои документы». Для этого нужно следовать следующему алгоритму:

— обратитесь с заявлением на получение выписки в любой из таких центров. Для этого вам понадобится паспорт (иной документ, удостоверяющий личность). Укажите, в каком виде вам нужен документ — в электронном или бумажном;

— оплатите услугу по предоставлению сведений и приложите к заявлению;

— дождитесь результата.

Узнать расположение МФЦ можно на госуслугах или на сайте «Мои документы». 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь