Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Новые индикаторы риска для проверки работодателей

Над статьей работали:

Проверки государственной инспекцией труда являются одной из форм контроля соблюдения трудовых прав работников. Законодательно предусмотрен ряд критериев назначения внеплановых проверок. По каким признакам инспекторы выбирают компании для проверки и как этот перечень индикаторов планируется изменить – читайте в статье.

Внеплановые проверки ГИТ

Внеплановая проверка – это форма мероприятия трудовой инспекции по контролю за тем, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. В отличие от плановой проверки внеплановый контроль проводят не по ежегодному плану, а на основе распоряжения или приказа должностного лица Роструда. Прийти с внеплановой проверкой инспектор может несколько раз в год, если на это есть основания. Внеплановую проверку проводят в четырех формах, как то: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная или выездная проверка.

Инспекционный визит – это новая форма контроля, которая позволяет инспектору прийти с проверкой без предварительного уведомления. Взаимодействовать с работодателем он будет только по вопросам, которые перечислены в проверочных листах. Инспекционный визит проводят на территории работодателя. Срок проверки – один рабочий день. В ходе визита инспектор вправе осмотреть помещения, истребовать документы, опросить сотрудников и взять с них письменные объяснения. Но он не сможет отобрать пробы, назначить экспертизу, эксперимент или испытания.

Рейдовый осмотр – не новое контрольное мероприятие, но инспекторы ГИТ ранее его не использовали. Осмотр, в отличие от других проверочных мероприятий, проводится в отношении не одного работодателя, а всех, кто владеет, пользуется или управляет объектом контроля либо работает на определенной территории. Срок взаимодействия инспектора с одним работодателем при этом не может превышать одного рабочего дня. В ходе рейдового осмотра инспектор вправе проводить осмотр, опрос, получать письменные объяснения, истребовать документы и проводить экспертизу. Если по итогам рейдового осмотра выявят нарушения, то инспектор ГИТ составит акт в отношении организации, допустившей нарушение.

Документарная проверка проходит в ГИТ без выезда к работодателю. Проверку проводят без согласования с органами прокуратуры. Перед тем как провести документарную проверку, инспектор изучает документы работодателя и сведения о них, которые уже есть в ГИТ, например, акты предыдущих проверок, предписания и другие материалы.

Если материалов для проверки недостаточно, инспектор направит работодателю письменный запрос с требованием предоставить необходимые документы, объяснения или информацию. Одновременно с запросом инспектор направит копию решения руководителя ГИТ о проведении проверки. Ответить на требование инспектора и представить необходимые документы нужно в письменной форме не позднее 10 рабочих дней со дня, когда поступил запрос.

Выездную проверку проводят на территории работодателя: головной организации, филиалов и представительств либо объектов контроля, а также в дистанционном формате. Для этого инспектор будет звонить по видеосвязи. Проверку в таком формате назначают в двух случаях. Первый – когда невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений в документах и объяснениях работодателя. Второй – когда невозможно оценить нарушение без выезда на территорию работодателя.

Выездную проверку проводят только по согласованию с органами прокуратуры. О выездной проверке сообщат за 24 часа до ее начала. Если инспекторы получат информацию об угрозе жизни и здоровью граждан, то придут с внеплановым визитом в течение 24 часов. В этом случае организацию могут не уведомить. Если инспектор придет с проверкой без обязательного уведомления, он должен предъявить служебное удостоверение и копию распоряжения или приказа о проверке.

Трудовой инспектор не может проводить плановую выездную проверку в то время, когда отсутствует руководитель организации или иной уполномоченный представитель работодателя. В ходе выездной проверки инспектор вправе проводить осмотр, опрос, получать письменные объяснения, истребовать документы и проводить экспертизу. При этом инспектор вправе общаться не только с руководителем, но и с работниками.

В общем случае срок выездной проверки не превышает 10 рабочих дней. Для работодателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, срок проверки не превышает 50 часов. У микропредприятий проверка длится не более 15 часов.

Индикаторы риска: что нового

Для повышения качества государственного надзор за соблюдением трудового законодательства Минтруд планирует расширить перечень индикаторов риски, добавив  два дополнительных критерия для назначения внеплановой проверки трудовой инспекцией.

Один из новых критериев – количество и динамика несчастных случаев в компании. Контрольные мероприятия будут проводить в компаниях, где за год было два и более несчастных случая, при условии, что их общее количество выросло минимум на 20 процентов по сравнению с прошлым годом.

Второй новый критерий – отсутствие в государственном реестре данных о спецоценке условий труда у компании, которая работает более 12 месяцев с численностью персонала более 50 человек. Дополнительное условие для этого критерия – организация должна выступать в качестве страхователя в фонде пенсионного и социального страхования. Так же в зону риска проведения дополнительных проверок попадут компании, которые проводили специальную оценку более пяти лет назад.

Проект расширения перечня критериев находится на стадии обсуждения, а значит, пока действуют предыдущий список.

Перечень индикаторов риска до 2023 года

До 2023 года в России действовало два ключевых индикатора риска, по которым трудовая инспекция в обязательном порядке отбирала компании для проведения комплексных проверок соблюдения трудовых прав.

Первый индикатор – направление в суд и принятие к рассмотрению заявления работодателя (компании) о банкротстве. Проверке подвергались компании, у которых среднестатистическая численность сотрудников составляла 50 и более работников. В этот показатель включались как сотрудники, работающие полный рабочий день, так и совместители.

Второй индикатор – проведение в течение дня одним лицом каких-либо измерений в целях специальной оценки условий труда, если эта проверка повторялась два раза и более в течение 6 месяцев. Исключение из этого правила — проведение спецоценки на территории нескольких регионов России, имеющих общую административную границу. Этот индикатор риска направлен на предотвращение использования результатов измерений у одной компании для другого работодателя.

На текущий момент перечисленные индикаторы не являются исчерпывающими для назначения проверок трудовыми инспекторами. В качестве оснований для проверки компании могут быть:

  • получение ГИТ сведений о причинении вреда;
  • прямое поручение президента или правительства;
  • получение требования прокурора;
  • истек срок исполнения решения по прошлой проверке;
  • наступление события из программы проверок.

Внеплановые проверки инспекторы проводят только после согласования с прокуратурой, если организация причинила вред жизни и здоровью граждан, попала под параметры индикатора риска или отклонилась от них. В остальных случаях и при документарной проверке согласие прокуратуры контролерам не нужно.

Проверка работодателя

Основанием для начала проверки является приказ руководителя или заместителя руководителя территориального отделения трудовой инспекции. Инспектор известит о внеплановой выездной проверке по почте или направит копию решения о проведении проверки на электронный адрес. При этом ГИТ будет использовать адрес электронной почты, который работодатель указал в информационных ресурсах или при государственной регистрации компании.

В ходе внеплановой проверки трудовые инспекторы проверят:

  • соблюдение работодателем требований трудового законодательства;
  • выполнение требований охраны труда и условия труда инвалидов;
  • выполнение предписаний трудовой инспекции;
  • принятые меры по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

Если основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление, то проверяющие анализируют факты, которые стали причиной такого обращения. Для достижения целей и задач внеплановой проверки трудовые инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, которые имеют отношение к предмету проверки. Сведения и документы, которые не относятся к предмету проверки, инспекторы проверять не вправе.

После того как инспектор закончит проверку, он оформит ее результаты и сообщит о них работодателю. Компания получит акт, соответствующий типу проведенной проверки:

  • акт инспекционного визита;
  • акт рейдового осмотра;
  • акт документарной проверки;
  • акт выездной проверки.

Если в ходе контрольных мероприятий нарушения не выявлены, запись о результатах проверки внесут в единый реестр, а далее эти данные будут размещены в личном кабинете работодателя на сайте госуслуг. После проверки инспектор также вправе выдать работодателю рекомендации по профилактике нарушений и провести профилактические мероприятия.

Акт мероприятия инспектор составит сразу после окончания проверки в месте, где ее проводили. Например, если проверка была выездная, инспектор составит акт на территории работодателя. Акт оформляют по одной из типовых форм, утвержденных приказом № 151. В документе будут указаны:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
  • дата и номер распоряжения руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
  • вид проверки;
  • фамилия, имя, отчество и должность трудового инспектора, который проводил проверку;
  • фамилии, имена, отчества и должности специалистов;
  • наименование и адрес работодателя;
  • дата, время, продолжительность и место проверки;
  • сведения о контрольных действиях инспектора;
  • даты и реквизиты протоколов и иных документов;
  • выводы о результатах проверки и сведения о факте устранения нарушений;
  • подпись трудового инспектора, проводившего проверку;
  • отметка об ознакомлении или отказе от ознакомления работодателя с актом.

Если по результатам проверки инспектор найдет нарушения, в акте проверки он укажет, какое обязательное требование нарушил работодатель, со ссылкой на норму закона. Если организация устранит нарушение до окончания проверки, сведения об этом также включают в акт.

Если в ходе проверки инспектор обнаружил нарушения, к акту проверки прикладывают доказательства того, что работодатель нарушил обязательные требования. Это могут быть копии кадровых документов, протоколы или заключения экспертизы, объяснения работодателя, фотографии, видео и прочие материалы.

Инспектор вручит акт проверки вместе с приложенными документами руководителю организации или его представителю. С содержанием акта работодатель обязан ознакомиться на месте, где проводили проверку. Это правило не применяют, если провели документарную проверку или акт проверки невозможно составить на месте. С актом проверки инспектор ознакомит работодателя под подпись. Если акт оформили в электронном виде, работодатель должен подписать его ЭЦП. Если он откажется подписать акт, в нем будет сделана отметка.

Ответственность нарушителей

При выявлении нарушений инспектор в дополнение к акту проверки:

  • выдаст предписание об устранении выявленных нарушений. В предписании инспектор укажет срок, в течение которого их нужно устранить;
  • выдаст предписание о проведении мероприятий, чтобы устранить причиненный вред или ущерб;
  • направит информацию о правонарушении или преступлении в государственный орган;
  • составит протокол об административном правонарушении в пределах своих полномочий;
  • примет меры, чтобы работодатель выполнил обязательные требования после проверки. Если работодатель не исполнит предписание, инспектор вправе передать материалы проверки в суд;
  • выдаст рекомендации по профилактике нарушений.

По результатам наблюдения инспектор может вынести предостережение. В нем будут указано, какие действия работодателям приводят к нарушениям в сфере трудового права и охраны труда. Также предостережение могут направить, если в ГИТ поступила информация о готовящихся нарушениях, но нет подтверждения, что они уже причинили вред.

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают инспекторы, которые проводили проверку. Срок рассмотрения дела – 15 календарных дней. Его можно продлить, но не более чем на один месяц. При этом на практике большинство административных дел инспекторы рассматривают в день, когда составили протокол.

По итогам рассмотрения дела инспектор может вынести постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу. В постановлении инспектор назначит наказание только за те нарушения, в которых он установил вину организации и должностного лица. Копию постановления отправят представителю компании или руководителю по почте в течение трех календарных дней со дня, когда составили протокол.

Штрафы назначают по каждой части статей 5.27 и 5.27.1 КоАП. Статья 5.27 предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства, а ст. 5.27.1 – за нарушение законодательства об охране труда. Если инспектор выявит несколько нарушений, которые подпадают под санкции разных частей статьей 5.27 или 5.27.1, он составит соответствующее количество постановлений.

Инспекторы могут назначить несколько штрафов по одной части статей 5.27 или 5.27.1 КоАП. Например, если работодатель не составил второй экземпляр трудового договора 20 работникам, инспектор может назначить 20 штрафов – по штрафу за каждого работника. Если лицо совершило два и более административных правонарушения, наказание назначат за каждое из них, даже если дела об этих правонарушениях рассматривает один судья.

Если лицо совершило одно действие или бездействие, которое содержит составы административных правонарушений по двум и более статьям или частям статей КоАП и рассмотрение дела подведомственно одному и тому же судье, назначают более строгое административное наказание в пределах данных санкций (ч. 3 и 4 ст. 4.4 КоАП). Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. При этом обжаловать постановление об административном штрафе можно только через суд по правилам главы 30 КоАП.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь