Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Кем осуществляется государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) нужна как для контроля безопасности на проверяемом объекте, так и для соблюдения прав работников. С ее помощью контролирующий орган проверяет, насколько качественно проведена спецоценка условий труда (СОУТ). То есть осуществляется экспертиза качества СОУТ и не только. Каким образом она проходит, кто ее проводит и какие могут быть нюансы, вы узнаете из статьи.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Цели государственной экспертизы условий труда
  2. Кто проводит государственную экспертизу условий труда
  3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
  4. Что вправе делать работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда
  5. Что является основанием для проведения государственной экспертизы условий труда
  6. Кто размещает на ФГИС СОУТ результаты специальной оценки условий труда
  7. Может ли работодатель требовать от экспертной организации подтверждение, что данные о результатах СОУТ размещены во ФГИС

Цели государственной экспертизы условий труда

Положения о ГЭУТ содержатся в статье 213 ТК РФ. Там же говорится о целях ее проведения.

Данная экспертиза нужна для оценки качества проведения СОУТ. Проверяющие устанавливают:

1) насколько верно была проведена спецоценка. Напомню, что под ней понимается:

  • комплекс мероприятий по выявлению вредных (опасных) факторов трудового процесса (далее ВОУТ);
  • оценка уровня воздействия данных факторов на сотрудника;
  • применение средств индивидуальной и коллективной защиты.

Полное определение СОУТ содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ;

2) правильности предоставления гарантий (компенсаций) за работу с ВОУТ.

По результатам спецоценки устанавливают классы условий труда. Если будет обнаружена  III степень вреда 3 (вредные) или IV (опасные), то сотрудникам полагаются гарантии. Они предоставляются в форме:

  • доплаты за вредные условия;
  • дополнительного отпуска;
  • сокращенного рабочего времени.

Предоставление конкретной гарантии зависит от конкретного класса (подкласса) условий труда. Экспертиза же проверяет, правомерно ли указанные гарантии предоставляются сотрудникам;

3) фактических условий труда ( УТ) работников.

В рамках оценки фактических УТ:

  • проверяют рабочие места сотрудников;
  • анализируют наличие опасных воздействий;
  • проверяют обеспеченность работников средствами защиты;
  • осуществляют иные проверочные действия.

Проще говоря, госэкспертиза — это комплекс мероприятий:

  • по защите прав работников;
  • безопасности на рабочих местах;
  • выполнению требований законодательства.

Кто проводит государственную экспертизу условий труда

Органы государственной экспертизы также описаны в статье 213 ТК РФ.

В частности, там указано, что экспертиза осуществляется:

  • федеральным органом исполнительной власти, обладающим необходимыми полномочиями в области трудового законодательства;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Иными словами, на федеральном уровне полномочиями обладает федеральная инспекция труда (ИТ). На региональном уровне это могут быть разные ведомства в зависимости от конкретного региона, например, региональная ИТ, департамент (управление) труда или министерство труда и соцзащиты.

ГЭУТ должна быть проведена в установленный срок. Он не может превышать 30 рабочих дней с момента регистрации оснований для проведений экспертизы. Однако в некоторых случаях возможно продление этого срока, но не более чем на 60 рабочих дней. Данный порядок следует из положений абзацев 1, 2 пункта  21 порядка проведения экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Экспертиза осуществляется в порядке, установленном приказом № 775н.

Данный алгоритм включает в себя несколько основных этапов:

  • основание для проведения ГЭУТ, то есть должно возникнуть определенное условие для назначения экспертизы. Есть несколько причин, по которым это происходит;
  • подача заявления о проведении ГЭУТ. Его типовая форма содержится в приложении № 1 Приказа Минтруда РФ от 28.10.2021 № 765н. Документ направляют в орган государственной экспертизы УТ. В нем указывают следующую информацию:

— наименование или Ф.И.О. заявителя;

— его почтовый адрес и адрес электронной почты;

— цель ГЭУТ;

— номер рабочего места, наименование профессии (должности), структурное подразделение, наименование работодателя;

— данные о ранее проведенных экспертизах (если такие были);

— сведения об оплате госэкспертизы.

В зависимости от того, кем является заявитель, могут потребоваться дополнительные действия или документы, например:

— если заявитель физлицо, ему нужно заполнить согласие на обработку персональных данных;

— если заявитель работодатель, понадобятся дополнительные сведения о СОУТ и копии некоторых документов.

После принятия заявления оно подлежит регистрации. Затем основания ГЭУТ передаются в орган, уполномоченный на проведение проверки. Руководитель этого органа назначает эксперта (экспертов) и организует проведение мероприятия;

  • процедура экспертизы состоит из нескольких последовательных шагов:

— рассмотрение оснований для проведения ГЭУТ.

Основания должны быть рассмотрены в течение 7 рабочих дней со дня их регистрации. В рамках рассмотрения определяется:

* полнота данных об объектах проверки;

* достаточность сведений для проведения экспертизы.

После этого госэксперт направляет доклад руководителю о возможности (невозможности) проведения ГЭУТ. Основания непроведения проверки перечислены в п. 23 приказа № 775н. Например, это может быть отсутствие сведений в заявлении, непредставление документов и другое. О факте непроведения ГЭУТ руководитель должен уведомить заявителя. Сделать это он должен в течение 5 рабочих дней со дня поступления к нему документов;

— проведение экспертной оценки объекта.

В рамках данного мероприятия проверяется отчет о СОУТ и прилагаемые к нему документы на соответствие закону № 426. Какие именно обстоятельства проверяют, описано в п. 26 приказа № 775н. Форма отчета и методика проведения СОУТ содержатся в Приказе Минтруда РФ от 21.11.2023 № 817н. При аудите правильности гарантий и компенсаций за ВОУТ также проверяется отчет, проводится сравнительный анализ отчета с аналогичными данными во ФГИС СОУТ.

При проверке гарантий и компенсаций данные отчета при необходимости также сверяются во ФГИС (п. 28 приказа № 775н). При проверке фактических УТ порядок тот же, то есть анализирует отчет и другие документы на соответствие закону (п. 30 приказа № 775н).

Процедура также предусматривает проверку исполнения предписаний об устранении нарушений. В целях экспертизы проверяющий может посетить рабочее место, чтобы получить необходимую информацию. Сделать это может по договоренности с работодателем;

— исследование и измерение факторов производственной среды и трудового процесса (при необходимости). Для этого может привлекаться испытательная лаборатория (центр). Такое возможно при наличии несогласия с результатами исследований (испытаний) ( п. 33 приказа № 775н).  Руководитель ГЭУТ принимает решение об исследовании, которое оформляется приказом. Для этого нужно уведомить соответствующие стороны в течение трех рабочих дней (п. 36);

— оформление результатов ГЭУТ. По итогам экспертизы составляется заключение по установленной форме. Всего этих форм три, каждая применяется в зависимости от вида экспертизы. Формы содержатся в приказе № 765н. Содержание заключения также описывается в п. 38 — 40 приказа. Проект заключения составляют в двух экземплярах. Не позднее трех дней с даты его утверждения один экземпляр выдают заявителю, а другой направляют в судебный орган (ГИТ или Роспотребнадзор). Заключение является обязательным для всех участников СОУТ;

  • рассмотрение разногласий по вопросам проведения процедуры (если такие разногласия есть). Разрешением вопросов, связанных с экспертизой качества СОУТ, занимается Минтруд. В случае когда проверка связана с гарантиями (компенсациями) работникам, вопросы разрешаются в судебном порядке. Также это может быть досудебный порядок согласно законодательству об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Заключение о рассмотрении разногласий по качеству СОУТ обязательно к исполнению всеми сторонами.

Другие особенности:

  • проверка осуществляется на объекте госэкспертизы. Под объектом понимается рабочее место (места) сотрудника (сотрудников). При этом если ГЭУТ заказывает работник, экспертиза будет проводиться исключительно на его рабочем месте;
  • заявитель имеет определенные права, установленные законом (п. 8 приказа № 775н):

— получать от уполномоченных органов разъяснения о порядке проведения проверки;

— обращаться к органу, осуществляющему ГЭУТ (госэксперту) для устранения допущенных им нарушений порядка проведения мероприятия;

— представлять пояснения, замечания и предложения в отношении проверки;

  • касательно некоторых организаций есть дополнительные требования. Так, например, для групп компаний (корпораций, холдингов) существуют условия, регулируемые отдельным документом. В частности, их устанавливает административный регламент, утвержденный Приказом Роструда от 23.08.2019 № 232;
  • ГЭУТ может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от ее цели, в частности:

— оценка качества проведения СОУТ и исследования в рамках ее проведения платные;

— в оставшихся случаях проверка осуществляется бесплатно. Но это не исключает обязанности оплачивать исследования в целях оценки фактических УТ.

Если не оплатить экспертизу оценки СОУТ, она не будет проведена. Стоимость ГЭУТ может состоять из двух частей:

— за экспертизу;

— за исследования (испытания), проводимые в ее рамках.

В некоторых случаях предусмотрены методические рекомендации по определению размера платы. В частности, такие рекомендации установлены для госэкспертизы по оценке СОУТ. Они регулируются Приказом Минтруда РФ от 09.10.2014 № 682н.

Оплачивают госэкспертизу до подачи заявления о ее проведении. Исследования (испытания, измерения) оплачивают отдельно, после получения уведомления;

  • ГЭУТ может иметь последствия для работодателя в виде:

— внепланового проведения спецоценки;

— пересмотра гарантий и компенсаций в сторону сотрудников. Однако если повезет, то могут пересмотреть и в пользу работодателя;

— привлечения к административной ответственности;

— ликвидации компании;

  • При проверке эксперты должны руководствоваться принципами объективности и обоснованности. Также они обязаны сохранить полученные ими документы (материалы) и обеспечить конфиденциальность.

Что вправе делать работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда

Лица, проводящие ГЭУТ, обладают следующими правами (ст. 213 ТК РФ):

  • посещать любых работодателей при наличии соответствующего удостоверения;
  • запрашивать и получать документы (иные материалы), имеющие отношение к проверке;
  • осуществлять наблюдения (измерения, расчеты) и привлекать для этого испытательные лаборатории (центры).

Дополнительные права могут быть описаны в приказе № 775н. Например, у экспертов есть право изложить в письменной форме свое особое мнение (п. 44). Законами субъектов РФ могут быть установлены и другие дополнительные права.

Что является основанием для проведения государственной экспертизы условий труда

Перечень оснований содержится в статье 213 ТК РФ и п. 2 приказа № 775н.

В частности, ГЭУТ осуществляется на основании:

  • обращений:

— органов исполнительной власти;

— комиссий по расследованию несчастных случаев;

— работодателей;

— сотрудников;

— профсоюзов;

— иных уполномоченных организаций, проводивших СОУТ;

  • определений судебных органов;
  • представлений территориальных органов Государственной инспекции труда;
  • представлений Роспотребнадзора;
  • заключений Министерства труда и социальной защиты.

Всех перечисленных лиц принято называть общим словом  «заявители».

Чтобы появилось основание для ГЭУТ, указанные лица должны предоставить заявление (представление, заключение). Также могут понадобиться другие дополнительные документы. Конкретный порядок зависит от того, кто именно является заявителем.

Кто размещает на ФГИС СОУТ результаты специальной оценки условий труда

Под ФГИС здесь понимается Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ. О том, что собой представляет данная система, рассказывается в ст. 18 закона № 426. Объектами учета в данной системе являются:

  • данные о работодателе;
  • наименование в полном виде;
  • место нахождения и место ведения деятельности;
  • ИНН налогоплательщика;
  • КПП в налоговой;
  • государственный регистрационный номер;
  • код ОКВЭД;
  • иные сведения, перечисленные в п. 2 ст. 18 закона № 426-ФЗ.

В этой же статье говорится, что сведения о результатах подлежат передаче в информационную систему. Сделать это должна специализированная организация, проводящая СОУТ. Срок передачи информации во ФГИС составляет 10 рабочих дней. Он начинает течь со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Делается это в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Далее функционалом ФГИС СОУТ занимается непосредственно Минтруд.

Может ли работодатель требовать от экспертной организации подтверждение, что данные о результатах СОУТ размещены во ФГИС

Работодатель имеет право требовать от организации, проводящей СОУТ, соответствующее подтверждение. Это одно из его прав, которые конкретно прописаны в действующем законодательстве (п. 5 ч. 1 ст. 4 закона № 426-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь